Нариман Бекназаров: Как известно, пожар возник 13 сентября на рынке «Олжа» в 13 ч. 55 мин. Буквально через 10 минут туда прибыла первая пожарная машина. Сначала площадь возгорания составляла 300 кв. м., но пожар сильно разгорался, разрастался и в конце пожарные службы насчитали уже 5400 кв. м.
Сразу после поступления сигнала о пожаре, на место возгорания направились работники органов внутренних дел во главе с начальником местного РОВД, скорой медицинской помощи, коммунальной службы. Также незамедлительно прибыли аким Жетысуского района, начальник отдела по национальной безопасности, начальник ДВД, прокурор города и я как прокурор района тоже там находился. На месте оперативно был создан штаб и из штаба мы отслеживали ситуацию, координировали вопросы, решали проблемы, то есть делали все, чтобы последствия пожара не были плачевными.
С рынка «Олжа» пожар перекинулся на «Аян». «Аян» очень большой рынок, площадь около 10 тыс. кв. м. Оттуда пожар переметнулся на «Керемет». На тушении были задействованы 1518 человек, 142 единицы техники, два вертолета ДЧС. Пожар полностью был локализован через три дня.
ИА Zakon.kz: Что сгорело впоследствии этого пожара?
Нариман Бекназаров: Вот эти три рынка и пострадали от пожара. «Аян» сгорел полностью, на рынке «Олжа» сгорели 8 бутиков и частично сгорел «Керемет». Общее количество индивидуальных предпринимателей-торговцев, чьи имущества пострадали, составляет свыше 300 человек.
На следующий день после пожара отделом дознания ДЧС по городу Алматы было возбуждено уголовное дело по ст. 188 Уголовного кодекса — уничтожение или повреждение чужого имущества в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, либо повлекшие по неосторожности тяжкие последствия. Второе уголовное дело по части 2 статьи 256 УК — нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее тяжкие последствия — возбудила прокуратура Жетысуского района. Эти два дела объединены в одно производство и переданы для расследования отделу дознания ДЧС.
ИА Zakon.kz: Кто конкретно обвиняется в возникновении пожара?
Нариман Бекназаров: У нас три подозреваемых лица – сварщик Хайранов, он проходит по статье 188 УК и два генеральных директора рынков «Аян» и «Олжа», они проходят по части 2 статьи 256 УК. В отношении них избрана мера пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении. В ходе расследования установлено, что очаг возгорания произошел из-за проведенных сварочных работ.
ИА Zakon.kz: Пользователи нашего сайта пишут в своих комментариях, что «будет несправедливо, если всю вину свалят на сварщика, он всего лишь маленькое звено в цепи нарушений, приведших к такому пожару. Причина в преступном попустительстве контролирующих органов и руководства рынка в частности и в тотальной коррупции в целом».
Нариман Бекназаров: Мы тоже читали комментарии ваших пользователей, и хочу сказать, что дознание не ставит своей целью всю вину возложить на сварщика. Дознание подходит максимально объективно, поэтому возбуждены два уголовных дела. За то, что сгорели практически два рынка, сварщик не должен отвечать. Не должен отвечать не потому, что именно из-за него произошел очаг возгорания, а потому, что не его действиями принесены такие тяжкие последствия. Он подозревается в преступлении небольшой тяжести, и мера наказания за такое преступление — ограничение свободы до трех лет.
В ходе дознания, неоднократного осмотра места происшествия установлены существенные нарушения правил пожарной безопасности и эти нарушения допущены не сварщиком, а лицами, отвечающими за пожарную безопасность. По закону о пожарной безопасности, такая ответственность возлагается на первых руководителей. В данном случае – на генеральных директоров рынков. Да, из-за действий сварщика возник пожар, но при достаточном водообеспечении, при слаженной работе руководства рынков, при их высокой ответственности за обеспечение безопасности на вверенном им участке, пожар можно было бы потушить сразу, с минимальными потерями, но этого, к сожалению не произошло.
ИА Zakon.kz: Какие нарушения выявлены?
Нариман Бекназаров: Первое – рынки «Аян» и «Олжа» не имели самостоятельного водообеспечения, достаточного для тушения пожара. Да, у них были проложены пожарные краны, но они были подключены к водопроводной трубе совершенно другого рынка с грубыми нарушениями законодательства. Более того, на рынке «Аян» установлены нарушения по расположению торговых рядов. По действующим правилам, их длина не должна превышать 30 м. После 30 м. должны быть поперечные проходы, которые в случае чего могут помочь блокировать распространение огня. А здесь торговые ряды размещены на расстоянии 40 и более метров, что тоже способствовало распространению пожара. Вообще на рынках должна быть установлена автоматическая система пожаротушения, этой системы у них не было.
ИА Zakon.kz: Версию намеренного поджога можно исключить?
Нариман Бекназаров: Конечно. То, что пожар возник именно из-за сварочных работ, установлено путем допроса очевидцев и самого сварщика Хайранова. Более того, такое заключение сделала и карагандинская испытательно-пожарная лаборатория.
