Начав с демонстративных заявлений о дружбе и близости двух народов, глава Киргизии перешел к претензиям по поводу задолженности России за размещение военной базы в республике. Получив от руководства РФ заверения, что долг будет выплачен, Атамбаев намекнул, что видеть российскую базу в Киргизии вообще не желает.
Официально гостю из Бишкека уже ответила пресс-служба Кремля: там напомнили, что Киргизия, в свою очередь, должна России довольно большую сумму (на порядок больше той, что причиталась республике за аренду). В правительстве РФ, по информации источников «Коммерсанта», демаршем Алмаза Атамбаева недовольны и предупреждают, что новых кредитов от России республике ждать не следует.
Конечно, если бы киргизские власти перешли от слов к делу и действительно попытались выдворить российскую базу, следовало бы ожидать реакции совсем другого масштаба. На этот случай у Москвы есть достаточное количество рычагов, которые уже не раз использовались по отношению к соседям на постсоветском пространстве. Это, к примеру, поставки энергоносителей (можно вспомнить, как два года назад Россия ввела пошлину на ввоз нефтепродуктов в республику, затем, отвечая на просьбы киргизских властей, согласилась пошлину отменить) или положение киргизских мигрантов в РФ (в ходе визита в Москву Атамбаев заявил, что в России трудятся по меньшей мере полмиллиона его соотечественников, однако разрешение на работу, по данным посольства Киргизии в Москве, имеют лишь 110 тысяч).
Ответные меры могут ударить и по самой киргизской власти. Предшественник Атамбаева, Курманбек Бакиев, лишился президентства вскоре после того, как рассорился с российским руководством (не сдержал обещания закрыть американскую базу «Манас», не передал России обещанные акции завода, производящего компоненты для торпед). Как отмечал тогда киргизский политолог Марс Сариев, введение пошлин на экспорт энергоносителей (которые Киргизия, получая из России, перепродавала, зарабатывая на реэкспорте) вкупе с волной критики в адрес Бакиева, прошедшей в российских СМИ (в том числе в эфире федеральных телеканалов) в марте 2010 года, стало для местной элиты ясным сигналом, что действующее руководство республики Москву не устраивает. Последовал мятеж, при этом Москва довольно быстро наладила контакты с теми, кто сверг Бакиева.
Впрочем, по словам источника «Коммерсанта» в правительстве РФ, нынешний президент Киргизии не вызывает у Москвы такого отторжения, как его предшественник. «Атамбаев для нас еще далеко не Бакиев, — заявил чиновник.- По крайней мере, пока».
Этнический россиянин
Перед поездкой Атамбаева в Россию «Независимая газета» писала, что переговоры будут посвящены интеграции республики в Таможенный союз, а также «финансовой помощи». Сам президент утверждал, что денег на этот раз просить не будет (как выразился Атамбаев, «мы приехали не просить ни тыйына гранта, ни тыйына кредита»). Тем не менее, в интервью, которое президент дал уже после встречи с представителями российского руководства, он не скрывал досады по поводу того, что ранее обещанный Россией кредит в 106 миллионов долларов (эти деньги республика могла получить по линии ЕврАзЭС) Киргизии так и не достался.
Переговоры на тему вступления Киргизии в Таможенный союз проходили за закрытыми дверями. По итогам Атамбаев заявил, что встреча прошла хорошо и что в Москве он «нашел понимание» по некоторым вопросам. В то же время ни одного документа по итогам переговоров, как отмечает «Коммерсантъ», подписано не было.
В отсутствие конкретных результатов киргизский президент активно занимался просветительской работой: рассуждал о близости Киргизии и России. Правда, временами его рассуждения граничили с абсурдом, а попытка выступить с близких России позиций не слишком соответствовала претензиям к российской базе (в которой Атамбаев усмотрел «кнут для Кыргызстана»).
Алмаз Атамбаев вообще позиционирует себя в качестве пророссийского политика. Журналистам он рассказывал, что в детстве его звали Алешей, что его хотела взять на воспитание семья то ли русских, то ли белорусов и что он «мог стать Алексеем, гражданином России или Белоруссии». Пару лет назад Атамбаев способствовал тому, чтобы одна из горных вершин Киргизии была названа в честь российского премьера Владимира Путина (соответствующий законопроект, как сообщалось, Атамбаев утвердил как раз перед очередным визитом в Москву, где должен был обсуждаться вопрос об отмене пошлин на экспорт нефтепродуктов). Возражения тех, кто расценил эту инициативу как подхалимаж, принятие законопроекта не остановили.
