А кскашники — против. Не хотят терять теплые места или..?
Опыт города Шахтинска Карагандинской области по упразднению КСК разросся до размеров проекта Программы развития жилищно-коммунальной сферы в Казахстане на 2005-2007 годы.
Что нам предлагают? Аннулировать кооперативы собственников и создать домоуправления в каждом доме. Говорят, в Шахтинске только это чудо смогло спасти город от вымерзания и вымирания. Однако сведущие люди удивлены до глубины души такой «правдой». Утверждают, там идея спасения собственной шкуры в отдельно взятом доме не сработала, и у нас не сработает.
История или легенда?
В феврале 1998 года после аварии на ТЭЦ жилые дома Шахтинска оставались без тепла до весны. Аким города Владимир Чирков, переложил ответственность с ТЭЦ на КСК, обвинив их в бездействии и формальной подготовке к зиме. В действительности КСК собирали с жителей депрессивного города лишь 20-25% платежей и по-другому работать просто не могли.
Объявив крупные КСК структурой слишком громоздкой и трудно управляемой, Чирков по весне начал «резать» кооперативы на мелкие кусочки.
«Нарезкой» занимались рабочие группы, состоящие из специалистов акимата, бюджетных организаций и монополистов. Уничтожение КСК закончилось тем, что более 200 домов вышли из КСК. Зарегистрировали кондоминиумы, избрали управдомов. Ими стали женщины старше сорока лет, никогда ранее не занимавшиеся коммуналкой и безработные граждане.
На бюджетные деньги почти во всех домах был выполнен капитальный ремонт систем отопления, водопровода и канализации. Проводилась также профессиональная подготовка руководителей объектов кондоминиума. Устранив в жилых массивах КСК, шахтерский город в итоге превратился в неструктурированную массу домов. При этом новенькие управдомы кое-как справлялись со своими обязанностями: за полгода сменилось более 30 управдомов.
Однако закончилась сия революция печально. «Обледенелые подъезды, самодельные печки и обогреватели, застывшие слезы в глазах замерзающих жителей», — таким оказался город Шахтинск после аварии на ТЭЦ в январе 2005 года. Помимо ремонта на самой ТЭЦ, пришлось менять 1800 радиаторов в жилых домах и учреждениях города.
По-видимому, управдомам забыли разъяснить, что не слитая из систем отопления вода при 30-градусном морозе превращается в лед, который, расширяясь, разрывает трубы и отопительные приборы.
Ввиду отсутствия КСК винить в этом безобразии никого не стали. Бригады ремонтников со всей области за счет средств городского бюджета в авральном режиме спасали город от вымерзания.
Градоначальник-реформатор В.Чирков к этому времени благополучно переместился на работу в Министерство индустрии и торговли.
Шило на мыло
Говоря о плохой работе КСК, в действительности, люди подразумевают плохую работу конкретных председателей. Однако что делает государство? Некорректно обобщая негатив, разработчики программы ЖКС, предполагают решать проблему управления путем замены КСК институтом управляющих для каждого дома.
Каким образом рост количества управленцев повлияет на качество управления? Людей, занятых перспективной и интересной работой, «домоводство» не заинтересует. На малопрестижную и низкооплачиваемую работу согласятся все те же женщины «после сорока» без опыта работы и просто безработные. Тогда, что же мы выиграем, заменив шило на мыло?
Проблему нехватки средств на содержание жилья предлагается решить открытием счетов для каждого дома и лишением управляющих хозяйствующих функций.
Это значит, все проблемы дома будут решаться с помощью привлечения техников со стороны, за услуги которых жильцам придется платить из своего кармана. Даже если этот карман считать накопительным, вряд ли в нем смогут аккумулироваться нужные средства. Специалисты коммунальной сферы прекрасно это понимают, поэтому выступают против реформы КСК в Казахстане.
Спасательный круг для КСК
Оказывается, есть концептуальные подходы к больной жилищной теме и несложные методы их реализации. Первое — предлагается прекратить огульное очернительство, сопровождающее работу КСК. Нет проблемы плохих КСК, есть проблема нерадивых хозяев. Второе, избавиться от случайных председателей КСК можно просто: путем естественного отбора. Для этого необходимо создать в жилищно-коммунальной сфере здоровую конкурентную среду. Нужно разработать перечень предоставляемых населению и установить их стоимость. КСК могут прекрасно жить самостоятельно в условиях рынка.
Но для этого надо укрупнять КСК, а не резать их на кусочки. Третье: должен начаться массовый исход домов из неблагополучных КСК, который закончится их полным исчезновением. Оставшиеся кооперативы укрупнятся до размеров прежних домоуправлений и, в идеале, будут располагаться в границах городских избирательных округов. Это обстоятельство обеспечит трансформацию КСК в органы местного самоуправления с минимальными затратами для госбюджета.
Четвертое: наличие крупных КСК не исключает их структурирования на участки или группы домов. Управление этими группами может осуществляться непосредственно КСК или управляющими, избираемыми на местах. Для увеличения финансовой базы КСК необходимо расширять ассортимент обслуживания. Ремонтные службы КСК должны заниматься плановой заменой ветхих трубопроводов, кровли и прочих элементов зданий.
Пятое: в связи с растущим количеством автотранспорта и сокращением ночных стоянок, хозяйственные председатели могут открывать охраняемые ночные парковки вблизи домов. Самые прогрессивные могут подумать и об установке пультов местной сигнализации, тогда можно будет брать под наблюдение и охрану подъезды и квартиры. Охрана парковок сможет также следить за порядком во дворах, не допускать стихийных свалок и прочих безобразий.
Шестое: при наличии возросших возможностей КСК можно будет оборудовать настоящие пентхаусы на крышах домов.
В пустующих подвалах ставить стиральные, игровые автоматы, открывать детские клубы, бильярдные, сауны, пункты проката.
Следует просто вспомнить, что уставы подавляющего большинства КСК написаны под закон «О потребительском кооперативе» и предлагать людям востребованные услуги.
Седьмое: получаемую КСК прибыль необходимо освободить от налогообложения, целиком используя ее на содержание домов, обустройство детских и спортивных площадок, асфальтирование и озеленение территории. Перспектива неплохая. По крайней мере, те, чьим домам повезло с председателем КСК, ни за что не откажутся от этой формы управления жилищным фондом.
Остальным придется помучиться и определиться: они за реформу или против?