Что касается того, что кто-то давал Хайранову указание и так далее… Это тоже исключается. По имеющимся у нас данным, он сам лично арендовал торговое помещение, бутик и проводил там ремонт. То есть он проводил сварку не по указанию директора рынка или еще кого-то, а по своей инициативе, для обустройства своего торгового места.
Нариман Ержанов: Для установления причин пожара и нанесенного ущерба, со стороны отдела дознания по всем пострадавшим рынкам назначены три экспертизы — пожарно-техническая, судебно-строительная и судебно-товароведческие. Судебно-товароведческие экспертизы назначены по заявлениям обратившихся к нам арендаторов-погорельцев. Все они подробно проинформированы, куда и к кому им следует обращаться, ведь у всех у них кредиты и для отсрочки их оплаты из-за пожара им нужно было собрать ряд документов, различные справки и так далее. К нам уже обратились 245 человек, и мы всем дали исчерпывающие ответы, разъяснения.
Пользуясь случаем, хотел бы через уважаемый сайт Zakon.kz еще раз оповестить пострадавших арендаторов — индивидуальных предпринимателей, что по всем интересующим их вопросам они могут обратиться к нам по адресу: Алматы, ул. Байзакова, 300, департамент ЧС. Номер моего сотового телефона 8 701 558 34 73, раб. тел. – 274 41 04. Пусть они обратятся обязательно, потому что мы должны знать истинную картину, установить всех пострадавших торговцев, сумму нанесенного им ущерба и все остальное.
ИА Zakon.kz: Я бы хотела процитировать еще один комментарий наших пользователей «По непонятной причине пожарные машины приезжают на тушение пожара без воды. По непонятной причине, хоть и собрали все пожарные силы города, даже задействовали вертолет, тушили как-то вяло, применив не ту тактику тушения, дали огню распространиться на огромную территорию, не смогли грамотно локализовать пожар…. Пожар остановили, молодцы! Да просто нечему стало дальше гореть, он сам остановился. А доблестным пожарным осталось полить то, что не догорело…».
Нариман Ержанов: Я категорично не согласен с такими выводами. Все очевидцы, пострадавшие, СМИ видели, что пожарные машины приехали вовремя и работали, как полагается. Баки пустыми не были, все машины были заправлены, да по-другому и быть не могло, ведь пожарные машины, возвращаясь в часть с очередного пожара, сразу полностью заполняются водой, поэтому они никак не могли приехать без воды. Единственное, конечно, на месте была паника, люди выносили свое имущество, пытались спасти, всюду были загруженные тележки, кто-то пытался сам потушить, и в суматохе они обрывали связь, рукавные линии, которые наши пожарные прокладывали к месту пожара. К слову, нашим подразделением проведен хронометраж и там видно, что уже через 10 минут после сигнала о пожаре пожарные были на месте возгорания, хотя были большие пробки и сразу подали огнетушащие средства.
Пожар был ликвидирован благодаря слаженным действиям пожарных подразделений и прибывшим на помощь силам. А ведь огонь мог реально распространиться дальше, и каковы были бы последствия, трудно предугадать. С рынком «Керемет» граничит рынок «Алатау», к нему примыкают складские помещения, бутики соседей, поэтому была реальная угроза дальнейшего распространения огня в южном направлении. То же самое было в восточном направлении, поэтому это большая заслуга, я бы сказал, мужество, что пожарные не пустили огонь дальше. А огонь был сильный, от высокой температуры металл просто плавился, корежился, кто был там, тот видел это.
ИА Zakon.kz: Можно ли было потушить пожар гораздо раньше?
Нариман Ержанов: Конечно, можно было бы, если бы, как сказал прокурор, руководство рынков приняло все необходимые меры, позволяющие локализовать возгорание до прибытия пожарного подразделения, то есть в начальной стадии. Но это ими не было сделано, так как не было должного противопожарного снабжения.
Нариман Бекназаров: Проблема была в том, что пожарным машинам негде было взять дополнительный объем воды, ведь у них объем воды ограничен. То, что было у них, они израсходовали, а дальше где брать воду? Ни на одном из этих рынков нет пожарных гидрантов, куда пожарные машины могли бы подключиться своими шлангами и наполнять свои баки. Поэтому акиматом Жетысуского района был организован подвоз воды силами коммунального предприятия, то есть поливальными машинами. На расстоянии около километра находились два пожарных гидранта, и поливальные машины ездили туда, заправлялись водой, ехали обратно и закачивали воду в пожарную машину.
Магауия Ермуханбетов: По поручению акима района, подвоз воды был организован поливальными машинами «Алматы тазалык». Всего были задействованы девять машин, они сделали 184 рейса, подвезли 1200 тонн воды. Также по поручению акима, после локализации пожара нами был организован ужин для работников ДЧС, мы накормили более 150 человек, завезли молочные продукты, так как дыма было очень много, пожарные задыхались.
