Составлен рейтинг качества работы акиматов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Составлен рейтинг качества работы акиматов

Составлен рейтинг качества работы акиматов

С 20 по 26 декабря 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения за четвертый квартал 2014 года.

  • 12 Января 2015
  • 2227
Фото - Caravan.kz

Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 48 экспертов, представляющих сферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.

В рамках исследования была учтена значимость 11 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов. Оценка проводилась с использованием 11-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «11» (наибольший) баллов.

Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.

По результатам исследования, экспертами была предложена следующая градация критериев оценки качества работы акиматов по степени значимости:

Таким образом, ключевым критерием при оценке качества работы акиматов за четвертый квартал 2014 года эксперты признали способность местных властей поддерживать политическую стабильность, минимизировать социальную и трудовую конфликтность. Также определяющее значение имеют такие критерии как поддержание «обратной связи» с населением региона, успешность экономического развития региона, способность акиматов к системному развитию потенциала регионов, а также реализация региональных социальных программ.

В соответствии с этими критериями качество работы областных акиматов в четвертом квартале 2014 года было оценено следующим образом:      

Суммарные результаты рейтинга качества работы областных акиматов за весь 2014 год:   

Таким образом, по итогам 2014 года лидерами рейтинга стали:

1. Кызылординский областной акимат (Крымбек Кушербаев) 16,16 балла

2. Акимат г. Астана (Адильбек Джаксыбеков) 16,12 балла

3. Восточно-Казахстанский областной акимат (Даниал Ахметов) 16,09 балла

4. Акимат г. Алматы (Ахметжан Есимов) 15,91 балла

5. Павлодарский областной акимат (Канат Бозумбаев) 15,42 балла 

По совокупности выбранных критериев лидером рейтинга регионального развития сталакимат Кызылординской области. В числе наиболее резонансных событий за прошедший год, связанных с развитием области – дискуссии о проблемных точках Дорожной карты по взаимодействию на комплексе Байконур, развитие «зеленой экономики» в регионе, развитие малого и среднего бизнеса в области, а также открытие социально значимых объектов. Кроме того, аким области смог форсировать международное сотрудничество по целому ряду значимых направлений. Особо стоит отметить привлечение 60 млрд. тенге на реализацию 8 проектов от Европейского банка реконструкции и развития. Достаточно заметным стало подписание соглашения между акиматом области и Республикой Татарстан о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве.

Наряду с этим, регион обеспечил запуск нескольких новых высокотехнологичных производств. Так, в области запущены завод по переработке корня солодки и предприятие по производству извести, общей стоимостью более 1 млрд тенге. 

Вторую строчку в рейтинге занял акимат г. Астана. Главной новостью в администрации столицы за отчетный период стало назначение Адильбека Джаксыбекова акимом г. Астана. За короткий период он смог удержать темпы социально-экономического развития города. Контрольными мероприятиями стали:

• аппаратное совещание о контроле за работой коммунальных служб города,

• встреча с послами РФ и США,

• подписание между акиматом и НК «Астана ЭКСПО-2017» документа взаимодействия в организации и проведении Международной выставки ЭКСПО-2017,

• подписание соглашения между Национальной палатой предпринимателей РК и акиматом г. Астана о взаимном сотрудничестве и взаимодействии по вопросам поддержки предпринимательства.

Также были произведены кадровые перестановки в городском акимате, в ходе которых новыми заместителями акима стали: экс-аким Акмолинской области Косман Айтмухаметов, экс-заместитель главы финансовой полиции Андрей Лукин, президент АО «Казахфильм» Ермек Аманшаев, председатель правления АО «Транстелеком» Нурали Алиев. 

Третью строчку в группе лидеров занял акимат Восточно-Казахстанской области. Падение позиции в рейтинге акимата эксперты связывают с произошедшей ротацией руководства – новым акимом области назначен Даниал Ахметов.

