Сегодня многие казахстанцы сетуют на недальновидность властей, до последнего времени делавших вид, что мировой кризис слабо скажется на казахстанской экономике. В данной связи есть смысл напомнить о некоторых истинах.
Истина первая. Руководство не должно сгущать краски, чтобы не спровоцировать большее падение рынка. Поэтому и президент, и правительство довольно долго говорили об отсутствии кризисных явлений. Они резонно опасались, что неосторожные заявления с их стороны ускорят падение, сделав его крутым и неконтролируемым.
Истина вторая. Мы должны четко и ясно понимать законы рынка. Рынок в корне отличается от всех других общественных устройств тем, что очень чувствителен к негативным сигналам.
Поэтому поведение казахстанских властей можно расценивать как вполне логичное и адекватное. Другое дело, насколько предвиделись проблемы, и что сделано, чтобы их преодолеть.
Необходимо подчеркнуть: власти ощущали потенциал проблем и попытались сделать максимум того, на что способны. Они, например, воспринимали накопления Национального фонда, аккумулирующего поступления от нефти, как универсальный инструмент против любого кризиса. Еще одним чрезвычайным источником стали средства институтов развития.
Конец банковской эйфории
Ситуацию в финансовой сфере можно охарактеризовать как конец эйфории. Казахстанские банки в период неуправляемого роста сектора недвижимости привыкли осуществлять простейшие операции спекулятивного свойства. Взяв за рубежом дешевые деньги, они занимались тем, что насыщали рынок кредитами под проценты, никак не соотносимые с заработками казахстанцев. Проще говоря, операции «купи-продай» способствовали «накачке» рынка недвижимости.
С другой стороны, деньги от нефти также шли в недвижимость. Часто не напрямую (прямой путь был перекрыт Национальным фондом), а опосредованно, через сервисные компании, обслуживающие нефтянку.
Спрос рождает предложение. Казахстанцы активно использовали рост в строительном секторе для того, чтобы получать сверхприбыли. Есть множество фактов, когда казахстанцы оптом скупали квартиры и дома, а через некоторое время их перепродавали по более высоким ценам. Естественно, часто они прибегали к банковским ресурсам, ибо собственных денег всегда не хватало. Банки, ощущая мощный спрос на рынке кредитования, активнее занимали деньги на Западе, чтобы нарастить предложение.
Кризис сказался на деятельности банков. Прибыльность резко упала, а закрывать ее за счет зарубежного фондирования не получится. На прошлой неделе в США обанкротились еще три банка, их общее число выросло до девяти. Эксперты прогнозируют, что в 2009-2010 годах тенденция сохранится, заставляя банки укрупняться и создавать альянсы. Только в таком формате они могут остаться на рынке.
Потребители банковских продуктов оказались «у разбитого корыта». Когда аналитики говорят, что процент ипотечного кредитования в стране довольно низкий и не может напрямую угрожать безопасности финансовой системы, то отчасти они правы. Ипотечных кредитов на самом деле мало, в силу чего их опасность часто преувеличена. Но другое впечатление складывается, когда анализируешь весь пакет кредитных портфелей банков. Поэтому сегодня ни один казахстанский банкир не может точно сказать, какая масса заемных денег ушла в недвижимость. Судить же об этом можно будет только тогда, когда станет более-менее ясно, какая часть кредитного портфеля оказалась под угрозой хронических неплатежей.
Меры государства
Падение цен на сырую нефть и проблемы в финансовой сфере в США и Европе стали основными факторами, оказавшими негативное воздействие на казахстанскую экономику. Кризис ударил по потребительскому рынку, тот, в свою очередь, резко снизил спрос. Разумеется, предложение должно было упасть.
Рынок недвижимости сдулся, и сегодня аналитики гадают, когда банки начнут распродажи заложенного имущества. Нефтянка перестала накачивать деньгами сервисные и другие посреднические компании, а те, в свою очередь, потребительский рынок.
Банковский сектор испытывает заметные трудности. В основном это связано с проблемами казахстанских банков по обслуживанию ранее полученных на Западе кредитов. Объемы производства падают, а свертывание производства заставляет работодателей выбрасывать на улицу тысячи людей.
