Конкурентоспособные кадры - пока лишь мечта? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Конкурентоспособные кадры - пока лишь мечта?

Конкурентоспособные кадры - пока лишь мечта?

В одном из своих выступлений Президент Нурсултан Назарбаев в очередной раз выразил озабоченность по поводу сегодняшнего качества казахстанского народонаселения.

  • 5 Сентября 2005
  • 1255
Фото - Caravan.kz

В связи с массовым отъездом в период первых лет становления независимости сотен тысяч опытных специалистов и просто образованных людей, экономика страны испытывает сейчас острую нехватку высокопрофессиональных кадров разного профиля.
Да и те дипломированные выпускники многочисленных вузов, профессии которых с избытком представлены на нашем рынке труда, по качеству своей подготовки и элементарной грамотности оставляют желать лучшего.
Почему в Казахстане много людей с высшим образованием и не хватает профи? Высказать свое мнение по этому поводу мы попросили нескольких представителей сферы образования.
Глупцы родом из детства
Подготовка к взрослой, в том числе и будущей профессиональной жизни, начинается с первых лет жизни ребенка. С первых прочитанных книжек, с рассказов мам и пап о природе и назначении вещей.
С многочисленных «почему» на тему «откуда что берется и куда девается» и так далее. В советские времена большую нагрузку в плане воспитания брали на себя детские дошкольные учреждения.
— Сейчас из-за нехватки детских садов, — говорит преподаватель начальных классов одной из алматинских общеобразовательных школ Нина Березина, дети приходят в школу в своей массе совершенно неподготовленными, а подчас просто глупыми для своего возраста.
Я не говорю, конечно, о детях, образованием и подготовкой к школе которых занимались дипломированные гувернантки — они исключение. Естественно, главное дело школьных педагогов — восполнять пробелы в умах наших маленьких воспитанников. Но насколько было бы это легче делать, если дети приходили хоть немного подготовленными. Ведь порой доходит до абсурда — объясняешь тему простыми словами, а дети начинают спрашивать о смысле слов, которые произносит учитель. Типа «а что такое киоск?» или «что значит рама, розетка, веник и так далее». Дети не знают значения простейших слов!
По-моему, в первую очередь, нужно восстанавливать в прежнем объеме и качестве систему дошкольного воспитания, которая успешно функционировала в период СССР. Что, в свою очередь, благотворно отразится на среднем и высшем образовании.
Алматинка Ирина Шемратова — мать двоих детей тоже считает, что образовывать дошколяшек на дому сейчас очень дорого и хлопотно. Для этого современной маме придется сидеть дома, а не работать. Что могут себе позволить далеко не многие семьи.
К тому же книги для малышей, которые продаются сегодня в городских магазинах довольно дорогие. А недорогих книжек-малышек не найдешь днем с огнем. Коммерсантам невыгодно торговать дешевым товаром. Будь то книги или развивающие настольные игры. В итоге страдают наши дети.
Нет хороших книг — нет кругозора.
Инна Смагулова — завуч по учебной части общеобразовательной школы Бостандыкского района Алматы затронула другую проблему, связанную с подготовкой молодых специалистов.
— Увы, — говорит Инна Оскаровна, я часто сталкиваюсь в моей работе с тем, что приходит к нам работать молодой преподаватель после окончания вуза и уже на собеседовании выясняется — у молодого человека или девушки серьезные проблемы с кругозором. Выпускники сегодняшних вузов элементарно не начитаны. Если это математик, он не ориентируется в мировой истории и литературе. Если филолог, то с трудом отличает космическую станцию от ракетоносителя и тому подобное. А ведь наличие широкого кругозора — это основное требование к современному учителю.
Стоп! Ключевое слово в высказываниях опытного завуча «не начитаны». Вот в этом-то кроется еще одна серьезная проблема казахстанского общества — малочисленность и плохая комплектация библиотек (хотя домашняя библиотека, заметим, все же играет более основополагающую роль в развитии ребенка).
Начнем с цифр. В период до 1990 года в Алматы городских библиотек было 23. Спустя 15 лет, их по-прежнему 23!
Население города выросло чуть ли не на треть, а библиотечный воз и ныне там. Пополнение библиотечного фонда, по словам сотрудников городской библиотеки имени Чехова, происходит также очень трудно, именно трудно — денег выделяется мало. И к тому же заполучить книги, которые наиболее востребованы населением, не всегда удается. Здания библиотек не ремонтируются в течение многих лет. О размере же заработной платы сотрудников лучше и не говорить — это отдельная и очень грустная тема.