Понижение показателей надо рассматривать как техническое – на период вхождения нового акима в курс дел. В тоже время новоиспеченный аким уже предпринял ряд важных шагов – в частности, проведены ознакомительные работы с деятельностью крупных промышленных объектов региона и с ходом строительства ряд социально значимых объектов. 

Четвертое место в группе лидеров сохранил акимат г. Алматы. В четвертом квартале в городе был проведен ряд мероприятий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, ЖКХ, модернизацию рынков, благоустройства объектов социальной инфраструктуры,  формирование благоприятного имиджа города и страны в целом. Также в рамках государственного визита Президента Франции Франсуа Олланд в РК был подписан Меморандум о сотрудничестве акиматом города с французскими компаниями в сфере туризма.

Наряду с этим, рейтинговые показатели акимата по сравнению с прошлым кварталом понизились. Эксперты связывают это с судебным процессом о закрытии журнала «Адам бол». 

Достаточно успешным оказался отчетный период для акимата Павлодарской области. В этот период в регионе был проведен форум «ErtysInvest 2014», в рамках которого были презентованы перспективные проекты агропромышленного комплекса, химии, металлургии, показаны имеющиеся свободные минерально-сырьевые ресурсы и транспортные возможности инфраструктуры Павлодарской области. Также было сообщено о том, что в развитие индустрии в Павлодарской области будет инвестировано 38,8 млрд. тенге.

В целях осуществления совместных и согласованных действий по формированию институциональной основы для развития предпринимательства в области между акиматом области и Региональной палатой предпринимателей был подписан меморандум о сотрудничестве.

Кроме того, акимат области достиг подписания Меморандума с АО «НК «Астана ЭКСПО 2017» о сотрудничестве. Этот шаг дает возможность предприятиям малого и среднего бизнеса Павлодарской области принимать участие в строительстве объектов международной выставки. 

В среднюю группу рейтинга по итогам 2014 года попали следующие акиматы:

1. Мангистауский областной акимат (Алик Айдарбаев) 15,34 балла

2. Южно-Казахстанский областной акимат (Аскар Мырзахметов) 15,20 балла

3. Атырауский областной акимат (Бактыкожа Измухамбетов) 15,02 балла

4. Северо-Казахстанский областной акимат (Ерик Султанов) 14,59 балла

5. Алматинский областной акимат (Амандык Баталов) 14,54 балла

6. Акмолинский областной акимат (Сергей Кулагин) 14,49 балла 

Лидером в средней группе стал Мангистауский областной акимат. В четвертом квартале область для решения вопроса с питьевой водой запустила опреснительный завод «Каспий». Так же до конца 2014 года в области восстановлено 85,2 км автодорог по среднему ремонту на сумму не менее 1,8 млрд. тенге.

В течение всего года акимат успешно решал вопросы профилактики социальных и трудовых конфликтов, обеспечил транспарентность при принятии решений, сохранил статус одного из основных доноров бюджета. 

По итогам года существенно улучшил свои позиции в рейтинге акимат Южно-Казахстанской области. В отмеченный период позитивные оценки со стороны Главы государства получило руководство области. Так, в ходе рабочей поездки в ЮКО Президент Назарбаев посетил ряд объектов (конгресс-холл «Туркестан», административно-деловой центр «Каратау», отель «Rixos», Казахский драматический театр им. Ж.Шанина), также встретился с общественностью региона. Кроме того, Президент ознакомился с работой по развитию туристических возможностей Шымкента, в котором строится историко-культурная зона, где будут расположены площадь «Наурыз», областной историко-краеведческий музей, центр обычаев и обрядов.

Одним из важных событий в области стал Международный инвестиционный форум «Новые инвестиционные возможности в рамках ЕАЭС», с целью продвижения благоприятного инвестиционного имиджа Казахстана в условиях углубления интеграционных процессов. По итогам деловых встреч было подписано 17 меморандумов о реализации совместных инвестиционных проектов на территории ЮКО на общую сумму 157 млрд. тенге.

