Персональный магнетизм как инструмент политики - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Персональный магнетизм как инструмент политики

Персональный магнетизм как инструмент политики

Официальный Бишкек продолжает удивлять мир экстраординарными поступками во внешней политике.

  • 6 Марта 2009
  • 1405
Фото - Caravan.kz

Недавно президент Курманбек Бакиев в интервью Би-би-си заявил, что «двери не закрыты», и вопрос с американской авиабазой в аэропорту «Манас» еще может быть пересмотрен.
Осторожно, двери закрываются!
«Двери не закрыты, и мы готовы рассмотреть все варианты, которые готово предложить руководство США. Мы готовы вести разговор». Это слова главы государства. А всего месяц назад, 3 февраля, в ходе совместной пресс-конференции с президентом России Дмитрием Медведевым в Москве (во время рабочего визита кыргызского лидера в Первопрестольную), К.Бакиев во всеуслышание продекларировал, что американцы могут паковать чемоданы…
Что же произошло за месяц? Или обещанные Кремлем инвестиции в 2 миллиарда долларов так и не поступили по назначению, не дошли до Кыргызстана? Или еще что?
Признаюсь, лично мне странно было слушать и видеть накануне вечером видеоинтервью Курманбека Салиевича для BBC, которое транслировали местные телеканалы. Так, на вопрос корреспондентки о том, почему именно в Москве кыргызский лидер решил озвучить тему о вводе американской авиабазы, последний отвечал: вообще, мол, не думал об этом говорить, да вот журналисты же спросили…
А ведь кыргызский парламент за истекшее время уже успел денонсировать соглашение с США об аренде. Также поступило и здешнее правительство. Все, казалось бы, ясно: у американцев осталось ровно 180 дней, чтобы убраться восвояси.
И тут поднялась волна! Целый шквал публикаций как в российской, так и в западной прессе. В результате которого международное сообщество обнаружило, что есть на карте мира такая страна — Кыргызстан, а в ней — президент Курманбек Бакиев.
Примечательно, как представляли дело официальные круги и СМИ России.
Во-первых, 2 миллиарда долларовых инвестиций в Кыргызстан — никоим образом не связаны с решением официального Бишкека о закрытии американской базы: это самостоятельное решение суверенного государства.
Во-вторых, это, так сказать, воля всего кыргызского народа, уставшего страдать под гнетом янки-арендаторов (основной посыл официальной кремлевской пропаганды: США превратили бедный Кыргызстан едва ли не во вторую Гуантанамо).
Иной раз доходило до маразма и откровенных «постанов». Так, например, в сюжете итоговой программы «Время» с П.Толстым об уничтожении экологии и сбросе использованного авиатоплива американскими самолетами — в качестве «специалиста-эколога» россияне привлекли… местного кыргызстанского журналиста.
Западная пресса, в свою очередь, резко осудила поступок кыргызских властей, назвав его опрометчивым и неадекватным.
Однако время шло, а независимые эксперты все чаще высказывались в том смысле, что, во-первых, кыргызский президент продешевил с «всего-то» двумя миллиардами инвестиций. Во-вторых, приняв (беспрекословно) сторону Кремля, Бишкек тем самым лишил себя в долгосрочной перспективе какого-либо самостоятельного голоса во внешней политике.
Наконец, и само руководство России поступило довольно опрометчиво, склонив Бишкек выступить против США. Ибо лучше иметь американскую авиабазу в подконтрольной стране с управляемым президентом, нежели она теперь перебазируется неизвестно под чье крыло.
Как бы там ни было, но, начиная с 3-го февраля, Кыргызстан и лично президент Курманбек Бакиев были, так сказать, в центре международного общественного внимания.
Однако в последние дней десять оно стало как-то ослабевать, что ли. И если вначале ряд высокопоставленных американских деятелей пытались повлиять на руководство Кыргызстана в плане пересмотра его позиций, намекали на возможность повышения платы за аренду главного аэропорта страны «Манас», то постепенно США подыскали альтернативные варианты. Вашингтону удалось получить согласие России, Казахстана и Узбекистана на транзит невоенных грузов через свою территорию в Афганистан.
Чиновники Белого дома стали высказываться в том смысле, что о повышении арендных сумм теперь и вовсе речи быть не может…. Так, министр обороны Роберт Гейтс заявил: «Пентагон не готов заплатить за базу «любую цену». «Манас» не является незаменимой базой. Мы рассматриваем альтернативные варианты снабжения войск в Афганистане».
…И вот новый выход на авансцену главы государства Курманбека Бакиева и его заявление о том, что для США в Кыргызстане еще не все потеряно.
