Пилот с метадоном - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пилот с метадоном

Пилот с метадоном

Газеты пестрят шокирующими заголовками, смысл которых сводится к тому, что с недавнего времени наркоманов в Казахстане от их пагубной зависимости лечат… наркотиками. И не кто-нибудь, а врачи государственных клиник.

  • 9 Февраля 2009
  • 1455
Фото - Caravan.kz

На самом деле речь идет о метадоновой программе, которая реализуется как пилотный проект и только в двух казахстанских городах — Темиртау и Павлодаре.
Планировалось также, что его участниками будут инъекционные наркоманы, зараженные ВИЧ-инфекцией. Сейчас на последнем обстоятельстве акцент не делается, по крайней мере, в прессе, но отбор участников «пилота» был довольно жестким. К примеру, наркоманов с небольшим стажем в него не брали: врачи надеются, что они могут «слезть с иглы» сами, зачем провоцировать привыкание к еще одному зелью? А вот тех, кто колется не одно десятилетие, да к тому же может заразить других через иглы страшными инфекциями, решили перевести на более безопасный наркотик. И вот уже четвертый месяц пятьдесят человек вместо героина принимают сироп, зарекомендовавший себя в западных странах как едва ли не единственное средство для многих наркозависимых.
Впрочем, споры о целесообразности замены одного — «уличного» — наркотика другим — «мягким», «официальным» — не прекращаются во всех странах. Находятся яростные противники этой замены и его защитники, аргументы у всех достаточно серьезные. Но, как всегда в таких случаях, нужно выбирать из двух зол наименьшее.
Вот мнение о заместительной терапии генерального директора Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Марьям Хасановой.
— В нашей стране ВИЧ-инфекция наиболее интенсивно передается именно при употреблении наркотиков инъекционным путем, поэтому как метод профилактики использование метадона для нас очень актуально. Опыт многих стран показывает, что это эффективный метод для профилактики ВИЧ-инфекции, для возвращения наркозависимых в здоровую социальную среду, ухода из криминальной зависимости.
Статистика свидетельствует, что более 60 процентов наркопотребителей в поисках очередной дозы идут на совершение преступлений, а когда они под контролем врача заменяют героин метадоном, для них перестает быть проблемой добыча любыми средствами наркотика. Преимущества заместительной терапии очевидны. Лица, принявшие ее, не распространяют ВИЧ через инъекции, становятся социально безопасными для семьи и окружения, возвращаются в социум, устраиваются на работу, не подвергают опасности свою жизнь — не гибнут от передозировок. Заместительная терапия проводится под контролем врача, а затем есть возможность, постепенно снижая дозы, вывести пациента из наркотической зависимости.
Контроль доктора ведут, действительно, строгий и постоянный. Одним из обязательных условий участия в программе является отказ от всех других наркотиков. У пациентов для того, чтобы убедиться в следовании этому условию, периодически берут анализы. Метадон, созданный в гитлеровской армии военными медиками для контроля над пленными, имеет уникальные свойства. Принимая его в необходимой дозе (для каждого подбирается своя), человек чувствует себя комфортно и спокойно. Ему не нужно искать денег на героиновую дозу, у него хороший сон и аппетит. Такие пациенты могут работать, даже управлять автомобилем! Кстати, некоторые из участников казахстанского проекта, действительно, нашли себе работу. А кто-то захотел стать волонтером, чтобы работать с наркозависимыми.
Врачи признают, что все эти люди все равно остаются зависимыми от препарата. Им нужно принимать его каждый день, в определенное время. Но теперь они не одурманены, не измучены ломками, не озабочены одной-единственной проблемой — поиском дозы. Многие из них стали задумываться о своей жизни, о близких, словом, происходит возвращение в социум. И все же это пока только эксперимент, и вопросов остается немало. Один из них связан с тем, что когда проект закончится и прекратится финансирование, неизвестно, что станет с теми, кто привыкнет к метадону. Надежда только на то, что многие из них к тому времени захотят покончить и с этим наркотиком, как произошло с десятками пациентов в Бишкеке, где проводилась подобная программа.
И все же всем понятно, что сидеть сложа руки нельзя. Наркотрафик не снижается. Наоборот, по недавнему сообщению генерал-лейтенанта Бексултана Сарсекова, директора Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), в связи с мировым финансовым кризисом эта угроза даже усиливается.
По-прежнему 90 процентов всего опия и героина производят в Афганистане. А рост этого производства демонстрируют такие цифры. Если в 2001 году там выращивали 185 тонн опия, то в 2007 — уже более 8 тысяч тонн. Наркоугроза стала глобальной, и во всем мире уже 25 миллионов человек наркозависимы. В нашей стране только по официальным данным их около 50 тысяч, и более половины — подростки и молодые люди.
И какие бы меры ни предпринимали различные национальные и межгосударственные силовые структуры, наркобароны и курьеры придумывают все более изощренные способы доставки «белого зелья». Героин в Таджикистане обнаруживали в банках тушенки, рассказывает Бексултан Сарсеков, им начиняют не только грецкие орехи и лук. Недавно производители героина изобрели еще один «гениальный» способ: на грядки высаживают обычную капусту, и пока она еще молодая, в ее листья прячут капсулу с героином. Кочан растет и как бы окружает, обволакивает эту капсулу, и потом такую капусту без проблем вывозят через границы. А в Бельгии не так давно обнаружили героин вплетенным в нити завозимых в эту страну восточных ковров.
Данный бизнес привлекателен тем, что по мере отдаления от страны-производителя стоимость килограмма героина возрастает в сотни раз. Еще более прибыльным оказался другой вид преступного предпринимательства — ввоз в Афганистан химических веществ, прекурсоров, без которых невозможно производить героин. И никакие проекты и программы международного сообщества не могут покончить с этим злом. Даже поддержка афганских фермеров для того, чтобы они выращивали вместо опия пшеницу и другие культуры, не привела к весомым результатам. А сейчас, в связи с финансовым кризисом, эта помощь может уменьшиться.
Главный плюс метадоновой терапии, считают врачи, в том, что она предупреждает ВИЧ-инфекцию, не дает ей распространяться. Всего с момента появления первого такого больного в нашей стране зарегистрировано уже 11 тысяч ВИЧ-инфицированных. Замена героина метадоном способна снизить темпы распространения смертельной инфекции. Другой плюс — снижение криминальных побуждений. Третий — улучшение жизни зависимого и его близких. Поэтому стоит, наверное, внимательнее вникнув в суть пилотного проекта, перестать делать из него очередную газетную утку.
И пожелать, чтобы как можно больше молодых и немолодых людей вырвались из плена «белой смерти»…

Рисунок с сайта http://shagi.infoshare.ru