Однако ввиду популярности летнего сезона и нехватки кадров, многим насильно вручают именно зимние каникулы.
Не беда, есть места на земле, где и зимой белоснежные от песка пляжи, теплое море и нежный загар. Такой райский уголок, к примеру, как Малайзия.
Конец октября выдался богатым на всякого рода межправительственные встречи на высшем уровне, предложения и соглашения. Большинство из них, конечно, рядового обывателя касаются мало.
Стратегические рокировки, политические альянсы, энергетические кофе-брейки. Большая политика, одним словом. Однако есть кое-что для «земных» людей. К примеру, встреча с министром туризма Малайзии Тенгку Аднан бин Тенгку Мансором.
Динамика отношений
Казахстан и Малайзия установили дипломатические связи в далеком 1992-ом. Однако потребовалось 2 года, прежде чем Казахстан открыл свое посольство в этой Южно-Азиатской стране. Затем еще два года, чтобы малазийцы, в свою очередь, приехали работать к нам.
Обмен верительными грамотами и неспешное переселение дипломатов. К чему торопиться? На востоке спешить не принято. Наверное, именно поэтому статистика умалчивает, насколько прогрессивным было сотрудничество двух стран в экономическом плане, упоминая лишь то, что в 2003 году двусторонняя торговля принесла доход в 35 млн. долларов США и за два года увеличилась почти вдвое — 60 млн. долларов в 2005 году.
Однако в ближайшем будущем динамика отношений и количество получаемой выгоды может существенно измениться. Перспективы плодотворного сотрудничества двух стран в сфере туризма обсудили в конце октября в Астане главы туристических министерств двух стран.
Линии будущего
Отечественные турфирмы возят казахстанцев в Малайзию давно. Это одна из стран, куда нашим согражданам не нужна виза. Туры в Малайзию достаточно популярны, но и недешевы, а значит, все еще доступны не всем. Отчасти цена тура складывается из цены билета, ведь прямых перелетов между Алматой/Астаной и Куала-Лумпуром пока еще нет. Если в рай, то через Ташкент. Однако в скором будущем по крайней мере для жителей столицы положение дел может измениться.
В последние годы вопрос о необходимости открытия прямого авиасообщения между Астаной и Куала-Лумпуром обсуждался довольно активно. Были предложения открыть воздушный коридор, возможно, на паритетной основе. По мнению специалистов, это значительно бы повысило потенциал развития туристической отрасли в наших странах и принесло бы немалые дивиденды.
Именно об этом потенциале и беседовали министр туризма Малайзии Тенгку Аднан бин Тенгку Мансором с министром туризма и спорта РК Темирханом Досмухамбетовым в Астане.
«Казахстан заинтересован в развитии туристических связей с Малайзией», — считает министр Досмухамбетов, передает Kazakhstan Today. — «В Малайзии очень хорошие условия для наших туристов, в частности, по соотношению цены и качества, единственный недостаток — нет прямого авиасообщения, только через Ташкент, что очень неудобно. Если бы мы могли организовать чартерные рейсы хотя бы в сезон, чтобы приучить туристов, то постепенно нам бы удалось наладить постоянный обмен».
Малазийцы тоже не против, ведь это сулит дополнительную нишу для бизнеса страны и солидные отчисления в бюджет. Министр туризма Малайзии отметил, что его ведомство планирует отправлять агентов малайзийских тур-операторов с целью организации ознакомительных туров для казахстанцев и возможно для установления взаимного турконтакта. «Мы также хотим привозить наших туристов в вашу страну, поскольку у вас есть прекрасные горнолыжные базы, для наших людей снег является экзотикой», — сказал Тенгку Аднан бин Тенгку Мансор.
Посчитаем…
Однако до того момента, когда малазийцы будут кататься на наших горных склонах, еще далеко.
Во-первых, им все еще нужна виза для въезда в страну, хотя продвижения в этом деле есть. Казахстанская Туристская Ассоциация (КТА) в 2003 году инициировала круглый стол «Административные барьеры, препятствующие развитию въездного туризма». По итогам его были направлены предложения в Правительство республики об отмене визовой поддержки для стран, граждане которых не представляют реальной угрозы с точки зрения нелегальной миграции, терроризма и других негативных явлений. Визы отменены не были, но с 15 февраля 2004 года Казахстан ввел упрощенный порядок получения въездных виз для граждан 27 государств дальнего зарубежья, в том числе и для граждан Малайзии.
Фото с сайта www.photosight.ru
Во-вторых, Малайзия — хоть и туристически процветающая страна, большинство ее граждан, не смогут позволить себе катание на Чимбулаке, которое в среднем дороже, чем в Европе, и жизнь в дорогостоящих отелях Алматы, где цены за номер на двоих в сутки колеблются в районе 100-200 у.е. Мы конечно же не берем в расчет район «Алматы-1».
Остается предполагать, что такие двусторонние туристические взаимодействия призваны изменить ситуацию с ценообразованием в корне и надеяться на будущие послабления. А пока сотрудничество говорит о цифрах, будущих прибылях и возможных рынках.
Сейчас Южно-Азиатский райский уголок, как рекламируют его российские туроператоры, намерен уверенно завоевывать туристов. На пространстве СНГ малазийская экзотика по-прежнему не дотягивает до топов популярности, где первые места прочно заняты Турцией. Но в планах министерства туризма Малайзии — увеличение ежегодной прибыли. Уже сейчас страна принимает 17 млн. туристов в год, что приносит почти 11 млн. долларов США. Объем индустрии развлечений немалый, но доход, как ни странно, при таком количестве туристов сравнительно небольшой. У нас — и то больше.
По данным КТА, за последний год показатели туристской индустрии — одного из приоритетов национальной экономики — основательно подросли. Например, с 2002 года число туристов, посетивших Казахстан, выросло с 3,7 миллионов до 4,4 миллионов человек в год. А так называемый внутренний туризм объединил 3,3 миллиона туристов. В целом же доход республики от туристской деятельности превысил 30 миллиардов тенге, взнос в казну от туризма перевалил за отметку 6,5 миллиарда тенге, что в 4 раза больше доходов от туризма Малайзии при гораздо меньшем количестве этих самых туристов. Что опять же косвенно дает основания предполагать о гораздо меньших расценках в туриндустрии восточного соседа, а также повод задуматься.
К 2007 году Куала-Лумпур планирует увеличить объем въездного туризма до 20 млн. иностранных туристов в год. Ведутся встречи и переговоры, а также всяческие предложения о помощи и сотрудничестве. К примеру, о внедрении электронных удостоверений личности, которыми успешно пользуются Малайзия и Бруней. Эти многофункциональные паспорта с электронными чипами позволяют не только удостоверять личность владельца и его право на вождение автомобиля, но также совершать безналичные расчеты. Удобно, не правда ли?!
Но вернемся к нашим… авиалиниям
Если так пойдет и дальше, возможно мы все же будем летать напрямую, туроператоры снизят цены, а мы получим еще одну точку для отдыха на карте, где, согласно рекламным проспектам, мы сможем увидеть «редчайшее растение — раффлезию, или встретить обитающего только здесь орангутанга».
Не говоря о подводных садах для дайвинга, нетронутой природе (несмотря на 17 млн. туристов), белоснежных пляжах, тишине и покое, и, в конце концов, не такого уж страшного зимнего отпуска.
Мы с радостью примем малазийское «Саламат датанг», что означает «Добро пожаловать».