Крепко обнимала ты, но только не любила - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+8 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Крепко обнимала ты, но только не любила

Крепко обнимала ты, но только не любила

Выезжать за границу у нас в стране всегда было более престижно и модно, нежели возвращаться.

  • 12 Сентября 2006
  • 1533
Фото - Caravan.kz

В девяностых годах в поисках лучшей доли из Казахстана на «историческую родину» выезжали в основном немцы и русские. Спустя десять лет ситуация с русскоязычным населением может повториться с еще большим размахом.
Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина за номером 637 от 22 июня 2006 года наделал немало шума. Данный документ, утверждающий государственную программу переселения соотечественников, позволяет в скором времени вернуться практически всем выходцам из СССР и России, проживающим в данное время за рубежом.
Согласно федеральной программе всем желающим предоставляется бесплатный переезд к новому месту жительства, подъемные, социальное пособие и жилье. Возвращение сыновей и дочерей на Родину должно помочь России решить несколько важных проблем: демографическую, нелегальной миграции и нехватки людских ресурсов для новых экономических проектов.
Но нужно ли это, например, нам, русским-казахстанцам, проживающим на казахстанской земле?
Когда сожжены все мосты
С целью проведать близких родственников, перекочевавших еще с «первой волной» эмиграции, на постоянное место жительства в РФ, и собрать информацию к готовящемуся материалу о жизни потенциальных казахстанских переселенцев отправился я в служебную командировку. Благо, ехать далеко не надо — Костанайская область граничит с Россией и расстояние между нашими населенными пунктами всего четыреста километров. Для сравнения: от Костаная до Алматы более двух тысяч.
Точка отправления — станция Тобол. Здесь явственно чувствуется близость северного соседа, хотя бы в том, что любой товар, будь то семечки у бабули или телевизор в престижном магазине, реально можно приобрести как за тенге, так и за рубли.
К электричке, идущей в направлении госграницы и далее — к российскому городу Карталы, толпами стекается народ. Есть среди них и те, кто покидает Казахстан навсегда.
Пять часов дорожных хлопот — я на месте. Деревня Владимировка Варнинского района, Челябинской области. Всего пара десятков километров от российско-казахстанской границы. При первом взгляде на глушь деревенскую глаза потихоньку начинают округляться. Асфальтированные улицы с ночным освещением, работающий водопровод, газовое отопление и добротные, ухоженные дома. Из более чем трехсот домов села на мой пытливый взгляд попалось только три разрушенных здания.
Во Владимировке работают магазины, библиотека, детский сад, медпункт, неполная средняя школа и Дом культуры. Почему-то сложилось впечатление, что это все я уже когда-то видел, лет двадцать назад, но только у себя в родном колхозе, на костанайщине. Следует отметить, что Владимировка находится в четырехстах километрах от областного центра и шестидесяти — от районного.
Семья Митиных — моя «встречающая сторона», перебралась сюда из Костанайской области, Сарыкольского района поселка Чехова, более десяти лет назад. Их примеру последовало и большинство родственников. Кроме того из других регионов Казахстана прибыло еще несколько семей. Теперь население большинства окружающих Владимировку поселков состоит, как минимум на шестьдесят процентов из бывших граждан РК.
— Мы переехали сюда, когда в Казахстане начались глобальные проблемы: перестали платить зарплату, под нож пустили все хозяйство некогда образцового поселка, прекратил работать водопровод и стали постоянно отключать свет, — рассказывает Сергей Митин, глава семейства. — Конечно, привыкать к новому устройству было очень сложно. Россия за годы отделения стала для нас неузнаваемой и даже немного чужой страной. Бывали стычки с местными. Но все это уже давно в прошлом. Да и мы ехали не за манной небесной и вполне подготовленные к трудностям. С получением гражданства проблем практически не было — через несколько месяцев у всех были новые паспорта.
Работу тоже предоставили быстро — на селе острая нехватка рабочих рук, и если подходить с умом, то жить тут можно вполне прилично.