На третий день, как люди уже очнулись, они приехали на рынок, мы тоже туда подъехали во главе с акимом города. Конечно, предприниматели были в панике, не знали, что делать, где товар брать, где работать и так далее. Мы им все разъяснили, успокоили, сказали, что всем пострадавшим будут предложены места. В тот же день торговцы от каждого рынка создали свои инициативные группы и приехали к нам в актимат. Мы им дали списки свободных мест на рынках Алматы, где они могут расположиться и работать дальше.
Так, нами был предложен ТД «Адем» — 400 торговых мест, рынок «Рахат» — 15 мест, «Батыр» — 30 мест, «Жетысу» — 10 мест, «Ожет», что в Алатауском районе — 1500 мест. И люди буквально через 2-3 дня стали туда перебираться, и сейчас уже работают на этих новых местах, никто не имеет никаких претензий. Также погорельцам-торговцам были сделаны льготные ставки, арендная плата за землю у них не будет взиматься в течение трех месяцев.
Думаю, «Аян» и «Керемет» пострадали из-за того, что были оптовыми рынками, и работали только до 12 часов дня, и на момент пожара там никого не было. Если бы хозяева во время пожара были на месте, то, возможно, успели бы вывезти свой товар.
ИА Zakon.kz: Факты мародерства были?
Нариман Бекназаров: Честно говоря, мы боялись, что будут факты массового мародерства, так как хозяева-предприниматели брали товар из своего контейнера и выкидывали его прямо на проход. Их помощники грузили этот товар на тележки и вывозили за территорию базара и складировали прямо на улице вдоль проезжей части. На тот момент дорога была уже закрыта, ездили только пожарные машины и машины спецслужб. Правоохранительными органами была обеспечена полная охрана общественного порядка. В этом были задействованы подразделения СОБР – 70 человек, внутренние войска – 810 человек, плюс районные подразделения органов внутренних дел Жетысуского района. На месте происшествия было выставлено оцепление, незнакомые лица к товару не допускались, и благодаря этому массового мародерства удалось избежать.
Более того, буквально через день после пожара мы пригласили туда телеканалы и журналисты воочию убедились, засняли, что там товара фактически не было, все сгорело. Единственное, товар немного остался на рынке «Олжа», но и там фактов мародерства не зафиксировано, предприниматели претензий не имеют, никто не обращался с заявлением, что их товар похищен или пропал.
ИА Zakon.kz: Сколько денег ушло на тушение пожара?
Нариман Бекназаров: 12 миллионов тенге. Также установлено, какой ущерб по ремонтно-восстановительным работам причинен рынкам. «Аян» – 20 миллионов 730 тысяч тенге, «Керемет» – 4 миллиона 883 тысячи тенге, «Олжа» – 590 тысяч тенге. «Олжа» – менее пострадавший рынок.
ИА Zakon.kz: Какая сейчас ситуация на этих рынках?
Нариман Бекназаров: Об этом говорить пока преждевременно, так как еще не все экспертизы проведены. Могу лишь сказать, что сейчас поднимается вопрос о правомерности нахождения этих рынков на данных территориях. Как известно, генпланом развития города Алматы эта зона определена как красная линия. Следовательно, здесь никаких сооружений не должно быть, эти рынки находятся в разрезе действующего законодательства. По этому поводу нами в адрес управления земельных отношений внесено соответствующее представление о принятии мер по обеспечению законности. Возможно, будут даже подаваться исковые заявления о расторжении договоров аренды и так далее.
ИА Zakon.kz: Наши комментаторы пишут, что за нарушение правил пожарной безопасности на этих рынках нужно привлекать к уголовной ответственности самих представителей надзорного органа, мол, где они были раньше, куда смотрели.
Нариман Бекназаров: Я бы не хотел комментировать данное мнение, так как это будет некорректно по отношению к предыдущему руководству Жетысуской прокуратуры. Но хочу особо подчеркнуть, что в апреле этого года деятельность этих рынков была приостановлена по иску непосредственно ДЧС, которым были обнаружены факты нарушения пожарной безопасности. И если вы помните, торговцами это было встречено с очень большим возражением, с очень большими претензиями, люди вышли на улицу, перекрыли дорогу, были нервозная обстановка и социальное напряжение. То есть своими протестными акциями торговцы не давали применять норму закона на этих рынках и если бы не этот пожар, то им бы тяжело было понять всю серьезность требований надзорных органов и пожарной службы. После пожара всем стало ясно, понятно, что нарушений, оказывается, нельзя допускать, что их нужно устранять, иначе мы получим вот такие последствия.
ИА Zakon.kz: Какая ситуация сейчас на других рынках Алматы, ведь от пожара никто не застрахован, он может возникнуть в любое время и в любом месте.
Нариман Бекназаров: Прокуратурой Алматы инициированы тотальные проверки по соблюдению правил пожарной безопасности на всех рынках города. Насколько мне известно, проверка еще не завершена. По их результатам будут приняты акты реагирования и со стороны прокуратуры, и со стороны уполномоченных органов.