Дело вполне может дойти до того, что предпринимательство окажется вытесненным лжепредпринимательством.
С начала 2008 года Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Южно-Казахстанской области было возбуждено 100 уголовных дел по фактам так называемого лжепредпринимательства.
Общий ущерб, нанесенный государству по оценке фискалов, составил 18 млрд. 700 млн. тенге.
Лжепредпринимательство в нашем законе квалифицируется как создание юридической организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, с целью получения кредитов, освобождения/уклонения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности. Отметим, что по уголовному кодексу данное преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы до 10 лет с конфискацией имущества.
Однако строгие меры УПК — далеко не гарантия соблюдения закона.
Только в прошлом году в ЮКО департаментом по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями была выявлена и пресечена деятельность 4 группировок, создавших в общей сложности 27 лжепредприятий.
Для получения незаконной выгоды «суперпроходимые» граждане, создав липовые фирмы, предоставляли возможность всем желающим субъектам малого и среднего бизнеса вывести доходы своих предприятий из налогооблагаемого оборота.
Схема предельно проста — денежные средства обналичиваются путем оформления и документирования бухгалтерских учетов по мнимым сделкам о якобы осуществленной реализации товаров, выполнению работ или предоставлению услуг, при этом без уплаты предусмотренных законодательством налогов и других обязательных платежей.
Так, в марте 2008 года Департаментом финансовой полиции были возбуждены уголовные дела в отношении гр. Евгения Лаханова, который создал преступную группировку, занимавшуюся обналичиванием денежных средств.
Е. Лаханов, руководил организованной преступной группой в составе еще четырех жителей Шымкента. Отдельно стоит выделить 48-летнюю Татьяну Лим. Она как в составе группировки, так и самостоятельно, зарегистрировала на подставные лица ряд лжепредприятий. В ее функции входило ведение всей бухгалтерии лжепредприятий и предоставление услуг по обналичиванию денежных средств контрагентам.
В период с 2005 по 2008 годы эта группировка создала 13 фиктивных фирм, мнимые сделки которых повлекли не поступление в бюджет налогов и других обязательных платежей на общую сумму 7,1 млрд. тенге.
Заметим, к слову, что все члены преступной группировки Лаханова-Лим были осуждены летом прошлого года к различным срокам наказания. Приговоры получили члены еще трех аналогичных банд, специализировавшихся на лжепредпринимательстве. Ущерб от подобных «бизнесменов» исчисляется миллиардами тенге.
В целях недопущения причинения ущерба необходимо ужесточение контроля со стороны налоговых органов, которые своевременно могут определять фирмы, занимающиеся лжепредпринимательством и предоставлять сведения об их деятельности в органы финансовой полиции — считают в ДБЭКП.
При регистрации юридического лица в органах юстиции необходимо требовать обязательную явку того лица, на которое регистрируется ТОО — настаивают финансовые полицейские.
В таком случае им бы не приходилось попадать в такую ситуацию, когда лжепредприятия регистрируются на подставные лица, которые на самом деле оказываются психически или физически недееспособными, или лицами без определенного места жительства.
К примеру, в декабре 2008 года южно-казахстанским ДБЭКП было возбуждено уголовное дело по факту лжепредпринимательства. В ходе расследовании выяснилось, что лжепредприятие, которое нанесло ущерб государству в размере 38,6 млн. тенге, было зарегистрировано на… гражданина Узбекистана. Местонахождение этого человека пока установить не удалось, отмечают финполовцы, и данное обстоятельство создает значительные процессуальные трудности, замедляет процесс расследования уголовного дела. И таких примеров немало.
В связи с этим в органах финансовой полиции считают, что в законодательном порядке необходимо ужесточить предъявляемые требования при регистрации юридических лиц. В том числе — резидентов и нерезидентов РК. Требовать обязательную явку той персоны, на которую регистрируется тот или иной субъект малого или среднего бизнеса. Также у нерезидентов РК нужно дополнительно требовать наличие деловой визы, вида на жительство в РК, регистрационных данных, предъявлять в качестве требования наличие денежных средств на банковских счетах.
В конечном счете, подобный нюанс в нашем законодательстве, когда регистрация может осуществляться третьими лицами и «за того парня», вовсе не облегчает деятельность добросовестных, законопослушных бизнесменов — считают в финполиции. Им-то как раз не в тягость самостоятельно явиться в органы юстиции и засвидетельствовать свою личность при регистрации собственной фирмы. Однако именно это стало излюбленным ходом для всевозможных комбинаторов, действия которых следовало бы пресекать на корню.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы ДБЭКП по ЮКО.
Иллюстрация с сайта http://blog.kievukraine.info