Эмигрантам из Казахстана выплачиваются субсидии на приобретение необходимых вещей и материалов, которых вполне хватает, чтобы построить новый дом. Кроме того, хорошим специалистам правление сельхозкооператива выделяет жилье из своего фонда. Помогает завести домашнюю скотину. В последнее время с зарплатой вообще не наблюдается никаких проблем. Выплачивают в полном объеме и точно в срок. Справедливости ради, хочу отметить, что такая ситуация пока еще не во всех селах, но положение меняется кардинально и быстрыми темпами. Кто-то умудряется помимо прочего еще и дешевые водку и продукты питания из Казахстана перевозить и тут продавать.
Говорят, что переезд сродни пожару. Прежде чем окончательно осесть во Владимировке, мы сменили несколько деревень. Как бы там ни было, но возвращаться назад желания нет. Хотя бы потому, что большинство из нас, приехав сюда, сожгли все мосты: распродали все, что смогли, а остальное просто бросили.
На ком держится российская глубинка?
Вопреки бравадным выступлениям высших казахстанских госчиновников, заявляющих, что мы опередили по многим показателям все страны СНГ, хочется отметить, что российское село, в среднестатистическом его понимании, живет намного лучше такого же казахстанского аула.
Владимировка — далеко не образцовый поселок, в том же Варнинском районе он слывет даже как дотационный. Есть намного крупнее и организованнее сельхозкооперативы. Тем не менее, даже по Владимировке можно с уверенностью судить о том, что в последнее время в экономике России заметны благоприятные перемены. Правление производственного кооператива, сформированного на базе бывшего совхоза, ежегодно производит закуп молодняка крупного рогатого скота, лошадей и свиней. Развивается птицеводство и земледелие. Мясо, молоко и прочее сырье отправляют на переработку в город и райцентр. В целом же Челябинская область занимает первые места в экономическом развитии в стране и последнее — по уровню безработицы.
Зато остро ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы. Уровень заработной платы, правда, оставляет желать лучшего: в среднем 3-4 тысячи рублей в месяц. Кубометр газа стоит 2 рубля, свет 1 рубль 20 копеек за киловатт и тепло в благоустроенных квартирах — 10 рублей за квадрат с человека в месяц.
Во Владимировке доступны все виды связи, в марте этого года построили высотную вышку для работы сотовой связи казахстанский «Билайн» тоже работает — проверено на практике.
Нельзя сказать и то, что переселенцы живут намного хуже коренных россиян. Скорее, даже наоборот, и причина тому кроется в том, что в отличие от местных жителей наши бывшие сограждане более прохладно относятся к «горячительным» напиткам. Да и вкалывают, в отличие от них же — за семерых. Потому работодатели предпочитают брать на работу экс-казахстанцев, что вызывает определенную волну недовольства со стороны российских «трудоголиков».
— Местные жители недовольны, что мы часто занимаем их места, — жалуется Виктор Михеев. — Ну а что прикажешь делать, ведь они пьют, не просыхая двадцать четыре часа в сутки. А нам надо выживать. Не побоюсь этого слова, сегодня многие деревни держатся на плаву только благодаря нашим стараниям. Есть, конечно, и среди местных настоящие работяги, но их совсем мало.
Колесо истории
Правительство России, видимо, отчаявшись улучшить проблемную ситуацию с внутренними резервами, приняло ряд документов способствующих созданию благоприятных условий для принятия гражданства и устройства переселенцев со стран СНГ, а особенно казахстанцев. Хотя, если вспомнить, последние лет пятнадцать Россия, после распада СССР, несколько раз меняла свое отношение к соотечественникам.
Сначала в 1991 году был принят Закон «О гражданстве», согласно которому российское гражданство автоматически предоставлялось всем гражданам СССР, которые на момент принятия Закона проживали на территории РСФСР.
Новый Закон 2002 года уравнял бывших соотечественников в правах с любым иностранцем и ввел ценз оседлости, так называемый «Вид на жительство». Сторонники новой редакции тогда пояснили, что «кто хотел переехать в Россию за 10 лет уже это сделал». Теперь, видимо одумавшись, Путин издает новый Указ о госпрограмме по переселению соотечественников.
Массовая миграция русскоговорящих на север имеет и другую причину. Замечено, что поток мигрантов усиливается каждый раз, как только правительство РК заявляет об очередной программе перевода делопроизводства на казахский язык.
