Как казахстанцы травятся за собственные деньги, а также о наиболее частых и ярких жалобах поведала главная защитница потребителей РК.
Национальная лига потребителей Казахстана обнародовала факты: с 1 марта 2008 года по 1 марта 2009 года в Лигу потребителей обратилось 4453 соотечественника. Более 50 процентов жалоб поступило на монополистов. За некачественные товары и услуги (работы) только в Алматы, и только за истекший год удалось вернуть 453 миллиона тенге материального ущерба и более 8 миллионов тенге морального вреда в судебном порядке, около 85 миллионов тенге в досудебном.
Чаще всего жители мегаполиса высказывали претензии к антисанитарному состоянию вагонов, жаловались на действия обслуживающего персонала железнодорожных перевозчиков, а также на низкое качество сотовой связи. Более 50 процентов от общего количества жалоб связаны с деятельностью монополистов: на авиакомпанию «Эйр Астана» по фактам частых задержек и изменению маршрута рейсов. Для исправления конкретно этой ситуации НЛПК ведет переговоры с монополистами во внесудебном порядке по устранению нарушений законных прав потребителей. В авиакомпанию «Эйр Астана» направлено письмо с требованием наладить организацию полетов.
Соотечественники также недовольны деятельностью КСК, связанной с невыполнением своих обязательств по проведению капитального и текущего ремонта, сантехническому обслуживанию и необоснованным повышением расходов на содержание жилья без согласия жильцов. Качество «элитного» жилье, построенного за последние два года тоже вызывает множество сомнений у алматинцев. В некоторых новостройках до сих пор нет воды. Жители такого «элитного» жилья вынуждены устанавливать био-туалеты во дворах домов…При национальной лиге даже была создана Всенародная Ассоциация защиты дольщиков, куда уже вошли 6 тысяч человек.
Еще алматинцев не устраивает качество медуслуг. Немудрено. Как ни грустно, но медицина давно превратилась в частный бизнес. А врачу выгодно, чтобы пациент был скорее болен, чем здоров и тому — масса примеров. Алматинцы жаловались на поликлиники, где детям должны оказывать услуги бесплатно, но почему-то за каждую услугу берут деньги. Также звонившие говорили о неверно поставленных диагнозах и неправильно назначенном лечении, что повлекло за собой ненужные траты, а главное — печальные последствия.
Комментирует Светлана Савченко: «После того как ввели мораторий на малый и средний бизнес, государство лишь защищает предпринимателей, но не заботится о потребителях. К примеру, россияне добились изменений в закон «О защите прав потребителей» и теперь того бизнесмена, который отказывается решать конфликт с потребителем в досудебном порядке, ощутимо штрафуют. Казахстанские же потребители не защищены. Когда человек приходит в магазин он не может знать, что, к примеру, в хлебе есть картофельная палочка, а в шубате — кишечная».
По словам нашей собеседницы, она за то, чтобы поддерживать малый и средний бизнес, но не тот, который в прямом смысле травит потребителей. Получается, что человек за собственные деньги в супермаркетах покупает целый букет болезней. В ближайших планах у НЛПК ввести в школах урок «потребительского образования», чтобы люди учились выбирать и знали свои права.
Также любой казахстанец может получить бесплатную юридическую консультацию в самой лиге. Существует специальный сайт о правах потребителей. На телеканале «Казахстан» в эфире транслируется программа «Национальная экспертиза», где в каждом эфире тестируется не менее 16 видов продуктов.
Светлана Савченко особо отметила, что в данный момент разрабатывается новый закон «О защите прав потребителей», который будет введен в действие 1 июля 2009 года. Как считает наша собеседница, парламентарии не учли множество поправок национальной лиги. В законе нет процедуры по урегулированию конфликта между покупателем и продавцом в досудебном порядке. Хотя прежде она была, а теперь ее просто исключили. Не предусмотрены штрафы для бизнесменов. Закон в том виде, в каком есть выглядит беззубым и совершенно бесполезным для потребителей.
— Но главное, — считает народная защитница, — без грамотного потребителя не будет рынка и конкуренции. А еще Светлана Савченко возлагает большие надежды на вступление Казахстана в ВТО, когда откроются границы и нечестным бизнесменам не останется места на рынке.
Рисунок с сайта http://world.lib.ru