Дольщики против застройщиков. Сегодня судебные тяжбы между ними напоминают самый длинный мексиканский сериал. По законам сериала мы наблюдаем за этими локальными битвами бесконечно долго, и в стремлении увидеть финал, то и дело припадаем к экранам телевизоров.
Проходят дни, недели, месяцы, годы, а на экране лишь множится количество споров. Количество, уже по другим законам, не переходит в качество, а кадры судебных тяжб воспринимаются как нечто обыденное.
Именно такого привыкания и нужно больше всего бояться. Привычка к чужой боли — первый шаг к тому, чтобы не ощущать никакую боль. Нигде и никогда.
С другой стороны, борьба дольщиков несколько напоминает подвиг Дон Кихота против ветряных мельниц: суеты много, результата — ноль.
Сегодняшнюю борьбу дольщиков с застройщиками образно можно назвать борьбой многострадального Иова (мифического персонажа, мужественно переносящего невзгоды и удары судьбы) с Мальбруком, который, как многие помнят, «в поход собрался». Застройщики ведут себя как мальбруки, подальше от глаз посторонних бахвалясь тем, что обманули людей и сделали деньги.
Обиднее всего, что дольщики остаются в одиночестве и опускают руки. А все потому что иовы не могут найти управу на мальбруков.
Между тем власти озабочены проблемами астанинских и алматинских дольщиков, которые рядом и дышат им в спину. Громче всех кричат и не дают спокойно спать по ночам. Другое дело — дольщики из регионов. Они далече и им сложнее докричаться до властей.
Несостоявшаяся Ривьера
Сегодня речь об атырауских дольщиках. Еще в 2007 году ТОО «Строй Инвест Атырау» (дочерняя компания «Корпорации «Базис-А») пообещало построить им жилищный комплекс «Ривьера» в районе парка «Победы», на набережной реки Урал.
Правда, на официальном сайте корпорации нет даже ссылки на то, что «Строй Инвест Атырау» — ее «дочка». Но мы-то знаем, что все это — издержки казахстанского бизнеса, когда за непрозрачность никто и никому ничего не предъявит.
Как пишут в своем открытом письме на имя президента РК Нурсултана Назарбаева атырауские дольщики, согласно условиям договоров между ними и ТОО «Строй Инвест Атырау», объект должны были сдать в первом квартале 2008 года.
С тех пор минуло два года, а «Ривьера» на берегах Урала так и не появилась и, по всем признакам, строить ее никто и не собирается. Со своей стороны, дольщики после подписания соответствующих договоров перечислили на счета «Строй Инвест Атырау» полную стоимость будущих квартир.
Где взяли деньги
Как нам рассказал Мирас Жардемов (сын Жардема Кабидоллы, дольщика компании «Строй Инвест Атырау», созаемщик отца в «Казкоммерцбанке»), «часть дольщиков взяла беспроцентный кредит в компании Аджип ККО, где и работает». Такие дольщики обслуживают только основную сумму кредита, тогда как вознаграждение банку на 100 процентов покрывается со стороны работодателя.
Но уже без корпоративного прикрытия ипотечный кредит в 12 миллионов тенге на 20 лет по ставке 12,75 процентов годовых получили Жардем Кабидолла и Айдана Баймакишова. На сегодняшний день банк категорически не хочет прекращать начисление процентов. Банк не останавливает даже наличие судебных решений в пользу дольщиков.
Дольщики «наезжают» на подрядчика, подрядчик кивает на материнскую компанию, и ничего ровным счетом не происходит. Это в который раз подтверждает старую истину:
когда украдешь на 100 долларов — тебя поругают; на 1000 долларов — могут побить; на 10 000 долларов — могут серьезно наказать, а если украсть 10 миллионов долларов — жизнь удалась, можно спокойно поделиться, и тебя никто не тронет.
Разница, как говорится, в высоте пачки….
Суд да дело
После неоднократных и бесплодных обращений к руководству ТОО «Строй Инвест Атырау» и корпорации «Базис-А» с целью урегулировать спор и получить причитающиеся жилье, дольщики Жардем Кабидолла и Айдана Баймакишова обратились с исковым заявлением в Атырауский городской суд.
Решением Атырауского городского суда от 5 июня 2009 года с застройщика — ТОО «Строй Инвест Атырау» — взыскана вся сумма долга перед дольщиками. Причина — нарушение застройщиком своих обязательств по строительству и вводу в эксплуатацию дома. Решение суда вступило в законную силу, однако, не исполнено ввиду «слива» всех активов со счетов и баланса компании.