Кыргызстан штормит
Ряд российских СМИ пишет о том, что Бишкек решил поторговаться. Эксперты напоминают, что на днях кыргызский парламент перенес на неопределенный срок рассмотрение вопроса о денонсации соответствующих соглашений с союзниками США по антиталибской коалиции и Афганистану (с Австралией, Данией, Италией, Испанией, Кореей, Нидерландами, Норвегией, Новой Зеландией, Польшей, Турцией и Францией).
Би-би-си цитирует К.Бакиева, который нынче заявляет, что переговоры по вопросу авиабазы должны перейти в другой формат, и на них должны обсуждаться новые условия использования аэродрома. На протяжении последних трех лет «неоднократно ставился вопрос перед США о том, что надо пересмотреть условия соглашения», заключенного в 2001-м году, сказал Бакиев. «Политических противоречий у Киргизии с США нет, но есть экономические проблемы».
Итак, с чего вдруг кыргызского президента качнуло в другую сторону?
Одна из версий: решение кыргызских властей совпало по времени с решением американской администрации о существенном увеличении контингента в Афганистане. Бишкек решил-таки взвинтить цену.
Еще одна: за минувший месяц произошли изменения во взаимоотношениях США и России. Напомним, что Барак Обама выступил с инициативой сократить на 50% ядерные арсеналы России и США, а также в письме Д.Медведеву намекнул на возможность пересмотра вопроса по размещению элементов ПРО войск НАТО в Европе…
На таком «фоне» становится абсолютно ясным, чьей прерогативой является вопрос об авиабазе «Манас», равно и «логика» нынешнего заявления К.Бакиева, прямо противоположного тому, которое он сделал месяц назад в Москве. Похоже, так решил Кремль. И, как видно, американская авиабаза в Бишкеке (а с ней — вся страна и лично Курманбек Бакиев) — явились лишь разменной монетой во взаимоотношениях США и России. Белый дом намекнул Кремлю, что не прочь пересмотреть вопрос по ПРО в Европе и… тут же кыргызский президент Курманбек Бакиев заявляет Би-би-си, что для американцев в его стране «двери не закрыты».
Остается добавить, что лично для президента Кыргызстана цена вопроса совсем иная, нежели, скажем, военная миссия США в Афганистане, борьба с международным терроризмом или даже 2 миллиарда обещанных Кремлем долларовых инвестиций в кыргызскую экономику. Цена вопроса для К.С. Бакиева — это сохранение себя во власти.
Характерно, что вскоре после возвращения кыргызского лидера из Москвы он заявил, что намерен баллотироваться на новый президентский срок. И сейчас главная внутриполитическая интрига в стране — когда они состоятся? То ли это произойдет в 2010-м году, то ли уже грядущей осенью? Данный вопрос должен решить Конституционный суд.
Кыргызский президент спешит: ибо по весне в Кыргызстане традиционно активизируется местная оппозиция. Ее наиболее радикальные лидеры уже грозят Курманбеку Бакиеву новой революцией. Но главное, конечно, в другом. Главное, что доверие народа к лидеру страны стремительно падает, социально-экономическая ситуация ухудшается с каждым днем, что население нищает и нищает, а все заверения местных властей о том, что мировой финансовый обойдет всех стороной — никого не удовлетворяют.
Кыргызстан за последние годы превратился в «выездную» страну: почти миллион человек и общего пятимиллионного населения стали гастарбайтерами, прежде всего в России. Сегодня они теряют работу, сегодня их тысячами сокращают, и они возвращаются на родину. «Кыргызы-россияне» и являются главным источником опасности для власти и лично Курманбека Бакиева, а отнюдь — не нынешние официальные, так сказать, представители кыргызской оппозиции. Последние — откровенные марионетки из числа бывших чиновников, которых лишили места у государственной кормушки. Их авторитет и рейтинг в народе примерно такой же, как и у власти. В обществе, увы, нет веры и надежды на перемены к лучшему. Ибо такова сама природа местного истеблишмента: кто бы ни пришел к власти — личный интерес всегда будет преобладать над национальным.
И все внешнеполитические кульбиты официального Бишкека и лично президента Курманбека Бакиева — то он указывает американцам на дверь, то нет — не имеют к большой политике никакого отношения. С Кыргызстаном как никто не считался — так считаться и не собирается. Для кыргызских властей вся авантюра с выводом американской авиабазы — лишь отвлекающий маневр. Это делается в первую очередь для того, чтобы переключить внимание общественности со все более усугубляющихся внутренних проблем. А «под шумок» можно и досрочные президентские выборы провести…