Как и история о разграблении фондов библиотек в период «безвременья». Когда советское превращалось в капиталистическое, и контроль со стороны государства почти отсутствовал.
Тогда «под шумок» были прикарманены самые редкие, ценные и просто хорошие книги. А мы говорим об узком кругозоре…
Тут бы нашему населению обычную грамотность не растерять, не говоря уж о самосовершенствовании и интеллектуальном росте. Тем более, что современный казахстанский книжный рынок формируется вне зависимости от спроса нашего населения на ту или иную литературу. Он фактически дикий и наполнен той продукцией, которую предлагают российские издатели. А это в массе своей — бульварные романы, мыльные оперы, боевики и детективы низкого качества. Беда казахстанского книжного рынка в том, что мы практически не имеем собственного издательского производства. Кроме учебников, за ре-едким исключением, в Казахстане ничего не издается!
Поэтому купить сегодня импортную энциклопедию, хорошую научно-популярную литературу или стоящий бестселлер по карману не каждому казахстанцу. А ведь мы ведем сейчас речь в основном о горожанах. Что же говорить о сельской местности? Там дела с библиотечным делом, да и с образованием в целом, совсем плохи. Оно и понятно. Жить и работать на селе, получая зарплату современного библиотекаря или учителя — все равно, что быть постоянным курсантом школы выживания. Поэтому и желающих мало…
Дипломированные неучи
Итак, проучившись кое-как в школе, не прочитав и половины книг, которые между делом прочитывал средний советский школьник, малограмотный выпускник казахстанской среднестатистической школы отправляется поступать в вуз. Он начинает готовиться к экзаменам, простите к тестированию — это когда не как раньше нужно было знать и уметь рассказать весь материал на заданную тему, а лишь заучить, как попугай, правильные ответы на вопросы по книжице с тестами.
Помнится, советские абитуриенты для того, чтобы подготовиться лишь к одному экзамену прочитывали ко дню сдачи целиком все учебники по данному предмету, начиная с 4-го или 5-го класса по 10-й. И так перед каждым из пяти-шести и более вступительных экзаменов. И это, не говоря о вузах, где для поступления знания школьной программы не всегда считалось достаточным.
— Наше, советское образование, — рассказывает преподаватель одного из вузов с 40-летним стажем Асия Табанова, ценилось во всем мире, особенно техническое. Наша школьная программа советских времен считалась одной из самых сложных, но зато она как нельзя лучше готовила к поступлению в соответствующий институт. Я не понимаю зачем, имея такой богатый опыт, накопленный советской системой среднего и высшего образования, нам понадобилось перенимать чужой — куда менее удачный.
И действительно, наша наука в советские годы опережала по целому ряду направлений разработки западных ученых. С внедрением в производство, правда, мы всегда опаздывали или не использовали собственные ноу-хау вовсе. Но то, что по интеллектуальному потенциалу были впереди планеты всей — это признали даже наши прежние оппоненты.
О методиках обучения в высших учебных заведениях можно спорить до хрипоты. Но есть в наших вузах особая беда, характерная, наверное, именно для нашей республики — повальная коррупция в среде преподавательских коллективов.
Для сегодняшних студентов уже является нормой покупная система зачетов и экзаменов. В городе существует устойчивая «тарифная сетка» цен на зачеты и экзамены. И характеристика дорогого или дешевого вуза присваивается теперь народной молвой не в зависимости от того, сколько составляет официальная плата за обучение, а в зависимости от стоимости этих самых экзаменов и зачетов.
По этой неофициальной, черной тарифной сетке, к примеру, КазНУ считается самым дорогим вузом страны. Экзамен там стоит 5 тысяч тенге. В других вузах поменьше, но в среднем сессия обходится нашим студентам в пределах от 150 до 200 долларов. О каком уровне образования тут можно говорить? Разумеется, о самом низком.
Получается, пока мы не восстановим систему дошкольного воспитания, не дореформируем систему среднего и не вернемся к старой испытанной форме высшего образования, не избавимся от коррупции в вузах, не видать нам когорт высокопрофессиональных специалистов как своих ушей.
Тут уж ни о каких отечественных ноу-хау и мечтать не приходится. Дипломированные неучи, купившие каждую строчку в дипломе, нам их точно не создадут. И экономику страны тем более не поднимут.
Может лишь «Болашак» со временем хоть немного облегчит ситуацию с подготовкой высококлассных кадров.
Время покажет. А пока, увы, увы, увы…