«Со слов директора ТОО «Строй Инвест Атырау» А. Локтионова, все деньги, полученные от договоров долевого участия напрямую шли по отлаженной системе в материнскую компанию, на счета учредителя «Корпорации «Базис-А», — говорит г-н Жардем.
С тех пор прошло 9 месяцев, а воз и ныне там. С ТОО «Строй Инвест Атырау» взять практически нечего, а материнская «Корпорация «Базис-А» не собирается брать на себя исполнение обязательств дочерней компании. Формально корпорация права, ведь суд взыскивает деньги с ТОО «Строй Инвест Атырау». Но даже не это обстоятельство нервирует дольщиков.
Их выводит из себя несколько обстоятельств. Первое, когда на рынке недвижимости был бум, застройщики, риэлторы, оценщики дружно предлагали один проект круче другого. Правительство, со своей стороны, лишь убеждало население вкладывать деньги в недвижимость. Именно здесь маржа была максимальной: купив квартиру за 250 тысяч долларов, через несколько месяцев можно было ее продать за 500 тысяч долларов. При такой фантастической марже здравый смысл молчит, остается и крепнет лишь желание быстро обогатиться. Второе, когда волна спекуляций схлынула, банки перестали получать кредитную подпитку, вдруг выяснилось, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Государство в том или ином виде дало понять, что часть проблем дольщиков решит, остальные, судя по всему, должны остаться у разбитого корыта.
И ни у кого почему-то не возникает желания спросить у чиновников: а на каких основаниях они выдавали лицензии на строительство тем компаниям, которые не способны платить по счетам?
Прецедент из Беларуси
В 2005-2006 годах жертвами строителей пали белорусские дольщики. Строительная компания «Перспектива» обещала построить дома в Минске рядом с автовокзалом «Московский».
Согласно договорам, строительство должно было начаться осенью 2006 года, срок сдачи — конец 2008-го. Осенью 2009 года на месте домов — только невнятная яма, претендующая разве что на звание котлована. Срок сдачи комплекса изменен на «официальный» — январь 2013 года. Однако и эта дата оказалась под большим вопросом. Работы на объекте не ведутся, огромные деньги (порядка 6-7 миллионов долларов), перечисленные дольщиками застройщику, куда-то испарились.
По договору суд обязал «Перспективу» вернуть деньги, но денег-то попросту нет — по результатам проверки счета фирмы пусты, как и в нашем случае. Средства были «освоены» — переведены на другую фирму того же учредителя, которая недавно признана банкротом.
Спасение утопающих
Получается, как всегда. Решение суда участники долевого строительства в Атырау имеют, а ресурсов его исполнить у судов не хватает. Скажем точнее — желания. Так, например, в Администрации судов Атырау судебные решения в пользу дольщиков переданы четвертому по счету судисполнителю. Как утверждает г-н Жардем, «никто из Администрации судов не выходит на связь, и не информирует о каком-либо прогрессе, несмотря на постоянные обращения истцов».
По всему видно, что судисполнители то ли в силу профессиональной некомпетентности, то ли в условиях отсутствия реальных рычагов исполнения судебных решений всячески уклоняются от своих прямых обязанностей. Во всем этом хитросплетении человеческих судеб щекочет нервы следующее обстоятельство: людям дают понять, что они самостоятельно должны были проверять репутацию застройщика. Отсюда еще один вопрос: а чем тогда занимаются органы акиматов, выдающих лицензии строительным компаниям? То есть они могут быть безответственными, и выдавать лицензии направо-налево, а мы, простые граждане, должны на свой страх и риск выбирать компанию-застройщика?
Обиднее всего то, что за выдачу лицензии акимат получает деньги, а человек, от которого зависит выдача, еще и вознаграждение. Тогда как мы, простые граждане, во всем должны разбираться запросто так.
Между тем дольщики из Атырау вынуждены выживать самостоятельно. Они обслуживают кредиты за не введенный в строй жилищный комплекс. Некоторые продали свои квартиры, чтобы и далее гасить кредиты. Кризис еще более усугубил их материальное положение. Многие из них в отчаянии.
Правда, застройщик вроде бы предлагает компромисс. Он готов выплатить только фактически вложенные деньги. Это означает, что проценты и пени банка, которые исправно вносят заемщики, так и останутся их персональным обременением…
Продолжение следует