Американцы отвечают на заявление узбекского сената - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Американцы отвечают на заявление узбекского сената

Американцы отвечают на заявление узбекского сената

(часть вторая)

  • 7 Сентября 2005
  • 1061
Фото - Caravan.kz

Читали или не читали заявление узбекского сената на Капитолийском холме, неизвестно.
Ясно одно: 29 августа 2005 года, ровно через двое суток после выхода в свет вышеупомянутого документа, в Узбекистане со стороны посольства США был распространен «вашингтонский файл» (так называют здесь информационный бюллетень, который готовит отдел информации и культуры американского диппредставительства в Ташкентеприм. А.А.).

А в нем — весьма примечательная информация под названием «Государственный департамент США публикует данные о помощи Узбекистану в 2005 бюджетном году».
Где черным по белому указано, что: «Программы помощи США Узбекистану делают упор на сотрудничестве с народом Узбекистана в области демократии, прав человека, микрокредитования и развития агропромышленного комплекса, реформировании здравоохранения и образования, управлении водопользованием и общинном развитии». Тем самым официальный Вашингтон дает понять узбекскому правительству, что не стоит надеяться на американские деньги в стремлении еще больше укрепить существующий строй.
Хотя люди сведущие в политике могут усомниться в решимости Джорджа Буша довести до логического конца ситуацию с Узбекистаном. Не раз было так, что Вашингтон как бы забывал о нарушениях прав человека в Узбекистане в обмен на лояльность узбекского лидера. Вполне вероятно, что сегодня США ищут более-менее благовидный повод, чтобы в очередной раз нормализовать отношения с официальным Ташкентом. Правда это или предположение, мы узнаем совсем скоро.
Американцы любят жаловаться. Например, на несовершенство или политическую ангажированность банковской системы Узбекистана, утверждая, что «предоставлению грантов местным организациям препятствовали установленные правительством Узбекистана правила регулирования банковской деятельности, которые иногда замедляют перечисление денежных средств или вовсе препятствуют ему».
По упорно ходящим в Ташкенте слухам, через средства массовой информации нельзя давать информацию о любых американских проектах в Узбекистане, а такая организация как ЮСАИД фактически находится в информационной блокаде.
Подобное происходит в Узбекистане всегда, когда политические предпочтения кардинально меняются. Сейчас нашими «друзьями» стали Россия и Китай, «врагами» — США, Евросоюз, ООН.
Во властных верхах никого особо не волнует, что депортацией узбекских беженцев из Кыргызстана на самом деле занималось Управление верховного комиссара по делам беженцев ООН. Теперь вся Организация Объединенных Наций стала виновата, а раз ее штаб-квартира дислоцируется в Нью-Йорке, значит, крайними назначены и США. Поэтому не стоит удивляться тому, что нежелательным в Узбекистане с недавних пор стало все американское.
Правда, и сами американцы в долгу не остались. В вышеупомянутом документе госдепа позиция США проглядывается весьма четко: «Выделяемые денежные средства не используются для оказания финансовой поддержки правительству Узбекистана».
Так что отныне для США существует как бы два Узбекистана — страна народа и страна правительства.
Официальный Вашингтон слишком долго и упорно разыгрывал центральноазиатскую карту, много лавировал, часто оправдывал действия Ташкента, ничего общего с провозглашенными американцами глобальными ценностями не имеющими.
Узбекистан так погряз в авторитаризме, что прошедший недавно День независимости, отмечаемый в 14-й раз, оказался не столь радостным.
Среди рядовых граждан страны в ходу поговорка: «У нас в любой день праздник, когда в кармане есть деньги». А так как денег порой нет вовсе, никакой праздник не в радость. По сути День независимости является праздником людей во власти, или около нее.
31 августа 2005 года, когда прошли основные торжества, был организован с такими мерами безопасности, при такой мощной охране, что рядовые узбекистанцы вынуждены смотреть на все это или по телевизору, или читать репортажи со страниц печатных изданий.
Многие узбекистанцы следующий день — 1 сентября — использовали просто как выходной, ничем не отличающийся от других суббот-воскресений.
