В рейтинге самых обсуждаемых тем ее на некоторое время заметно потеснил глобальный финансовый кризис, но лишь только восстановилось относительное психологическое и материальное равновесие граждан, дискуссии вспыхнули вновь .
А первая «искра» блеснула еще в 2001 году, когда депутат парламента третьего созыва Амангельды Айталы предложил внести в закон «О браке и семье» соответствующие поправки. Общественность чрезвычайно возбудилась и тут же разделилась на два классических лагеря: сторонников и противников официально разрешенного «гарема». С тех пор и депутаты неоднократно возвращались к этому вопросу, и различные «круглые столы» проводились, но к единому мнению придти так и не удалось. Попробуем суммировать и рассмотреть аргументы pro и contra.
Не запрещено — значит, разрешено
«О, посланник! Люди спросят у тебя: что ты думаешь о женщинах. Скажи: Аллах дает такие предписания — о справедливости к сиротам, которых берете в жены, к беззащитным детям. Если женщина опасается суровости от мужа или несправедливости — нет греха, если они договорятся между собою на брачный договор. Человеку скупость свойственна, но вы будьте щедры на ласки и добро, и вам воздастся. Человеку трудно быть справедливым, но жены ваши не должны ощущать неравенства, пусть никто из них не чувствует себя покинутой». Так сказано в четвертой главе Корана. То, что главный свод правил жизни не запрещает иметь несколько жен — есть основной и очень сильный козырь проводников идеи.
Второй по весомости аргумент: легализация многоженства даст реальный шанс избежать демографического кризиса. Ведь несмотря на оптимистичные заверения министерства здравоохранения о том, что уровень рождаемости в республике начал расти, ситуация остается угрожающей. Причин тому немало, но одна из них — состояние здоровья жен, состоящих в законном браке, но не имеющих возможности родить ребенка. Далеко не все готовы пойти на усыновление чужого малыша. В то же время, как показывают социологические опросы, многие незамужние молодые женщины хотели бы иметь детей, но боятся «не потянуть» материально и остаться без психологической поддержки. Но и время «поджимает», еще несколько лет — и возраст войдет в категорию проблемных с точки зрения медиков. Если же у них будет возможность создать полноценную семью и жить с любимым мужем на положении токал, то они будут вполне счастливы и родят желанных детей. Демографическая кривая резко пойдет вверх, да и оптимизма в обществе прибавится — ведь, как известно, одиночество ничего хорошего в себе не несет. Кроме того, с введением института многоженства будут узаконены права детей, рожденных разными женщинами от одного мужчины.
Далее. Казахстан отнюдь не становится пионером в этой области. Существует мировой опыт, в ряде стран многоженство сегодня разрешено законом, и ничего страшного с нравственностью общества там не происходит. Если мир готов признавать одно из достижений цивилизации — однополые браки, то почему бы не отнестись внимательнее к форме брака, возникшей несколько веков назад и, так сказать, проверенной временем?
Конституцию никто не отменял
«Многобрачие разрешено не только мусульманским законом. Тора указывает, что мужчина имеет право жениться, на ком пожелает, и напоминает о том, что пророки женились на десятках женщин. Церковь разрешала многобрачие в средние века и позже. В истории Европы было много королей, имевших несколько жен. Исламский шариат ограничил многобрачие и поставил три условия: нельзя иметь более четырех жен одновременно; мужчина должен быть справедлив ко всем женам; он должен быть в состоянии содержать их. Понятия справедливости и достойного обеспечения жен не входит в компетенцию судебной власти: ведь эти положения относительны и зависят от субъективного взгляда. Поэтому все эти оценки — на совести мужчины, он сам должен оценить, правильное ли он принимает решение, пожелав иметь четыре жены, но тот, кто идет против Корана, совершает великий грех, за который будет наказан в день воскрешения», — говорится в толковании Корана Институтом Аль-Азхар.
Всем известно, считают противники идеи легализации многоженства, откуда у нее именно в РК «ноги растут» — все началось вскоре после переноса столицы в Астану, когда законные половины чиновников отказались следовать за ними из обжитого теплого Алматы на «освоение целины». Сама идея спровоцирована ненормальными обстоятельствами и, следовательно, весь тот гарнир, с которым она подается — демографический кризис, права ребенка — есть не что иное, как удачно подобранные факты. То есть, идея ради идеи. Проблему деторождения необходимо решать не за счет увеличения числа жен на душу мужского населения, а за счет кардинальных изменений уровня здоровья всех — и женщин, и мужчин. Ведь не секрет, что урологические проблемы, импотенция, неспособность к зачатию — сегодня на первом месте в списке «мужских» проблем. Где же гарантия, что, становясь вторыми или третьими женами, представительницы прекрасного пола смогут испытать счастье материнства? Что же касается прав так называемых «детей, рожденных вне брака», то, по словам юристов, и отцовство, и соответствующие отцовские обязанности без проблем устанавливаются ныне действующим законодательством.
Очень важный вопрос — финансовая составляющая. Кто из среднестатистических казахстанцев, получающих среднюю зарплату и не имеющих иных доходов, сможет достойным образом обеспечивать свою большую семью? Причем так, чтобы женам не обидно было? И, кстати, все они должны быть согласны на то, чтобы быть не единственными. Возможно, кому-то из девушек это покажется романтичным, но все-таки психология женщины изначально «заточена» на избранность по принципу «Ты для меня одна, словно в ночи луна». Как говорил небезызвестный товарищ Сухов: «Ну, разве плохо: одну тебя муж любит, одной тебе презенты дарит?». Да, в старину были токал — то есть гражданская жена, официально признанная муллой и обществом, в том числе старшей женой — байбише — и ее детьми. Условие непременное, поскольку такая семья имела свою систему беспрекословного подчинения. Возможно ли это применительно к современным девушкам? У нас нет закрепившейся, непрерывной традиции, мы не умеем приспосабливаться к такой семейной жизни, находить себя в ней, в восприятии людей многоженство как часть культурного наследия вообще отсутствует.
Но самое главное — и этот аргумент даст фору всем остальным — Казахстан является светским государством, где действует Конституция. И единственный способ узаконить многоженство — изменить основной закон страны. Чтобы совершить такой серьезнейший с политической точки зрения шаг, необходимо, как минимум, провести всенародный референдум. Только в случае, если подавляющее большинство граждан выскажется за то, чтобы нормы шариата стали правовыми нормами, можно будет всерьез говорить об изменениях в законодательстве, касающемся норм семьи и брака.