Также в области был запущен ряд производств, в частности шиферный завод ТОО «Tectum Enjineering», завод по выпуску гофрокартона, мини-ГЭС, общей стоимостью порядка 2 млрд.тенге. 

В срединной части рейтинга расположился Атырауский областной акимат. После проведения Форума приграничного сотрудничества акимат области несколько снизил темпы работы, что и сказалось на некотором снижении показателей. В четвертом квартале экспертами было отмечено, что потенциал области использовался недостаточно эффективно.

Несмотря на завершение года, в области сдана в эксплуатацию птицефабрика, проектной стоимостью более 680 млн. тенге, строится комплекс по переработке шерсти, стоимость которого 780 млн. тенге.

Также акиматом планируется создать электронную базу данных земельных участков области в целях дальнейшего привлечения инвестиций. До конца 2014 года реализовано 7 проектов с созданием 466 рабочих мест на сумму 8,3 млрд тенге. 

По итогам 2014 года существенно улучшились показатели акимата Северо-Казахстанской области. Темпы социально-экономического развития несколько увеличились. Области удалось лучше других северных регионов провести сбор зерновых в неблагоприятных погодных условиях. Акимат неплохо начал реализовывать программы приграничного сотрудничества. Аким области Ерик Султанов обсудил возможности взаимовыгодного сотрудничества с представителями приграничных областей РФ в рамках Второго Приграничного форума молодых депутатов.

В ноябре был проведен международный инвестиционный форум, в котором участвовали представители 15 стран и было подписано более 70 соглашений, договоров и меморандумов на общую сумму свыше Т50 млрд.

В целом, несмотря на небольшие размеры региона, отмечается положительная динамика роста. Область находится в числе лидеров по таким показателям как поддержание политической и социальной стабильности и темпы экономического развития. Существуют хорошие предпосылки для дальнейшего ускорения. 

В средней группе удалось закрепиться Алматинскому областному акимату. По сравнению с третьим кварталом позиции акимата намного улучшились. Были видны усилия и действенные шаги по диверсификации региональной экономики. В частности, можно отметить меры по наращиванию темпов в сельском хозяйстве, восстановлению ирригационных сетей, обеспечением водоснабжения и газификации, развитию туризма в области. Для этих же целей был обновлен руководящий состав СПК «Жетысу». 

Замыкает среднюю группу акимат Акмолинской области. Акимату пришлось отмобилизовать все возможности для решения проблемы сбора зерновых. Кроме того в рамках Карты индустриализации в Акмолинской области реализованы 46 проектов на 105,6 млрд. тенге с созданием более пяти тысяч новых рабочих мест. Тем самым, по развитию промышленности за 11 месяцев область заняла первое место по республике. 

К аутсайдерам рейтинга 2014 года эксперты отнесли акиматы следующих областей:

1.     Западно-Казахстанский областной акимат (Нурлан Ногаев) 14,48 балла

2      Жамбылский областной акимат (Карим Кокрекбаев) 14,36 балла

3      Актюбинский областной акимат (Архимед Мухамбетов) 14,35 балла

4.     Костанайский областной акимат (Нуралы Садуакасов) 14,34 балла

5.     Карагандинский областной акимат (Нурмухамбет Абдибеков) 14,17 балла 

Открывает группу аутсайдеров Западно-Казахстанский областной акимат. К отчетному периоду к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, по актам прокурорского надзора привлечено 97 лиц, из которых 40 % составляют первые руководители государственных органов и организаций области. В результате освобождены от занимаемых должностей 6 акимов сельских округов, 3 акима привлечены к дисциплинарной ответственности в виде «предупреждения о неполном служебном соответствии».

Наряду с этим, на одном из совещании областного акимата Нурланом Ногаевым был поднят вопрос о сбыте продовольственных товаров сельхозпродукции местными фермерами в областном центре. Также аким призвал всех чиновников области к открытости и взаимодействию по отношению к представителям СМИ. 