Однако судя по документу государственного департамента, американская администрация как-то уж очень корректна и предусмотрительна. Чего стоит только эта выдержка из бюллетеня: «По состоянию на дату составления настоящей справки Государственный секретарь США еще не вынесла определения по вопросу о том, достигло ли правительство Узбекистана успехов в области демократических и экономических реформ, что является одним из условий помощи центральному правительству Узбекистана в соответствии с пунктом (а) раздела 577 Закона об ассигнованиях на зарубежную деятельность на 2005 бюджетный год».
Имеется в виду, что Кондолиза Райс должна что-то там написать об Узбекистане положительное, чтобы американцы могли со спокойной душой выделить ассигнования «на профинансированные программы помощи центральному правительству Узбекистана на 2005 год», как далее говорится в бюллетене «приблизительно 24 млн. долл.».
Сейчас, после трагедии в Новом Орлеане, ни Кондолизе Райс, ни тем паче Джорджу Бушу и в голову не придет заниматься поиском «демократических и экономических реформ» в стране, где они изначально невозможны. Ситуация в экономической сфере вызывает большие вопросы. Все указы и постановления узбекского президента по либерализации предпринимательства не работают, скорее всего, в силу отсутствия механизма исполнения, а также политической воли и решимости властей.
Хорошие законы и нормативные акты в Узбекистане готовить научились, причем давно. Но в практической плоскости работа не идет. Создается мнение, что ныне существующий аппарат управления создан не для действий, а вовсе для других целей. Какие это цели, людям известны, а верхи о них стараются особо не распространяться.
Страна, где каждый чиновник в первую очередь держится за свое место, думает о собственных интересах, а рядовые граждане лишены возможности высказывать и отстаивать свою точку зрения, не может стать экономически успешной.
Американцы еще раз напоминают Узбекистану, кому из богов нужно молиться. Американскому доллару. Вашингтон указывает, что суммарные ассигнования всех агентств правительства США на финансирование программ помощи Узбекистану в 2005 бюджетном году (в размере приблизительно 91,6 млн. долларов), распределились следующим образом: программы содействия демократии (9,3 млн. долл.), экономические и социальные реформы (17 млн. долл.), безопасность и правоприменение (63,3 млн. долл.), гуманитарная помощь (1 млн. долл.), межотраслевые инициативы (1 млн. долл.).
Причем, 38,5 млн. из общей суммы предназначены для поддержки деятельности в рамках Программы совместного уменьшения угрозы по уничтожению и ликвидации источников и потенциалов для создания оружия массового поражения.
2004 год и год текущий стали самыми сложными в узбекско-американских отношениях. Несмотря на то, что, начиная с 1993 года американцы профинансировали поездки в США для более чем 3162 узбекских граждан, официальный Ташкент постепенно уходит из сферы влияния экономически самой мощной страны мира.
Джордж Буш через госдеп еще раз попробовал образумить зарвавшегося союзника. Хотя трудно надеяться, что переориентировавшийся на Север (Россия) и Восток (Китай) Узбекистан способен понять такие прозрачные намеки.
Попытки США американизировать узбекское общество оказалис, по меньшей мере, тщетными.
Поэтому сейчас геополитическую ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: два ключевых государства евразийского региона Россия и Китай уже отрабатывают на практике борьбу в террористами на совместных учениях, начало которым уже положено и в эту «антицветную» ось активно включаются Казахстан (один из ключевых стратегических партнеров России), Таджикистан (кому без российской военной помощи пришлось бы туго), Кыргызстан (который даже после продления срока пребывания американцев на их базе, остался в поле влияния России) и Узбекистан (чей кредит доверия еще до конца не оформлен).
Объективности ради следует заметить, что эта самая ось играет позитивную роль для жителей центральноазиатского региона. Здесь любые политические катаклизмы могут привести к непредсказуемым последствиям, большим рискам. Ни последствий, ни рисков простые люди, надо сказать, не хотят.
Другое дело, что США еще раз предупреждают — финансовая игла может в любой момент вновь наполниться. Надо только вести себя хорошо. А все заявления внешнеполитического ведомства и сената Узбекистана по поводу скупости дяди Сэма — не самый удачный пропагандистский ход.
Очевидно, что история столь усложнившихся узбекско-американских отношений будет иметь продолжение…