До сих пор программы эти благополучно проваливались, по причине неготовности населения, и миграционный отток намного слабел. Но с каждым разом правительство проявляет все большую настойчивость и жесткость в этом вопросе.
Республиканское ведомство по языкам в июне этого года обнародовало фантастически несуразные цифры: оказывается, 60% населения страны на сегодняшний момент уже освоило государственный язык. Интересно, что за год до этого, то же самое ведомство рапортовало о том, что казахский язык освоило чуть больше полутора процента населения. Не кажется ли вам последнее сообщение уважаемого госведомства просто чистой воды фикцией?
Таким образом, на следующий год мы можем узнать о том, что все сто процентов населения свободно владеет государственным языком, и мы так же свободно можем переходить на казахскоязычное делопроизводство. Из этого вытекает только одно: люди будут поставлены перед жестокой дилеммой — или оставаться жить здесь, сознавая, что для тебя закрыты двери и доступы к достойным рабочим местам или выехать на ПМЖ на «историческую родину».
Нетрудно догадаться, какой выбор сделают свободолюбивые славяне и все, кто воспитывался на русской культуре. Никто из нас не желает становиться у себя на Родине иностранцем или немым быдлом.
И вся проблема, из-за которой Казахстан уже лишился более пяти миллионов сограждан, заключается в том, что до сих пор правительство не желает признать русский язык — вторым государственным. Хотя большинство населения с немалым восторгом приняло бы такое мудрое решение.
Как остановить миграцию?
Реакции казахстанских властей на предложение российского главы до сих пор не последовало. Между тем как Казахстан поставлен перед серьезной проблемой.
Вот как обозначил её глава попечительского совета экономистов Ассоциации экономистов Казахстана Арыстан Есентугелов в газете «КоммерсантЪ»: «Указ Путина — не самая лучшая новость. Уедут последние из могикан. Особенно из малых городов и особенно технические специалисты. Я считаю, что это неприятный и чувствительный фактор для Казахстана».
Казахстан сильно стремится освободиться от сырьевой направленности экономики, а для этого государству как воздух необходимы, прежде всего, профессиональные технические кадры. С разрушением системы профтехобразования и нерегулируемой «штамповкой» гуманитариев, дефицит «технарей» с каждым годом становится все ощутимее.
Отъезд последних специалистов данного профиля станет для Казахстана невосполнимой и катастрофической проблемой. И действовать необходимо незамедлительно. Правительству срочно нужно принимать крайние меры по нормализации морального самочувствия всех граждан. Формально существуют статьи 7 и 14 Конституции РК, где черным по белому написано, что: «в государственных учреждениях и органах местного самоуправления наравне с государственным официально употребляется и русский язык», «запрещаются все виды дискриминации человека», в том числе и по языковому признаку. Что же мы видим на самом деле? В Департаменте юстиции Костанайской области нет ни одной дублирующей «русской» таблички на дверях кабинетов, такая же ситуация в Департаменте обороны Костанайской области и многих других госпредприятиях.
Что это, если не дискриминация по языковому и даже национальному признаку?
Так что, пока не будут приняты кардинальные меры по урегулированию таких острых вопросов, русскоязычное население страны будет выезжать за пределы Казахстана и приносить максимальный доход соседнему государству.
Россия готова встретить практически всех бывших советских людей и их детей, независимо от национальности. Вопреки слухам, запущенным, видимо, заинтересованной стороной, намеренно сообщаю, что, как сказано в тексте самой госпрограммы «большинство регионов страны готовы принять переселенцев».
То, что направлять новоприбывших граждан РФ будут исключительно в ссыльные места: Сибирь и Дальний Восток — фикция. На самом деле будет предоставлен большой выбор, причем абсолютно добровольный. Однако, хочется надеяться, что и руководство Казахстана прореагирует на создавшуюся ситуацию и предпримет усилия, предупреждающие массовую миграцию из страны.
Универсальная мера — признание русского языка вторым государственным. А учить казахский все станут обязательно, но только тогда, когда к этому перестанут вынуждать крайними мерами и тогда, когда люди будут в этом по-настоящему заинтересованы.