Небольшие темпы роста рейтинговых показателей продемонстрировал Жамбылский областной акимат. В ноябре 2014 года в г. Бишкек был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере торгово-экономических и гуманитарных отношений между акиматом Жамбылской области и представительством Правительства Кыргызской Республики в Чуйской области. В ходе встречи были обсуждены и проблемные вопросы в сфере водного хозяйства. Так, согласно подписанному меморандуму Представительство Правительства Кыргызской Республики в Чуйской области примет меры по обеспечению беспрепятственного доступа к совместному управлению и контролю учета распределения водных ресурсов, а также обеспечению бесперебойной подачи воды в Кордайский и Меркенский районы Жамбылской области. В целом, товарооборот Жамбылской области с регионами Кыргызской Республики за 9 месяцев 2014 года составил 167,7 млн. долларов США.

Наряду с этим, в области запущен завод по добыче и переработке золотосодержащей руды Когадырского рудника, являющийся одним из проектов ГП ФИИР. 

Актюбинский областной акимат не смог существенно улучшить свои рейтинговые показатели. В четвертом квартале в Оренбурге состоялся IV Евразийский экономический форум с участием двух глав областей. В его рамках прошли выставка продукции, произведенной в Оренбуржье, «круглые столы», семинары, посвященные евразийской тематике. Также были обсуждены перспективы развития сотрудничества двух приграничных областей Казахстана и России.

В рамках II международного инвестиционного форума «АКТОВЕ INVEST-2014», акимат области подписал 17 меморандумов и соглашений по перспективным проектам на общую сумму инвестиций  более 140,9 млрд. тенге. 

Акимат Костанайской области занял предпоследнее место в группе аутсайдеров. Рейтинговые показатели области существенно снизились из-за кризиса со сбором зерновых. В области остались неубранными почти 36 тысяч гектаров. Существует проблема восполнения семенного фонда к весенним полевым работам.

Кроме того областной акимат обеспечил проведение Форума приграничного сотрудничества, в ходе которого в г. Костанай прибыла делегация Челябинской области. Также в области в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020» было освоено более 3 млрд. тенге, около 7000 предприниматели получили поддержку. 

Аутсайдером рейтинга областных акиматов стал Карагандинский областной акимат. Причина – громкие коррупционные скандалы на протяжении почти всего года. В тоже время по итогам четвертого квартала акимату удалось незначительно улучшить свои показатели. На заседании Координационного совета по ФИИР, прошедшем под председательством акима области Нурмухамбета Абдибекова, был рассмотрен ряд проектов, реализуемых в рамках программ «Дорожная карта бизнеса-2020» и развития моногородов.

В четвертом квартале акиматом были проведены общественно значимые мероприятия, в частности встреча руководства области с мусульманским духовенством по профилактике распространения идей религиозного экстремизма и терроризма, открытие объектов социальной инфраструктуры, а также вручение ежегодной молодежной премии «Кайнар» активистам Карагандинской области.   

Общие выводы

Четвертый квартал 2014 года прошел под знаком существенного ухудшения на мировых рынках сырья. Казахстан чрезвычайно зависим от экспорта нефти и нефтепродуктов, а потому снижение мировых цен потребовало от властей принятия срочных мер. 
Анонсированная Президентом Назарбаевым программа «Нурлы жол» ставит перед региональными властями всех уровней принципиально новые задачи социально-экономического и инфраструктурного развития. Не все акиматы готовы к этой работе. Более того, не завершены процессы структурной перестройки, начавшиеся с реорганизации Правительства. На уровень акиматов передано выполнение 261 госфункции, под которые необходимо еще только подготовить местных специалистов. 

Таким образом, подтверждается вывод из прошлого рейтингового обзора – изменение структуры органов исполнительной власти без параллельного сокращения госфункций будет приводить к неминуемому снижению эффективности всего государственного аппарата. А в условиях начавшегося экономического кризиса подобные трансформации могут стать фатальными для экономики и социальной сферы.