Как изменятся цены в Казахстане после вступления в ВТО? - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+23 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как изменятся цены в Казахстане после вступления в ВТО?

Как изменятся цены в Казахстане после вступления в ВТО?

Аббревиатуру ВТО часто можно услышать в новостях. Многим понятно только то, что это Всемирная торговая организация. Чем может отозваться вступление в нее Казахстана?

  • 1 Декабря 2011
  • 4015
Фото - Caravan.kz

На вопросы Первого канала «Евразия» отвечали Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, и Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем.

Когда Казахстан вступит в ВТО? Какие вопросы для этого нужно решить?

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков:

— У Казахстана меньше проблем, связанных с переговорным процессом по вступлению в ВТО, чем у России. На официальном уровне соответствующие государственные структуры недавно заявили, что по плану Казахстан может стать членом Всемирной торговой организации уже в следующем году.

Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем:

— Судя по заявлению Жанар Айтжановой (министр по делам экономической интеграции. — Прим. ред.), процесс присоединения Казахстана к ВТО завершится к концу 2012 года. Скорее всего, осталось уточнить ряд технических вопросов со странами-переговорщиками, а в целом проблема уже решена.

Что будет с ценами?

Продукты питания

Досым Сатпаев:

— Надо исходить из того, что есть общий тренд мировой. Рост цен на продукты питания характерен для многих стран. Этому есть много объяснений — определенные спекулятивные настроения. В этом плане Казахстан не исключение. Возможно, одним из исключений будет хлебобулочная продукция — мы являемся производителями пшеницы. Что касается мяса и молока, Казахстан стал сильно зависеть от импорта. Я думаю, что с точки зрения продовольственной безопасности республика находится в опасной зоне, потому что большой объем продукции мы импортируем, причем с большими ценовыми надбавками.

Канат Берентаев:

— Возможен рост цен на продукты питания, так как в рамках ВТО субсидии и дотации сельскому хозяйству строго ограничиваются условиями соглашения с заинтересованными странами. Удастся ли отвоевать право на сильную защиту сельскохозяйственного производства — большой вопрос.

ГСМ

Досым Сатпаев:

— Ожидать резкого падения цен, я думаю, не стоит до тех пор, пока в Казахстане не будут модернизированы собственные НПЗ и построены еще один-два завода, которые будут перерабатывать собственное сырье. Казахстану также необходимо построить газоперерабатывающие предприятия, чтобы перевести часть объектов на газовое топливо — наша страна не очень эффективно использует газовые ресурсы.

Что касается горюче-смазочных материалов, от которых зависит и рост цен в других сегментах, то будущая цена зависит от России. Казахстан импортирует довольно большие объемы ГСМ из этой страны. Павлодарский НПЗ работает за счет западно-сибирской нефти, Шымкентский завод, по-моему, тоже на 25-30% зависит от российской нефти.

Канат Берентаев:

— Единственное, что тревожит, — легко прогнозируемый рост цен на ГСМ. В рамках ВТО одно из требований — сближение внутренних цен на энергоресурсы с мировыми. У правительства появляется еще один повод, чтобы рост цен на ГСМ списать уже на требования ВТО, как в этом году списали на ТС.

Одежда

Досым Сатпаев:

— Ближайший наш поставщик — это Китай, который является членом ВТО, и понятно, что для него открытие казахстанского рынка — большой плюс, потому что создание Таможенного Союза очень сильно осложнило китайскому бизнесу работу в нашей республике. Есть минус — казахстанский производитель в любом случае не сможет конкурировать с Китаем. Одежда будет дешеветь за счет, в первую очередь, Китая и Кыргызстана, который до создания Таможенного Союза активно поставлял в Казахстан одежду.

Канат Берентаев:

— Особых изменений цен не перечисленные группы товаров по сравнению с сегодняшним уровнем не произойдет. Расширения круга стран, из которых Казахстан получает товары, не предвидится, так как и европейские, и американские производители не могут конкурировать с китайскими по цене. По качеству китайские товары также не уступают производимым в развитых странах. Незаслуженная слава низкопробного ширпотреба за китайскими товарами закрепилась благодаря нашим челнокам, которые завозили самую дешевую продукцию, рассчитанную на беднейшие слои населения.

Автомобили

Досым Сатпаев:

— Цены, конечно, могут снижаться. Те условия, которые существуют в рамках Таможенного Союза, сказались на повышении цен на автомобили. Это прежде всего ударило по Казахстану, который массово не производит автотехнику, в отличие от России и Беларуси. Всемирная торговая организация в любом случае будет требовать снятия всех ограничений и расширения рынка Казахстана для зарубежных производителей. Казахстанским потребителям это выгодно. Автолюбители смогут выбирать машины любого ценового диапазона.

