Начало см.здесь.
Возвращаясь к вопросу смены оператора, отмечу, что основным преимуществом французов среди других претендентов является то, что Total уже практически стала оператором в другом проекте — по экспорту нефти из Карабатана через порты Актау и Курык в Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Именно Total разрабатывает этот экспортный маршрут для консорциума и среди акционеров Agip KCO является самым крупным акционером BTC (операционной компании по эксплуатации БТД).
О своих претензиях на операторство в прошлом году заявил и «КазМунайГаз», но, учитывая отсутствие у него опыта работ на морских проектах, иностранные акционеры назвали подобное желание «ничем не обоснованными амбициями».
Был еще один вариант, когда казахстанская компания могла выступить в тандеме с Royal Dutch Shell. Он не кажется столь уж неосуществимым по причине того, что «КазМунайГаз» наращивает долю участия в проекте.
Напомним, BG Group в начале апреля 2005 года завершила следку по продаже своей доли в размере 16,67 процента в международном консорциуме Agip KCO. При этом казахстанская сторона приобрела половину доли BG в этом проекте, а вторую половину разделили между собой участники консорциума.
Тогда же Eni, Total, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, ConocoPhillips объявили о последующей продаже половины доли, приобретенной ими у BG, «КазМунайГазу».
Вопрос по оператору стоит так остро в силу того, что участники консорциума не хотят затягивать запуск в промышленную разработку Кашагана. Вполне может статься, что итальянская Eni испытывает какие-то проблемы с ОПР. Тому могут быть две ключевые причины. Во-первых, Казахстан уже не раз заявлял о своих претензиях на большую долю в проекте. Вероятно, итальянцы думают, до какого уровня могут простираться амбиции Казахстана и как это скажется на прибыльности проекта в итоге. Во-вторых, технические проблемы по Кашагану не могут быть решающим фактором задержки ОПР. Об этом знали уже давно и в мире существуют технологии, способные успешно преодолеть эти технические трудности.
Значит, существует другая проблема, возможно, она связана с договором по месторождению, некоторые пункты которого итальянцев не устраивают. Но это лишь из области предположений, ибо текста контракта по Кашагану в открытом доступе нет. Более вероятной может выглядеть следующий фактор: передышка взята для того, чтобы подтвердить запасы Кашагана.
Опасения консорциума
Комментируя очередной перенос сроков начала добычи, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов заметил, что ожидается значительное увеличение прогнозируемых затрат.
Не исключено, что Eni взяла передышку для того, чтобы подтвердить запасы месторождения. Такую точку зрения высказал руководитель проектов НКГ «2К Аудит-Деловые консультации» Севастьян Лейбе.
По его словам, инвестиции в разработку месторождения уже выросли в три раза. Изначально планировалось, что вложения не превысят 5 миллиардов долларов, сегодня говорят о 14-15 миллиардах (надо понимать, что инвестиции в разработку и общие затраты по проекту — два разных показателя). «Соответственно, снизились и прогнозируемые доходы с этого проекта. При этом нельзя исключать, что запасы Кашагана, предварительно оцененные в 4,8 миллиарда тонн, несколько преувеличены. Вероятнее всего, Eni взял отсрочку для того, чтобы подтвердить запасы Кашагана и более точно рассчитать эффективность своих вложений. Вероятно, что до тех пор, пока консорциум не получит точной информации по месторождению, компании не будут торопиться с инвестициями», — полагает эксперт.
С точки зрения чистого бизнеса здесь нет никакой проблемы. Деловые люди должны точно знать, сколько потратят, сколько и за какой период смогут получить. Однако с точки зрения геополитической Казахстану нет никакого резона ждать, пока бизнесмены из консорциума все просчитают. Быть может, имеет под собой основание и такая, казалось бы, невероятная версия возможных ходов казахстанской стороны.
Невероятно, но why not?
Конечно, оператором такого крупного проекта «КазМунайГаз» выступить не сможет, но это не означает, что другого варианта нет. Сегодня часто муссируется слух о том, что оператором по Кашагану вполне может выступить российский «Лукойл». В этом случае участникам консорциума не так-то легко будет снять кандидатуру из-за отсутствия, к примеру, опыта работ на морских шельфах. Российская компания таким опытом обладает, и имеет финансовые ресурсы, чтобы выкупить долю итальянской компании.
Другой вопрос, кто из участников консорциума захочет эту долю уступить по собственной воле. Как бы ни оценивали запасы Кашагана, месторождение очень перспективное, прибыльное и интересное. Иностранные участники, можно сказать с большой долей вероятности, не захотят делиться долей по вышеуказанным причинам. Казахстанская компания, даже поделившись с «Лукойлом» 8,33 процентами акций, не сможет вывести россиян на уровень оператора.
Остается другой вариант, когда один или несколько участников консорциума будут вынуждены прибегнуть к продаже своей доли в проекте. Если объективных предпосылок к такой продаже и нет, то субъективных достаточно много. Как заявил премьер министр РК Карим Масимов в интервью The Wall Street Journal: «Мы сильно разочарованы тем, как выполняется проект. Если оператор не сможет решить эти проблемы, то мы не исключаем возможной замены».
Война нервов
Можно констатировать, что оператор проекта слегка зашевелился. Пресс-секретарь Eni заявил, что консорциум поддерживает контакт с казахстанскими властями, и что он уверен в успешном разрешении проблемы. А еще Eni продолжает оправдываться. Мол, недооценили масштаб проекта. По ее расчетам, пик добычи составит 1,5 миллиона баррелей в сутки и придется на 2019 год, а не 1,2 миллиона баррелей в 2016 году, как предполагалось ранее. Компания еще раз сослалась на ослабление доллара и рост расходов на закупки.
Eni представила свои пересмотренные оценки правительству Казахстана в июне 2007 года. Совсем недавно Карим Масимов обвинил консорциум в нарушении условий соглашения 1997 года и пригрозил принять «соответствующие меры». «Когда расходы увеличиваются на 5 процентов, на 10 процентов — это одно, — сказал премьер-министр, — но когда они растут в 2,5 раза, то или планирование неправильное, или исполнение, или это делается намеренно».
Ключевым же фактором недовольства Казахстана являются, как выяснилось, условия соглашения 1997 года. Напомним, что, как и в случае с Shell на Сахалине, соглашение позволяет инвесторам покрыть свои расходы за счет доходов от Кашагана, прежде чем начать выплачивать правительству его долю прибыли.
И потом, как подчеркивали выше, в случае увеличения расходов «КазМунайГаз», который в проекте имеет долю в 8,3 процента, должен будет внести соответствующую часть дополнительных инвестиций. Как прокомментировал этот факт премьер, «будет построено меньше школ и больниц. В связи с этим в обществе есть недовольство».
Можно предполагать бесчисленное количество гипотез по поводу очередного обострения язвы по Кашагану. Можно также сказать, что конечная конфигурация участников консорциума претерпит ощутимые перемены. Можно утверждать, что, получив отступные, гарантии запуска месторождения и большую долю в прибыли, казахстанские власти на время перестанут выдвигать другие требования к консорциуму.
Но подспудно возникает каверзный вопрос: стоит ли доверять тому, что оператор проекта на этот раз точно выполнит обязательства и запустит Кашаган в 2010 году?
Хотя, даже самые невероятные версии дальнейшего развития событий могут осуществиться, когда речь идет о самом крупном нефтяном месторождении за последние 30 лет…
Коллаж с сайта http://img.rian.ru