Молодежные объединения и властные структуры Кентау всерьез задумались, какие меры можно противопоставить распространению религиозного фанатизма и экстремизма в молодежной среде.
Пока додумались до главного — проявлять как можно меньше бюрократии в этой работе.
В Кентау деятельности религиозных организаций экстремистского толка явно проявилась уже к середине 90-х годов.
Первой в поле зрения органов попали члены так называемой партии «Хизб-ут-Тахрир», ставящей своей конечной целью создания «Государства Халифат», где вся жизнь будет строиться исключительно по законам шариата.
Партия «Хизб-ут-Тахрир» объявлена незаконной во многих государствах, однако в Казахстане пока еще остается на положении «официально не признанной религиозной организации».
Впоследствии органы правопорядка, прокуратуры и КНБ выявили и пресекали еще целый ряд религиозно-общественных объединений, деятельность которых, мягко говоря, не совпадала с нормативами и законами нашего государства.
Так в частности были лишены лицензии на право образовательной деятельности детская гимназия для девочек «Мерси» и Южно-Казахстанская гуманитарная академия, которые финансировались кувейтским «Обществом социальных реформ Истлах».
Прекращена работа благотворительного фонда «Ибрагим бин Абдулазиз аль-Ибрагим», основной задачей которого, как выяснилось, было распространение идей ваххабизма. Показательными остаются и факты незаконной деятельности приверженцев «Хизб-ут-Тахрира».
Здесь и подпольное издание, и распространение религиозно-экстремистской литературы, и попытка организовать массовые акции протеста по религиозным мотивам, и откровенно криминальное хранение оружия и боеприпасов, найденных у одного из руководителей подпольной ячейки.
Только за этот год в Шымкенте и Кентау состоялось уже свыше десяти судебных процессов над руководителями и активистами этой организации. Однако, по мнению всех официальных структур, выявленные факты остаются лишь малой частью реально сложившейся обстановки.
Причем особую тревогу вызывает нацеленность религиозных экстремистов на молодежь, в среде которой и набираются приверженцы и исполнители «радикальных идей». Заметим, что из 20 осужденных в ЮКО «хизбутовцев», пятнадцати не исполнилось еще и 25 лет.
Сейчас, по мнению ответработников казахстанского молодежного идеологического фронта (а таковыми на сегодня, по сути, являются департаменты по делам молодежи, организованные при каждом районном и городском акимате), ситуацию уже невозможно регулировать лишь такими однозначными мерами.
Более того, карательные способы могут привести к обратным результатам — созданию образа «мучеников за веру». Который, кстати, апологеты «Хизб-ут-Тахрира» уже прекрасно используют.
Чтобы пресечь эту тенденцию, необходимо выяснить причины, способствующие вовлечению молодежи в среду религиозных фанатиков — такую задачу поставили перед собой работники кентаусского управления по делам молодежи, а также кентаусский центр молодежных инициатив.
А главным критерием в своей совместной работе определили количество молодых «хизбутовцев», которые в результате откажутся от экстремистских убеждений. И, хотя подобная работа только началась, некоторые выводы, сделанные кентауссцами, довольно показательны. Так, например, некоторая часть инициативной группы молодежи не связывает рост приверженцев религиозного радикализма с отсутствием «монопольной идеологии», существовавшей в советское время.
Много уже сказано слов о том, что с упразднением комсомола и пионерии казахстанская молодежь оказалась в некоем идеологическом вакууме. Можно было бы с этим и поспорить, считают в Кентау — все-таки в стране достаточно широко проводятся всевозможные интеллектуальные кампании (тот же «лидер 21 века» и пр.), опять же не наблюдается дефицита в политических и общественных молодежных организаций. Да и бесплатные спортивные секции для молодежи хоть пока и не в избытке, но имеют явную тенденцию к возрождению. То есть структуры, способные «с головой» увлечь действительно активную, думающую и ищущую часть молодежи, в Казахстане имеются. Рискнем предположить даже, что и в эпоху «развитой пионерии» (когда с идеологией в молодежной среде, по официальным понятиям, было все в порядке) процент активных подростков не превышал процента нынешних казахстанских «яппи», успешно реализующих себя в современных условиях без всякой навязываемой сверху идеологии.
Что же касается «остатка» — то есть мальчиков и девочек, оказавшихся в силу тех или иных обстоятельств вовлеченными в антисоциальные, а то и откровенно противозаконные сферы, то и в советское время таковых «трудных» подростков хватало.
Но если прежние «ура-идеологи» предпочитали оставить таких проблематичных отроков на долю инспекции по делам несовершеннолетних или милиции, то кентаусские власти и общественные движения видят в них главный объект своих усилий.
— Деятельность религиозных «миссионеров» усиливается, — говорит Мавлан Идрисов, член инициативной группы, — в частности руководители подпольных организаций уже требуют и от своих молодых учеников находить новых приверженцев, вести пропаганду идей среди своих знакомых и сверстников на бытовом уровне. Здесь-то наши студенты и школьники и могут определить, так сказать, предмет своей работы. Естественно, ни о каких карательных мерах не может быть речи.
— В первую очередь нужно обеспечить индивидуальный подход, — говорит Фанзитля Ханова, учитель школы № 16 г. Кентау,- добиться, что бы еще на первичном этапе молодой человек, оказавшийся под прицелом религиозных радикалов, не остался один на один с ними. И такая работа по силам именно общественному молодежному движению. Хотя наверняка, в дальнейшем нам понадобиться и помощь профессиональных психологов, и юристов, других компетентных органов.
Примечательно, но как такового членства в молодежном «антирадикальном» движении Кентау не планируется. Хотя его инициаторы уже провели в Кентау своеобразный митинг протеста против терроризма и религиозного экстремизма, на который собрались сотни студентов, учащихся и старшеклассников школ Кентау.
Хочется верить, что кентауссцам хватит энергии, такта, таланта и здравого смысла, чтобы занять достойное место в жизни, где нет места экстремизму, фанатичности и крови.