— Салтанат Темиркуловна, хотя вы и ушли с должности управляющего директора АО «НК «Астана ЭКСПО- 2017», но продолжаете пропагандировать идеи Всемирной выставки. Что, на ваш взгляд, нужно сделать сегодня, чтобы люди все же поверили в ЭКСПО?
— Нужно внятно объяснить казахстанцам, что они будут иметь от ЭКСПО. И ответ здесь простой. Например, благодаря ЭКСПО, люди будут меньше платить за коммунальные услуги!
— Это как?
— Основной темой ЭКСПО является энергия будущего. То есть мы должны научиться пользоваться дешевой, а иногда и бесплатной энергией — энергией воды, воздуха и Солнца. Простой пример. В Западно-Казахстанской области фермер решил электрифицировать свое хозяйство. Обратился в несколько предприятий, ответ был один: «Сделаем, но за 100 млн тенге». Тогда крестьянин пошел в компанию по нетрадиционным источникам энергии. Там ему озвучили совсем другую сумму — 8 млн 200 тысяч тенге.
За эти деньги в течение 10 дней ему смонтировали и солнечные панели и ветроэнергетическую установку.
Из этих 8-ми миллионов личных фермерских денег был всего миллион. Остальное профинансировал «Казагрофинанс». И таких установок возле Актобе установлено уже около пятидесяти. Вот вам живой пример воплощения слов президента о том, что ЭКСПО даст доступ к дешевым «зеленым» технологиям.
— Классно! Такие же вещи нужно в рупор пропагандировать!
— Когда я говорила об этом в Национальной компании «Астана ЭКСПО-2017», меня не по-ни-мали!
Мне говорили: «Салтанат Темиркуловна! Вы все упрощаете!». Как так «упрощаете»? Что же, нужно говорить о том, что будет через сто лет? Нет, это происходит здесь и сейчас, и люди должны знать об этом сегодня. Мы уже сегодня оседлаем энергию будущего!
Вот еще пример. Мы в радиусе 30 км от столицы страны — Астаны — отапливаемся углем, дымим и портим экологию. Я предлагаю: установите как минимум в сельских социальных объектах (школы, больницы и т.д.) пиролизные печи (при отоплении — экономия угля до 40%, а выбросы СО2 снижаются до 80%), светодиодное освещение, солнечные коллекторы и панели, сэкономьте бюджетные деньги и решите проблемы с экологией (пример, сельская средняя школа, где всего 130 учеников, а площадь — около 2000 кв.м, за счет внедрения зеленых технологий экономит ежегодно бюджету 2,5 млн тенге). Меня так же не понимали! А ведь внедрение и пропаганда таких проектов, о которых я рассказала — и есть продвижение ЭКСПО. Это конкретные вещи, которые поймет каждый гражданин страны. Если мы повернем всю нашу индустрию в «зеленую» сторону, мы улучшим качество жизни и покажем всему миру, что мы не равнодушны к проблемам экологии.
— То есть получается так: с одной стороны народ не знает своих возможностей, с другой стороны — бывшее руководство Национальной компании не в полной мере сотрудничало со СМИ, чтобы раскрыть потенциал «Зеленой экономики»…
— В Национальной компании в первую очередь не понимают, что современные экологичные технологии помогают раскрывать содержание основных тем предстоящей выставки.
Я натыкалась на стену равнодушия, слышала слова: «Вы неправильно трактуете миссию ЭКСПО».
Как не правильно? Весь мир думает только о том, как перейти на энергосберегающие экологические технологии, а мы опять должны быть в стороне? Сегодня страны мира консолидируют свои усилия по вопросам сокращения выбросов СО2, развитию альтернативных источников энергии и чистых технологий в традиционной энергетике. А развитие возобновляемой энергетики — это глобальный, фундаментальный тренд, который мы не вправе оставлять без внимания.
Хотим мы этого или не хотим, но возобновляемая энергетика — это уже часть мировой энергетической инфраструктуры, поэтому для Казахстана — это не роскошь, а необходимость.
И все это — задачи ЭКСПО. Уже в декабре 2015 года в Париже будет подписано более 100 странами мира соглашение по климату. И это также уникальная платформа для продвижения темы выставки ЭКСПО-2017 на международном уровне.
Нам сегодня нужно обращаться к заинтересованным международным организациям по выстраиванию диалога со странами, потенциально участниками нашей выставки. Организовывать сайд-ивенты на их площадках, совместно организовывать конференции и форумы по поиску идей и технического инструментария решения глобальных проблем человечества.
Главная задача сегодня — сделать так, чтобы сам тайм-менеджмент «Астана ЭКСПО-2017» понимал, что такое ЭКСПО. Нужно, как говорит Президент страны, раскрывать тематику выставки, информировать о преимуществах внедрения зеленых технологий и инноваций.
Я за 15 минут убедила Кандэ Юмкелла (исполнительный директор офиса Инициативы Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Устойчивая энергетика для всех» — прим.ред.) быть нашим союзником и предложил подписать меморандум о сотрудничестве между нашими организациями. Он загорелся идеей, пожал мне руку: «Супер! Я готов быть вашим послом!». Потому что, для него как руководителя инициативы, было важно, что на выставке ЭКСПО-2017 можно будет собрать и продемонстрировать миру зеленые технологии и инновации. Но и это не оценили у нас. Обидно…
— Я никак не могу обойти вопрос о роли в подготовке ЭКСПО Веры Кобалия, которая была заместителем председателя правления НК «Астана ЭКСПО-2017».
— Вера Кобалия — человек, приглашенный для укрепления «международного блока». Я разработала для нее международную Дорожную карту, которая пролежала у нее без движения три месяца. Больше мне комментировать нечего.
— Вы сейчас вернулись к общественной деятельности, с новой энергией продвигаете «зеленые» технологии, но не отошли от ЭКСПО?
— А «зеленая» экономика — и есть ЭКСПО! И я как общественник сегодня могу больше принести пользы национальному проекту, чем в бытность мою чиновником в нацкомпании.