Государство приняло пакет антикризисных мер, направленных на помощь финансовой системе и предотвращение массовой безработицы. Финансовой подпиткой государственных мер стали не только средства Нацфонда, институтов развития, но и бюджеты всех уровней. Крупнейшие банки должны получить помощь государства в размере 5 миллиардов долларов, а сомнительные активы будут выкупаться специальным фондом. В то же время государство и работодатели подписывают двусторонние меморандумы, по условиям которых работодатели обязуются не сокращать рабочие места. Одновременно в регионах страны создаются антистрессовые фонды, через которые будут финансироваться меры местных органов власти по созданию новых рабочих мест.
Психологические аспекты
Кредитный психоз оказал на участников процесса сильное воздействие.
Банки уподобились древним ростовщикам, готовым ради продолжения пиршества пойти на любые жертвы. Темпы зарубежного фондирования к началу 2007 года стали угрожающими. Меры Агентства по финансовому надзору по ограничению внешних заимствований лишь породили в банковской среде желание во что бы то ни стало обойти ограничения.
В свою очередь, потребители кредитов мало задумывались о завтрашнем дне. Никто всерьез не задумывался, что любому пиршеству приходит конец. Каждый старался максимально использовать свой шанс и заработать на неуправляемом росте рынка недвижимости дивиденды. Это раскручивало банковское кредитование, обороты которого стали подозрительно высокими.
Кризис же заставил банки взглянуть на казахстанский рынок другими глазами. Потеряв источники кредитования за рубежом, банки стали активнее привлекать средства внутри страны на депозиты. Банкиры поняли, что профилактикой от возможного дефолта могут стать лишь ресурсы, которые даст казахстанский рынок, казахстанский потребитель.
Тот же самый кризис вынудил людей, заболевших кредитным вирусом, по-новому посмотреть на окружающий мир. Многие из казахстанцев восприняли банковское кредитование как универсальное средство решения всех без исключения проблем. Причем, болезнь кредитования давно раздавила агропром, в силу чего поголовье скота в стране сокращалось в течение последних нескольких лет. Сельчане перестали держать скот, и стали уходить от своих корней.
С другой стороны, активные потребители банковских кредитов полагали, что в случае каких-то проблем с платежами за кредиты будут рассчитываться их дети, а может и внуки. Об этом не говорили вслух, но темпы кредитования населения предполагали, что должно наступить время, когда оно уже не сможет обслуживать полученные кредиты. Проблемы с ликвидностью в банках спровоцировали их надавить на своих клиентов, а последние осознали элементарную истину — за кредиты придется рассчитываться как раз им, и надежды на более благополучных, чем они, детей, неоправданны.
Судя по всему, слишком большие ожидания от роста казахстанской экономики вылились в итоге в психологические проблемы всех участников. Банки оказались под угрозой стать одной большой площадкой по продаже залоговой недвижимости. Не стоит опасаться о потерях банковской системы, свои дивиденды в необходимых размерах они сняли. Другое дело, что полученные дивиденды были бездарно потрачены на цели, не имеющие ничего общего с развитием бизнеса или созданием кризис-фондов.
Участившиеся случаи голодовок дольщиков и кредитополучателей свидетельствуют о справедливости предположения о том, что люди не хотят платить все и сейчас. Они хотели потом, и в рассрочку.
Качество государственных мер по поддержке банковской системы зависит от способности государства наладить жесткий механизм мониторинга средств, выделяемых на банковский сектор. Государство должно получить за 5 миллиардов долларов нормально функционирующий банковский сектор и гарантию недефолта. Это можно сделать только в том случае, если средства не разворуют на другие цели.
Меры по недопущению массовой безработицы будут эффективны, если качество управления госаппарата окажется адекватным сегодняшним реалиям. Для этого необходимо укреплять вертикаль власти, добиться прозрачности по вопросам стабилизации ситуации с созданием новых рабочих мест.
Кризис — это проверка властей на умение управлять подразделениями и эффективно действовать в условиях рынка.
Фото с сайта http://www.homepage.ru