Собрать самолет в Шымкенте - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Собрать самолет в Шымкенте

Собрать самолет в Шымкенте

В Южно-Казахстанской области разрабатывается проект по созданию парка малой авиации и запуску самолетосборочного производства в Шымкенте.

  • 21 Января 2010
  • 3284
Фото - Caravan.kz

До прошлого, 2009 года на авиационном рынке Казахстана активно использовался так называемый авиационный секонд-хенд — самолеты производства советских времен. В то время как спрос на услуги малой авиации в Казахстане остается очень высоким. При наличии огромных территорий, авиация активно используется в пассажирских перевозках, в сельскохозяйственном секторе, в работе экстренных служб и т.д. Техника, оставшаяся еще с советских времен, при относительной надежности, а главное, невысокой стоимости, являлась предпочтительной для казахстанских фирм, специализирующихся на подобных авиауслугах.
В наступившем году в Казахстане резко меняется ситуация с требованиями, предъявляемыми к техническим характеристикам авиационного парка. Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) запрещает с 2010 года эксплуатацию в Казахстане воздушных судов старого поколения, выпущенных во времена СССР (до 1991 года).
Этот запрет прежде всего нанесет мощный удар по сельскохозяйственной авиации, являющейся крупнейшим сегментом малой авиации Казахстана. Если из игры выйдет «Ан-2» (в просторечье «кукурузник», являющийся главным авиационным «крестьянином» в казахстанском фермерстве), то вполне может оказаться, что летать и обрабатывать сельскохозяйственные площади будет практически не на чем. Как минимум на порядок (в десять раз), вынуждены будут сократить свои услуги и другие авиаперевозчики, в основном располагающие парком из устаревших самолетов.
Проблему берутся решить в Социально-Предпринимательской Корпорации «Онтустік», которая прорабатывает проект самолетосборочного производства в Южно-Казахстанской области.
Напомним, структура Социально-Предпринимательских корпораций (СПК), находящихся в 100-процентной собственности государства, была создана во всех регионах Казахстана в 2007 году по личному распоряжению президента Нурсултана Назарбаева. Главная задача и цель СПК — распределение государственных инвестиций в экономический сектор, создание и развитие индустриальных, инновационных проектов на основе долевого, совместного участия частного бизнеса и государства. На сегодняшний день в Республике Казахстан действует четыре СПК.
СПК «Онтустік» планирует создание в южном регионе Казахстана малой авиации в трех направлениях: санавиация, сельхозавиация и пассажирские перевозки.
— С нашей идеей мы вышли на российскую компанию «Специальное конструкторское бюро «Авиационные технологии и композиты» («СКБ «АТиК»), — рассказывает куратор проекта, директор департамента инновационного развития СПК «Онтустік» Гани Карабеков. — Россияне предложили нам новый, многоцелевой самолет авиации общего назначения «ТУ-410» (навигатор), в котором разработчики воплотили накопленный опыт высокотехнологических разработок в области аэродинамики и самолетостроения. В данный момент при Московском авиационном институте фирма проводит испытания этого нового самолета
СПК «Онтустік» планирует приобрести проект компании по выпуску авиатехники данной марки. И собирать самолеты непосредственно в Шымкенте, на базе местного аэропорта, из российских комплектующих. Делать это будет фирма «Онтустік-авиа» — дочернее предприятие СПК.
— Представители компании «СКБ «АТиК» предварительно обучат наших специалистов собирать эти машины. Первые самолеты будут пассажирскими. Первоначальный объем вложенных средств составит порядка 90 млн. тенге, — говорит Гани Карабеков. — Столько стоят два самолета «ТУ-410». Реализация проекта займет два-три года.
По мнению председателя правления СПК «Онтустік» Кайрат Айтуганова, проект по созданию малой авиации не просто перспективен, он жизненно необходим.
— За последние полтора месяца в Южном Казахстане умерло семь беременных женщин, проживавших в отдаленных аулах. Ежегодно в ЮКО возрастают и показатели материнской смертности. Большая часть рожениц из труднодоступных регионов могли бы остаться живыми, если бы были вовремя доставлены в специализированные медицинские центры, — отмечает К. Айтуганов. — Поэтому санавиация в южном регионе жизненно необходима.
— Кроме того, в Кызылординской области планируется засеять рисом площади в более чем 77 тысяч гектаров. Полноценно обрабатывать такие посевы можно только с воздуха. И здесь нам понадобится авиатехника, — считает председатель правления СПК.
Вообще, перспективы для малой авиации в сельском хозяйстве самые широкие. Здесь и подзабытая уже обработка полей от вредителей. Причем, если раньше ставка делалась на химию — пестициды и ядохимикаты, то теперь вопрос идет об использовании «биологической защиты» — насекомых, являющихся естественными противниками таких вредителей как хлопковая совка, паутинный клещ и пр.
Куратор проекта уверен, что модели «ТУ-410» в будущем получат прописку в небе Южного Казахстана.
— У нас обширный регион с большим количеством труднодоступных, отдаленных мест. Единственный транспорт, способный обеспечить коммуникации, — малая авиация. Понимаю чиновников, которые хотят, чтобы территория страны была вдоль и поперек покрыта автомобильными и железными дорогами. Но, принимая во внимание объемы необходимых инвестиций, ясно — такой идиллии в ближайшие годы не добиться. Малая авиация в южном регионе призвана сделать доступными и близкими самые глухие аулы и поселки, избавить местных жителей от чувства оторванности от «большой земли», — уверен Гани Карабеков.