Поводом для выступлений Атамбаева в Москве стало открытие памятника богатырю Манасу — герою эпоса, по преданию, объединившему киргизов. Выступая перед собравшимися, гость из Бишкека объявил, что Манас родился на Алтае и поэтому является «этническим россиянином». «Мы, кыргызы, понимаем, что все мы родом с Енисея, — продолжил он. — Американские индейцы тоже родом с Алтая… Глава российского войска Кутузов во время войны с французами, в конце концов, тоже потомок Кутуза, азиата, у нас общие корни».
Комментируя выступление Атамбаева, киргизская общественница Токтайым Уметалиева высказала мнение, что ответственность за объявление национального героя Манаса «этническим россиянином» должна нести протокольная служба президента, готовившая его визит в Москву. Что касается самого Атамбаева, то ему, как полагает Уметалиева, сотрудники аппарата должны объяснить на будущее, что такое этническая принадлежность и кто такие россияне.
Самолюбие генералитета
Уже после открытия памятника и встречи с руководством РФ Атамбаев дал интервью «Эху Москвы», в ходе которого довольно резко высказался по поводу размещенной в Киргизии военной базы РФ. «Четыре года даже арендную плату мизерную Министерство обороны России не считает нужным платить, — обиженно заявил президент. — Позиция такая: я большой барин, а вы какая-то мелочевка. Да, мы маленькая страна… но мы уже независимая страна. И мы гордая страна».
Атамбаев добавил, что российская сторона не выполняет обязательств, связанных с присутствием базы (в частности — не обучает летчиков из Киргизии). Он высказал мнение, что в военном отношении республика может защищать себя сама, и намекнул, что после вывода из Киргизии авиабазы США (Атамбаев неоднократно заявлял, что она должна быть выведена к 2014 году) наступит очередь и российской базы.
«Какая-то авиабаза непонятно для чего, — продолжал киргизский президент уже в интервью «Коммерсанту». — Тешит самолюбие российского генералитета, не оплачивает аренду, обязательств не выполняет. Зачем нам это надо?»
О том, что у России накопилась задолженность за аренду военных объектов в Киргизии (помимо основной базы в Канте — в нескольких десятках километров от столицы, Россия использует еще несколько объектов на территории республики) в Бишкеке заявляли и ранее. В конце 2011 года Атамбаев, выступая на пресс-конференции, заявил, что деньги не поступали уже четыре года и что техника, которая была передана Киргизии в счет арендной платы, киргизскую сторону не устраивает. «К примеру, в 2007 году Россия откупилась завозом КАМАЗов 1984 года выпуска», — сказал тогда президент.
Правда, в январе 2012 года, когда Россия передала киргизским пограничникам техники на полмиллиарда рублей (автомобили «УАЗ», «КАМАЗы» и внедорожники «Нива»), никакого недовольства Атамбаев не выказывал. Выступая на церемонии передачи машин, он заявил, что «народ Кыргызстана высоко ценит нашу дружбу с великой Россией» и что «между нашими странами сложилась практика взаимного доверия в политической и военной областях».
Между тем, посетив Москву, с жалобами по поводу базы Атамбаев выступил уже после того, как ему на самом высоком уровне пообещали погасить задолженность (как утверждает киргизский президент, «при мне президент РФ дал команду министру обороны в течение десяти дней выплатить все долги»). Зачем тогда было устраивать скандал? Или президент, совсем недавно рассуждавший о «практике взаимного доверия», не верит, что деньги будут выплачены? Или он не смог удержаться от того, чтобы не похвастаться («Эху Москвы» Атамбаев с гордостью заявил, что «выбил долг у Минобороны»)? Или все-таки ожидал добиться в Москве большего (к примеру, кредитов), а не добившись — излил накопившиеся обиды?
В правительстве РФ, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в кабинете министров, упрекают Атамбаева в непоследовательности. «Когда мы поддерживали Атамбаева перед выборами, [с его стороны] были совсем другие заявления», — говорит один из источников. При этом к новой власти Киргизии (той, что пришла на смену Бакиеву) у Москвы уже накопились существенные претензии. Как неоднократно отмечалось, это и невыполненное обещание о передаче акций «Дастана» (предприятия, производящего компоненты для торпед), и конфликт вокруг крупнейшего сотового оператора республики Megacom (который был создан компанией с российским капиталом, затем — при Бакиеве — подвергся рейдерскому захвату, а позднее — уже при новой власти — был частично национализирован), и несостоявшаяся продажа контрольных пакетов «Кыргызгаза» и «Кыргызнефти».
Впрочем, запас терпения Москвы по отношению к сменщикам Бакиева до сих пор не иссяк. «Нынешний кабинет начал выполнять хоть какие-то обещания, — констатировал год назад источник в правительстве РФ. — Нам не хочется видеть в Киргизии новую революцию. Так что надо помогать той власти, которая есть».
Источник: Михаил Тищенко, Лента.Ру