Именно на период 2004-2005 годов приходится пик нагрузок по обслуживанию внешнего долга. Всемирный банк считает, что несмотря на довольно жесткий контроль за дефицитом государственного бюджета, который начиная с 1997 года не превышает 2,5 % от валового внутреннего продукта, расходы на финансирование нужд государственного сектора росли.
По ожиданиям независимых экономистов, весной 2005-го страну может ожидать дефолт (невозможность обслуживать внешние заимствования — прим. А.А.), в результате чего курс американского доллара может подскочить до 3,5 тысячи сумов (по состоянию на 11 января — 1060,37 сума — прим. А.А.).
Богатые узбекистанцы стараются по мере возможности превратить сумы в доллары, а тем, кому особо терять нечего, находятся в состоянии прострации.
Слухи, прогнозы своим чередом, а жизнь уже сегодня заставляет думать о хлебе насущном. Если отчисления в накопительную пенсионную систему, вводимую с 1 января 2005 года, в размере одного процента от начисленного мало кого могут взволновать, то попытки узбекского правительства перевести часть денежного довольствия (по некоторым данным 20, по другим — 50 %) на пластиковые карточки вызывают непонимание.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что ни государство, ни сами его граждане не готовы к тому, чтобы приобретать товары и услуги методами остального цивилизованного мира.
Мой друг рассказал, что однажды вечером к нему домой пришел сосед и попросил заполнить одну форму. Сосед работает простым рабочим в государственной строительной организации. Так вот сосед даже представления не имел о чем эта бумажка. Заполнив ее, он заранее дает свое согласие на перевод части своей заработной платы в банк и получение пластиковой карточки. Другу пришлось заполнить форму, ибо сосед сделать этого самостоятельно не мог.
Когда мы говорим о внедрении пластиковых карточек, то должны сначала четко определиться, о каких суммах идет речь. По данным Госкомстата Узбекистана на сентябрь 2004 года, доходы в 36,5 тысячи сумов имеют работники здравоохранения, 37 тысяч — народного образования, 48,6 тысячи — сферы торговли, общепита, культуры и искусства, 58 тысяч — ЖКХ и бытового обслуживания, 89,4 тысячи — связи, 91 тысяча — транспорта, 96 тысяч — строительства, 115,2 тысячи — промышленности, 151,5 тысячи — финансовых и кредитных организаций.
При этом необходимо учитывать, что сюда входит не только заработная плата, но и теневые платежи. И еще один нюанс: зарплата специалистов финансовых и кредитных учреждений превышает среднереспубликанский уровень в 2,4 раза. По мнению наблюдателей, никто в стране не знает точно, как будет функционировать система пластиковых карточек. Терминалов явно недостаточно, а на рынках, даже Ташкента (!) их вообще нет. В случае введения пластиковых карточек под давлением правительства еще долгое время будут существовать проблемы, связанные с низким уровнем подготовки населения.
В промежутке между 1997 и 1999 годами международные финансовые институты с большей охотой кредитовали Узбекистан. Относительно высокий объем инвестиций в размере 29-30 % (с 1996 по 2001 годы) был направлен в основном на обеспечение экономического роста. И что самое примечательное, подавляющая доля этих внешних заимствований шла под государственные гарантии.
Естественно, это привело к накоплению задолженности, которая достигла на конец 2002 года 4 млрд. долларов, или примерно 135 % от объема экспорта товаров и услуг.
На большую часть задолженности Узбекистана не распространяются льготные условия обслуживания. Почему? Потому что в период активного привлечения кредитов большая их часть оказалась коммерческой.
Вот уже несколько лет в Узбекистане замедляются темпы экономического роста и экономика стала уязвимой перед внешними факторами. А эти самые «внешние факторы» никакого повода для оптимизма не дают. Экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии в 1997 году и дефолт в России 1998 года стали причиной снижения экспорта из Узбекистана. Страна в те годы пережила чуть ли не шок. Несвоевременное внесение корректив в валютную политику привели к завышенному курсу сума по отношению к доллару, что неминуемо сказалось на внешней торговле.
Объемы ее сократились. Как утверждают эксперты, в последние годы заметен рост внешней торговли при существующем внутри страны режиме жестких ограничений в сфере оборота наличных денег. По предварительным данным в 2004 году внешнеторговый оборот Узбекистана может составить около 7,8 млрд. долларов, если на мировых рынках благоприятная конъюнктура на хлопковое волокно, уран и золото сохранится.
Миссия Международного валютного фонда, побывавшая недавно в Узбекистане, констатировала положительный внешнеторговый баланс более чем в 1 млрд. долларов и рост золотовалютных резервов более чем на 30 % в 2004 году.
Однако жесткая политика затягивания поясов, проводимая в прошлом году и, как видится, заложенная в государственный бюджет 2005 года говорит о том, что проблема внешнего долга будет решаться за счет рядовых граждан.
Будет дефолт или не будет? Этот вопрос для многих может показаться важным, но не настолько, чтобы сконцентрировать на нем свое внимание. Для большинства жителей Узбекистана это не имеет никакого значения.
Главное, чтобы вовремя выдавали уже имеющуюся небольшую заработную плату, ибо правительственное наступление на фронте пластиковых карточек означает одно — фактическое замораживание этой самой заработной платы и прочих денежных выплат. Как подытожил один довольно известный узбекский экономист, сейчас в Узбекистане существует весьма дорогостоящая банковская система, расходы на которую увеличиваются из года в год.
Амбиции руководства страны остаться в истории требуют многомиллиардных вливаний в строительство неуместных и никому ненужных суперсовременных зданий и комплексов. Все это тоже деньги, бремя зарабатывания которых вновь ляжет на плечи узбекистанцев.