Канат Берентаев:

— Рост цен на автомобили уже факт в связи с созданием Таможенного Союза (ТС). Дальнейшего роста не должно быть.

Так нужно ли вступление в ВТО Казахстану?

Досым Сатпаев:

— Членство в ВТО выгодно для тех государств, которые уже что-то производят, которые уже могут конкурировать. Для Казахстана, который еще не успел наладить производство, кроме производства сырья, есть вероятность превращения в потребительскую колонию. Вот, например, один из министров сказал, что мы стали мировыми лидерами по производству мочалок. Хорошо, будем мочалки продавать. То, что цены снизятся, для простых казахстанцев хорошо, но для государственных интересов — плохо. Другими словами, мы будем продавать сырье, а полученные деньги тратить на покупку импорта. Для Казахстана существует определенная угроза. Она связана с тем, что некоторые государства, входящие в ВТО, используют механизм поощрения своих производителей для создания неконкурентной среды. Речь идет об искусственных валютных понижениях: те или иные страны целенаправленно проводят политику понижения курса национальной валюты, чтобы повысить конкурентоспособность своих экспортеров. Если Казахстан станет членом ВТО, я могу согласиться с некоторыми российскими экспертами, которые по поводу России говорят, что она может проиграть в этих валютных войнах. И Казахстану придется, скорее всего, с этим тоже столкнуться. Нашему Нацбанку придется в ответ на снижения валют тоже реагировать. И как бы не произошла очередная девальвация.

Канат Берентаев:

— Присоединение к ВТО преподносится нам как необходимое условие интеграции в мировое сообщество. Якобы оно создаст условия для выхода на траекторию постиндустриального развития в результате доступа к новейшим технологиям. Но с моей точки зрения, это один из мифов, который насаждается в обществе. На самом деле это закрепление позиций Казахстана в странах, которые будут представлять периферию мирового хозяйства, специализироваться на поставках сырья и импортировать готовую продукцию из других стран.

По крайней мере, из 150 почти стран — членов ВТО только Китай уверенно продвигается в число развитых стран мира, другого примера я не встречал. Многие присоединившиеся страны существенно упростили структуру своего производства, лишились ряда отраслей промышленности, в том числе и достаточно прогрессивных. Например, восточноевропейские страны, бывшая ГДР.

Дело в том, что местные производители уже на территории своей страны начинают испытывать конкуренцию с международными ТНК, что для малых стран означает потерю той или иной отрасли, если ее государство не будет поддерживать.

ВТО и Таможенный Союз — в чем они противоречат друг другу? Не произойдет ли конфликт двух экономических систем?

Досым Сатпаев:

— Вопрос в том, насколько легко пройдет процесс «скрещивания» двух механизмов — правил Таможенного Союза и правил ВТО — они в определенной мере противоречат друг другу. Если, например, в рамках Таможенного кодекса есть определенные положения, предусматривающие защиту внутреннего рынка, то одним из правил ВТО является ликвидация всех преград, в том числе таможенных, для перетока капитала, рабочей силы, услуг, финансов и так далее. Возникает вопрос, как Казахстан сможет усидеть на двух стульях. Но в любом случае руководство страны уже давно приняло решение о вступлении в организацию.

Канат Берентаев:

— Теоретически противоречий нет. В рамках ВТО практикуется создание отдельных региональных образований вплоть до валютного союза. Например, Еврозона, НАФТА, МЕРКОСУР и тому подобное. Здесь главное, чтобы все эти страны входили в ВТО, а торговые отношения с третьими странами были не жестче, чем предусмотрены для каждой из союзных стран. В этом отношении можно отметить, что Россия, вероятно, станет членом ВТО в середине 2012 года, Казахстан — к концу 2012 года. У Беларуси в рамках союзного государства таможенный режим практически совпадает с российским. Поэтому особых препятствий по действию ТС (в последующем — Единого экономического пространства) в составе ВТО, я не вижу.

Другой вопрос, что многим, особенно на Западе, не нравится ТС и, тем более, ЕЭП. Намного легче навязать свою политику Казахстану, Беларуси или России в отдельности. В этой связи неудивительно, что все западные консультанты пытаются противодействовать ТС и ЕЭП.

Источник: Сергей Ким, Первый канал «Евразия» (1tv.kz)