Жертвами аферистов стали несколько тысяч абонентов из всех регионов Казахстана, причем SMS с заманчивыми предложениями получали даже журналисты, которые и подняли шум, после чего ситуацией заинтересовалась прокуратура по надзору в исправительных учреждениях
Как оказалось, по случайным номерам мошенники успели разослать более 25 тысяч сообщений. Отклик организаторы лже-лотереи получали на каждое 15-ое, сообщая абонентам, что они попали в число победителей. Призы жулики сулили в обмен на номера карт оплаты на сумму 5000 тенге и личные данные.
В ходе проверки у заключенных колонии был изъят злополучный сотовый телефон и тетрадь со списками номеров. В отношении заместителя начальника учреждения АП-162/4 и главы оперативного отдела, которые допустили нарушение режима содержания осужденных, возбуждено дисциплинарное дело. Осужденных серьезное наказание вряд ли настигнет — они уже и так отбывают и без того немалые сроки.
Между тем, проблема сотовых телефонов в местах не столь отдаленных приобретает всемирный масштаб. Если раньше, как нам показывали в кино, заключенным тайно передавали напильники в батонах, то теперь новой «валютой» стали мобильные, которые попадают в тюрьмы путем переброски. Их приносят пришедшие на свидание родственники или провозят сами работники «зоны» в тайниках, организованных в служебных автомобилях.
Даже в США, известных своим довольно жестким надзором за «сотовыми» нарушениями, не удается полностью прекратить их использование заключенными. Недавно в Техасе для посещения было закрыто несколько тюрем после того, как приговоренный к смертной казни преступник несколько раз позвонил сенатору штата и сообщил, что знает имена его дочерей и место их проживания. По сообщению властей штата, телефон в камеру принес подкупленный охранник. По американским законам, предоставление осужденным запрещенных предметов является уголовным преступлением и сурово наказывается. У нас за это пока карают лишь дисциплинарно.
Во многих европейских тюрьмах на входе установлены рентгеновские аппараты, на всей площади действует и специальное оборудование — «глушилки», которое используют даже в театрах (например, в итальянском «Ла-Скала») для блокирования связи.
По словам Нуркена Халыкбергена, главы службы по связям с общественностью одной из сотовых компаний, генераторы шума в тюрьмах могли бы разрешить ситуацию, однако, пока их установка незаконна.
— Решение об установке подобного оборудования должно приниматься на законодательном уровне, это должно разрешить Министерство юстиции. Сигнал же от своих станций ни один сотовый оператор заглушать не имеет права. Он распространяется вокруг базы в радиусе 35 километров, если ее отключить, то сотовой связи не будет и во всех населенных пунктах, находящихся возле исправительного учреждения. А таких мест у нас немало, взять хотя бы алматинские изоляторы временного содержания. Связь в таком случае будет «пятнами», отчего пострадают и законопослушные абоненты.
Кроме того, помимо осужденных, в тюрьмах работает и персонал — охранники, повара… Как быть с ними?
Подавители GSM-сигнала используются спецслужбами, военными, в аэропортах и театрах. Последний инцидент не единственный и явно не последний в череде мошенничеств, выплескивающихся далеко за пределы «зоны». И может быть, пришла пора узаконить установку глушителей в казахстанских исправительных учреждениях?