Так, сейчас, как предсказывают эксперты, рынок все быстрее начнет перемещаться в интернет, где и реклама гораздо дешевле, и аренду платить не надо. Все больше казахстанцев, как оказалось, предпочитают за чашечкой кофе прогуливаться вдоль витрин виртуальных лавочек.
Этому поспособствовал, конечно, интернет, ставший более доступным, и кредитные карты, которые сейчас имеют не только деловые люди, но и студенты-пенсионеры-домохозяйки. И обеспеченный финансист, и скромный работяга найдут в сетевых торговых точках изобилие товаров, причем по гораздо более привлекательной цене, нежели та, что красуется на ценниках наших бутиков.
Правда, про отечественные интернет-магазины много не расскажешь. Все отделы, с которыми я сталкивался, не могли предоставить ни толковый сервис, ни достойный ассортимент. Скажем, приглянулась мне посудомоечная машина, начинаю заказывать, оказалось, нет в наличии. Будет ли — неизвестно, потому как дозвониться по указанному телефону так и не удалось.
Что касается интимных побрякушек, где алмаатинцы приобретают плеточки-масочки-ролевые костюмы (многим же не хочется светиться по отделам в столь тонком вопросе), то и здесь больше дегтя, чем меда. Во-первых, цена в четыре раза выше европейских (даже если с учетом пересылки). Во-вторых, и это частая жалоба, заявленный на картинках ассортимент не соответствует реальному.
Девушка, которая и привела меня в этот сказочный мир интернет-шоппинга, отоваривается таким образом уже больше года, стабильно заказывая несколько вещей раз в месяц. Рассчитывается она с помощью виртуальной карты (для оплаты в Интернете), можно это делать и с помощью обычной кредитки (правда, если банком установлена возможность интернет-расчетов через нее). Покупает в основном одежду, особенно привлекательна та, которая у нас стоит безумных денег — брендовая. На втором месте — обувь и спортивная одежда, большую часть заграничных фасонов по демократичным расценкам у нас не найти… Так, кстати, сейчас поступает большинство европейцев: терпеливо ждут интернет-распродажи и скидок (настоящих, а не фиктивных, как у нас), взамен получая качественный, штучный товар: «Интернет-шопинг хорош тем, что не теряешь драгоценное время на хождение по магазинам и барахолкам, да и получается намного дешевле», — говорит интернет-покупательница.
Елена Кузнецова, глава филиала каталожной торговли «ОТТО» подтверждает: «Если приобретаются брендовые вещи, то выгода очевидна: через солидные зарубежные интернет-магазины вы получите только высококачественный товар, подделки исключены. А что касается стоимости, то она порой в 3-4 раза ниже, чем представленные аналогичные вещи в городских бутиках. Но самое важное, что потребитель, приобретая, к примеру, европейские вещи, получает качественный, сертифицированный товар за нормальную цену. Как правило, за рубежом качество всегда соответствует цене. Кроме того, у европейских производителей есть гибкий подход к изготовлению одежды — для невысоких, худых, толстых, везде есть свои корректировки и рекомендации по подбору модели. Наш рынок такого, к сожалению, не предоставляет. Часто используются какие-то уникальные разработки по изготовлению ткани. В то же время есть и обычный ширпотреб, который от нашего барахольного ничем не отличается — ни ценой, ни качеством».
В Алматы уже есть немало тех, кто покупает в Интернете все — от одежды и косметики до компьютерной и бытовой техники и аксессуаров для дома. Постепенно у таких завсегдатаев складывается список полюбившихся и проверенных мест, где и скидки за постоянство начинают начислять.
Что касается опасностей, подкарауливающих покупателя на этом пути, то, конечно, придется какое-то время привыкать к другим обозначениям размеров, но в этом плане может помочь консультант и посредник, который давно работает в этой сфере, и уже «набил руку». Он принимает заказ, обсуждает все тонкости и нюансы — размеры, сроки и оплату доставки, а в случае чего поможет заменить или вернуть товар (что ж, случается и брак, магазин в таком случае заменит вещь, но деньги за пересылку не компенсируются).
Второй минус — потенциальную покупку невозможно потрогать и примерить (одно дело — фотография, другое дело, как товар выглядит в реальности), однако экономия времени и денег с лихвой компенсирует недочеты системы. Да и магазины стараются дать максимально детализированную информацию о товаре.
Бывает, теряются посылки, но это уже на совести той почтовой службы, которая взяла на себя доставку товара. Сама доставка занимает от 2 до 4 недель — если вы заказываете товар из США, и неделю-две, если из Европы.
Кстати, более популярны у казахстанцев европейские магазины, потому как через агентов по всей республике можно получить и печатные каталоги (многим их смотреть удобнее). Да и доставка значительно дешевле, нежели из-за океана. Из заказа в 200 евро около 15-25 евро приходится на доставку. Если заказывать из Америки, то расходы на пересылку и посреднические услуги достигнут 70-80 долларов (при заказе на сумму 150 долларов), что часто нивелирует всю выгоду дешевизны одежды и обуви.
Правда, европейские интернет-магазины редко работают с Казахстаном напрямую, поэтому заказать оттуда вещь можно только через посредника.
По словам консультантов, лидером по продажам была и остается женская одежда и обувь. Много заказывают детских вещей — они дешевле, качественнее и интереснее продающихся у нас.
Фото www.beloe.net