Предпоследнее место - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Предпоследнее место

Предпоследнее место

Согласно инвестиционному рейтингу "Doing Business" - "Легкость ведения бизнеса" - разработанного Всемирным банком в 2004 году и состоящем из 10 индикаторов, Казахстан занимает 70-е место из 181 страны, охваченной исследованиями.

  • 7 Февраля 2009
  • 1260
Фото - Caravan.kz

В целом, неплохо. Но по одному из самых важных индикаторов рейтинга, «Международная торговля», республика аж на предпоследнем, 180-м, месте!
Об этом говорили в Алматы на круглом столе «Пути улучшения международной торговли в Казахстане», проведенном Министерством экономики и бюджетного планирования совместно с Региональным проектом USAID по либерализации торговли и таможенной реформе.
Этот показатель характеризует такие условия для импортеров и экспортеров как, количество административных барьеров, выражающееся в количестве же контролирующих инстанций и необходимых для внешнеторговых операций разрешительных документов. А также и неизбежные при этом затраты.
Сегодня в Казахстане компания, осуществляющая экспортную операцию, должна иметь для этого 11 документов, на импорт — 13. Получение каждого из них — затраты труда и времени бизнесом, а также и потенциальные возможности для коррупции. Может быть, именно затраты времени сейчас, в условиях кризиса, становятся определяющими с точки зрения косвенных экономических потерь: ведь экспорт товаров, от которого крайне зависит потребительский рынок Казахстана, осуществляется, как правило, под банковское кредитование. Чем больше уходит времени на получение товаров из-за административных препон, тем больше выплаты процентов. И тем, в итоге, выше цена товара для конечного потребителя. Свое влияние оказывает и излишне усложненное администрирование на загрузку транспорта, которым перевозятся товары. Вот лишь два примера «вклада» данной проблемы в такие процессы, как инфляция.
Эксперты USAID отмечают, что казахстанским правительством проводится серьезная работа по сокращению административных барьеров при осуществлении международной торговли. Хотя один участник круглого стола заметил, что законодательная база может быть хорошей, но реальные экономические процессы зависят от правоприменения…
Но, в целом, прогресс в этой сфере очевиден. Например, Министерство индустрии и торговли работает над значительным сокращением сроков лицензирования экспорта и импорта товаров.
За последнее время таможенные органы перешли с трехэтапного оформления на одноэтапный, сократив сроки оформления и персонализировав ответственность своих сотрудников за тот или иной аспект своей деятельности. Планируется поэтапно сократить количество таможенных документов, подаваемых импортером или экспортером в таможню, с нынешних 3 до 1. Это серьезно сэкономит и время, и средства предпринимателей. Например, представлявший на круглом столе Комитет таможенного контроля Минфина РК Ержан Таниев заметил, что «стоит вопрос о том, необходим ли в нынешних условиях такой документ, как «паспорт сделки». Кроме того, таможенные органы предлагают исключить и необходимость существования учетной карточки внешнеэкономической деятельности.
Казахстанские бизнесмены очень позитивно оценивают такие меры, как создание так называемого интегрированного контроля импортно-экспортных грузов на границе. То есть, речь идет о передаче функций фито-санитарного, санитарно-карантинного, ветеринарного и транспортного контроля таможенной службе. Это позволит значительно сократить время прохождения грузов на границах страны. Особенно с учетом того, что с организацией автоматизированного Центра оперативного управления Комитета таможенного контроля появилась возможность отслеживать в режиме реального времени прохождение товаров через границу — сканируемые на пунктах пропуска на границе документы направляются в Центр.
Центральный аппарат таможенных органов теперь сможет оперативно решать какие меры контроля необходимо принимать в отношении того или иного товара. А автоматизация процесса приводит к максимальному снижению контактов владельца грузов с сотрудниками таможни. «А значит, и значительно снижается роль человеческого фактора», — заметил г-н Таниев, применив корректную формулировку в отношении потенциальной проблемы коррупции.