Гибель уже обернулась для некоторых высокопоставленных чинов из вооруженных сил Казахстана потерей должности. В скором времени последует ряд расследований, которые завершатся вынесением строгих приговоров в Военном суде РК. Но это лишь последствия. Сам по себе факт гибели военного – не прецедент. И давно уже понятно, что призванный на службу сын, внук, племянник может не вернуться домой живым. В некоторых случаях причиной может стать банальная «дедовщина» — неуставные отношения, как их принято называть «наверху».
А если летальный исход приходится именно на учения – здесь ничего не попишешь – налицо непрофессионализм организаторов массового мероприятия, слабая техническая оснащенность, халатность и другое.
За примером далеко ходить не придется. Не так давно в Карагандинской области погиб солдат-срочник. 22 июня 2015 года проводились учения, в которых были задействованы несколько войсковых частей. Молодой человек, как и актауские десантники, утонул.
Крушение военых самолетов – вообще особая тема. Осенью прошлого года в Алматинской области разбился истребитель Су-27. Военный самолет, который признан во всем мире как один из самых эффективных, пропал с радаров вечером 23 сентября 2014 года. Вскоре его обломки обнаружили в Коксуском районе Алматинской области — в 15 километрах от села Жаналык. Как сообщило тогда Министерства обороны Казахстана, связь с самолетом, осуществлявшим учебно-тренировочный полет, пропала около 20 часов 42 минут 23 сентября. На борту истребителя были два пилота – подполковник Е. Науанов и подполковник Д. Горбунов. Тела летчиков нашли только через два дня.
Годом ранее разбился грузовой самолет в Актобе. При заходе на посадку потерпел крушение учебно-тренировочный самолет Л-39, принадлежавший Военному институту Сил воздушной обороны Казахстана. Тогда погибли два летчика.
Гибелью обернулся учебно-тренировочный полет легендарного МиГа. Это произошло в Карагандинской области в апреле 2013 года. Пилот рухнувшего на землю истребителя скончался на месте происшествия.
И все вышеперечисленное случилось после того, как произошло самое крупное крушение военного самолета за всю историю суверенного Казахстана. В одночасье был угроблен весь цвет Пограничной службы КНБ РК, когда под Шымкентом в конце декабря 2012 года потерпел крушение военно-транспортный Ан-72. Погибли 27 человек, включая главу элитных войск – Турганбека Стамбекова.
Если говорить об учениях, можно припомнить и другой факт — 24 февраля 2011 года на полигоне «Матыбулак» из-за разрыва боеприпаса миномета погибли два солдата-контрактника. Один из них скончался на месте, второй — по дороге в медсанчасть. Еще двое военнослужащих получили ранения.
Не лишним будет упомянуть и о том, что казахстанские солдаты могут умереть не из-за некачественных боеприпасов или неумелого обращения с ними, и даже не из-за неисправной техники. Смерть нашим воинам несут даже холостые патроны! В марте 2013 года в одной из частей в Алматинской отрабатывалось реагирование на внезапное нападение врага. Находившиеся близко друг к другу солдаты вели огонь из автоматов АК-74. Закрывающая холостой патрон металлическая крышка при стрельбе попала в грудь одного из служащих. От полученного ранения он скончался по дороге в больницу.
Все это можно, конечно, было бы списать на человеческий фактор, несоблюдение инструкций, но серия событий и последний факт, где ушло под воду сразу четыре БТРа, заставляет задуматься, насколько это является причиной неотлаженной системы.
Причиной актауского случая стало то, что было принято неверное решение «при отработке практического эпизода высадки морского десанта при отсутствии десантно-высадочных средств». Такое сообщение относительно гибели четырех военных сегодня распространило Министерство обороны РК. Четыре БТРа затонули, причем два из них удалось вывести на сушу самостоятельно без посторонней помощи.
Согласно официальным данным, техника пошла на дно из-за сильного ветра и поднявшейся из-за этого высокой волны. Но БТР-80 как раз и создавался для работы в схожих условиях. В исправном и пригодном для эксплуатации состоянии он просто не может затонуть – слишком хорошо разработчики предусмотрели опасность наполнения кабины водой: «для удаления забортной воды, проникшей в корпус через неплотности и повреждения, машина оборудована эжекционной системой водоотлива и одним центробежным насосом с электроприводом. Суммарная подача водоотливных средств — не менее 800 л/мин. При преодолении водных преград с высотой волны более 0,5 м, чтобы не допустить попадания воды в силовое отделение, на воздухоприемники устанавливаются специальные воздухозаборные трубы. Для предотвращения заливания передней части корпуса волнами, бронетранспортер снабжен волноотражательным щитком, который в походном положении откидывается на верхний передний броневой лист корпуса». Такие данные содержатся в описании характеристик БТРа.
Кстати, передвигаться на плаву БТР может даже при поломке водомета, который обычно приводит его в движение на большой воде (10 км/ч). Доплыть до берега техника может за счет вращения колес. Правда, при этом скорость упадет более чем в два раза, но броневик все равно окажется в точке назначения и единственной причиной гибели экипажа и десанта может стать только нападение неприятеля.
В общем, все перечисленное наводит на мысль, что молодых ребят отправили на учения, которые просто не могли благополучно завершиться. По всей стране может пройти массовая проверка боевой техники или чистка кадров – что угодно. В официальных отчетах должна быть описана какая-то проведенная «работа». Поможет ли это привести дела в порядок и остановить гибель солдат – никто не возьмется говорить. Ясно лишь одно – так больше продолжаться не может. Ведь если командиры, обучающие призывников военному делу, могут даже самую надежную технику превратить в «гроб» на колесах, который просто загубит обычное учение, они не смогут отразить вторжение реального врага. Вопрос – нужны ли казахстанцам такие вооруженные силы.
Актауский случай имеет все шансы на то, что будет вскрыто множество недочетов в работе военных. Все зависит от беспристрастности и объективности следователей, военных прокуроров и военных судей. В принципе, на это можно надеяться, принимая во внимание те качества Тасмагамбетова, за которые его признают и уважают как руководителя.
В Главной военной прокуратуре уже началось досудебное расследование по статье 453 части 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан («Халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия»). Создана следственно-оперативная группа под руководством специального прокурора ГВП, которая установит фактические обстоятельства происшествия.