Представители Госкомимущества и генеральной прокуратуры выполнили очередной заказ узбекских властей. В середине октября работники этих ведомств подготовили документ под названием «Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для профессиональных участников рынка ценных бумаг».
Так что с 13 ноября, когда новые нормы официально начали действовать, работы брокерам заметно прибавилось. Теперь они обязаны выполнять роль сексотов, докладывающих в соответствующие силовые органы обо всех, кто осуществляет на бирже подозрительные сделки.
Схема появления на свет данного документа очевидна. В апреле 2009 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма», принятый Законодательной палатой и одобренный Сенатом Олий Мажлиса. Власти пошли на модернизацию законодательства для того, чтобы выполнить свои международные обязательства.
Многие государства СНГ или приняли, или внесли поправки в аналогичные законодательные акты. Но ни в одной стране мира не было принято документа, регламентирующего деятельность профессиональных участников фондового рынка, которые должны включиться в борьбу с финансированием терроризма. В этом плане Узбекистан стал первопроходцем.
Странный документ
Документ на самом деле очень странный. Правила разработаны Центром по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе и департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при генеральной прокуратуре.
Они подписаны руководителями вышеуказанных органов, и приняты как их совместное постановление. При этом для пущей убедительности, 3 ноября Правила зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Такая сложная процедура принятия документа не совсем понятна. Как правило, обязательные к исполнению документы принимаются в форме постановлений правительства или указов президента.
Поэтому чисто внешне складывается впечатление, что документ разработан и принят по доброй воле Госкомимущества и прокуроров. Мол, неожиданно все озаботились тем, что на узбекских биржах развелось большое количество желающих профинансировать террористов. Чтобы их остановить, вывести на чистую воду и разоблачить, нужен именно такой документ.
Не совсем ясной остается и логика его принятия. Поправки в закон о противодействии легализации доходов приняты еще весной, а Правила разработаны только в середине октября. Означает ли это, что более полугода злоумышленники на бирже дремали и не финансировали террористов? Думается, ответ на этот вопрос ни разработчикам Правил, ни другим узбекским чиновникам не известен.
Но самыми любопытными являются сами Правила, которые в тексте постановления именуются «приложением».
Все под колпаком
Прочитав Правила, понимаешь, что под подозрение попали все участники фондового рынка. Но контроль не должен ограничиваться только теми, кто осуществляет операции и сделки.
«Под колпаком» оказываются и сами брокеры. Показательно, что одной из целей внутреннего контроля определено «недопущение умышленного или неумышленного вовлечения профессиональных участников в преступную деятельность». Это означает, что за брокерами тоже установят слежку и, если следовать логике, то специально уполномоченный государственный орган — вышеупомянутый департамент при генпрокуратуре.
Согласно новым правилам клиентская база данных становится открытой для силовых органов. Создается база данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции.
Понятно, что клиентская база и база данных о подозрительных операциях, мало чем будут различаться. Практически создается прямая линия между брокерами, руководителями бирж и соответствующим департаментом при генпрокуратуре.
Ясно, что отныне любая компания, любое физическое лицо, появившееся на бирже, автоматически заносится в базу данных. Если принимать в расчет идентичность базы данных и базы подозрительных операций, то новичка сразу берут в разработку. В результате привлекательность биржи резко упадет, а количество контрактов, заключенных вне стен биржи, резко возрастет.
Шпионы на бирже
В соответствии с новыми Правилами брокер превращен в настоящего шпиона. Так, согласно одному из пунктов Правил, «профессиональный участник вправе проверять представляемую клиентом информацию посредством использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и других организаций».
Это означает, что брокер сразу начинает сбор сведений о клиенте. Скорее всего, под «другими организациями» подразумеваются узбекские спецслужбы.
Теперь брокер сам будет решать, подозрительный клиент или неподозрительный. В свою очередь, это будет способствовать субъективному подходу. Если брокеру тот или иной клиент не нравится, он может бросить тень на проводимую клиентом операцию. Проще говоря, сводить счеты стало проще.
Кстати, так называемую идентификационную информацию о себе придется предоставлять не только тем, кто впервые пришел на биржу, но и тем, кто давно и прочно на бирже работает. Причем, если клиент откажется предоставлять идентификационную информацию, его операцию просто не проведут. Это напоминает «выкручивание рук», а то, что клиент будет сам на себя собирать информацию — вообще нелепость.
Критерии подозрительности
Согласно Правилам, однозначно подозрительной считается сделка, «когда стороны таких сделок регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей, приобретая (продавая) при этом единовременно или по частям один и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема».
На практике сделки на биржах происходят различные, и смена статуса с покупателя на продавца — явление очень распространенное. Если под подозрением окажутся такого рода сделки, то сама суть существования биржи ставится под сомнение.
Под эти критерии, как правило, подходит большинство сделок на бирже. Абсолютный контроль лишь отпугнет потенциальных клиентов, и даже тех, кто много лет совершал свои сделки через биржу.
Согласно еще одному пункту Правил, подозрительной считается сделка, «если сумма депонированных клиентом денежных средств за один или в течение 30 календарных дней превышает сумму, эквивалентную 1000-кратному размеру минимальной заработной платы».
Сегодня минимальная заработная плата в Узбекистане составляет 33 тысячи 645 сумов (22,6 доллара по курсу Центробанка). На днях узбекский президент повысил зарплаты, пенсии, пособия и расчетные показатели в среднем на 12 процентов. Так что согласно расчетам подозрительными признаются сделки свыше 22,6 тысячи долларов.
Такой низкий порог существенно расширяет круг сделок, подпадающих под гриф «подозрительные».
В результате всех вышеперечисленных метаморфоз работники узбекских бирж (Республиканской фондовой биржи «Тошкент» и Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи) станут сексотами, обязанными докладывать силовикам обо всех подозрительных сделках. В свою очередь, такое ужесточение контроля станет стимулом для развития серого рынка сделок вне стен бирж.
А так как клиенты, постоянные и новые, не захотят идти на биржу, то и брокерам придется бросать работу и уходить вслед за клиентом на улицу.