Сдвиг по медиа-фазе - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-5 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сдвиг по медиа-фазе

Сдвиг по медиа-фазе

Состоявшаяся вчера в южной столице конференция по проблемам развития СМИ РК "Индустрия медиа в Казахстане: состояние и перспективы развития", напоминала интеллектуальное ристалище. Мнения гостей и участников разнились и пересекались, спикеры блистали остроумием, вступали в полемику с залом и между собой, модераторы не успевали "выписывать тормоза".

  • 27 Ноября 2008
  • 1746
Фото - Caravan.kz

Говорить хотелось всем — о многом и долго. Мероприятие обозначило болевые точки, расставило приоритеты и во всех своих теоретических аспектах ориентировалось на повседневную практику. А значит, принесло пользу информационному полю страны и его игрокам.
Глава организатора мероприятия, Казахстанского Пресс-клуба, Асель Караулова в самом его начале озвучила мысль, что бизнесмены (инвесторы) информацию о том, что творится в РК черпают из российских СМИ, и не потому что не могут делать то же самое из казахстанских, а потому что не хотят, больше доверяя профессионализму наших северных соседей.
Досым Сатпаев, директор «Группы оценки рисков» считает неконкурентные СМИ угрозой национальной безопасности, а генеральный директор «Бизнес МедиаКонсалтинга» Ольга Нагайцева, подмечает, что наши СМИ пока не научились работать с крупными системообразующими информационными операторами на рынке той же России (например, с Яндексом).
Основные тенденции развития современных СМИ по ее мнению, заключаются в мультимедийной стратегии информационного бизнеса. Когда к любому сообществу по интересам (то есть определенной, конкретной аудитории) можно применить мультимедийный подход, создав на востребованную тему не только печатное издание, но и телепередачу, и сайт.
Упоминалось и о медийных брендах, которые, став известными, должны постоянно находиться в процессе монетизациии, иными словами зарабатывать и на своем «имени». Российские примеры: газета «Метро» (которая обслуживает выставки по всей Европе), «Комсомольская правда», продающая CD и выпускающая книжную продукцию. И пусть доходы от такой «попутной» деятельности пока не превышают 5-7% и не сравнимы с доходами от рекламы или хотя бы от реализации, тенденция к их росту очевидна.
Специалисты рекомендуют СМИ менять подходы и технологии. Отслеживать состояние своих потребителей и вырабатывать соответствующую политику.
При демонстрации сравнительного анализа медийных рынков СМИ Украины, России и Казахстана, выяснилось, что их общими чертами стали: слабость публикуемых исследований, фаза становления, незрелость отраслевого сервиса (юристов, консультантов, оценщиков и т.д), пропитанность политическими интересами и воспитательно-идеологическими мотивами.
Доверие читателей к ним постоянно падает, хотя интерес остается. Если говорить об особенностях, то на Украине информпродукты страшно портят скрытые реклама и пиар, СМИ циничны по отношению к себе, раздроблен рынок распространения.
Минусы России — в избыточности СМИ, вечном марафоне на выживание и переоценке своего значения для рынка и читателя.
В Казахстане сильна персонификация медиа-бизнеса, преобладает состояние ожидания, очевидна стагнация менеджмента, нет венчурности, желания поставить на кон все — «или пан, или пропал».
Соответственно ближайшие перспективы в условиях кризиса следующие: в России — сокращение игроков, передел рынка. В РК — развитие пошаговое, медленное, отсутствие вложений и амбиций, замедленный ритм работы.
Если все же попытаться найти плюсы медиа-рынка в РК, то у нас наконец-то осознан потенциал деловых СМИ, стабилен интерес со стороны российских и иностранных СМИ, Казахстан — край непуганых и не избалованных рекламодателей, пока сохраняется уважение к СМИ со стороны бизнес-сообщества.
Что касается деловых СМИ, то в панельной дискуссии об инвестициях в медиа-проекты и эффективном управлении медиа-активами Гульнара Ахмедова, эксперт от Казахстанской фондовой биржи выразила уверенность, что в листинге KASE нет ни одного медиахолдинга лишь потому, что не время. Но все течет и изменяется. 7 лет назад там были лишь банкиры, потом появились представители добывающей промышленности, позже подтянулась торговля. Сейчас стоят на пороге айти-компании, а медиа нет исключительно из-за того, что в бизнес-формы они только начали организовываться.
Однако есть одно коренное преимущество по сравнению хотя бы с теми же торговыми компаниями: медиа умеют грамотно и эффективно пользоваться пиаром, привлекая инвесторов. И хоть сейчас кризис, но шутливая пословица «кто раньше встал, того и тапки», не потеряла своей практической актуальности. А сам общий процесс объективен: как только СМИ в РК начнут зарабатывать, к ним сразу появится интерес.
В панельной дискуссии по рекламному рынку Татьяна Старцева из «ТНС Гэллап Медиа Азия» сообщила о том, что в 2008 году наступила стагнация рынка. Налицо рост цен, но не зарплат. Среди тенденций — возрастание стоимости выхода рекламы. По сравнению с прошлым годом цены растут и по наружке, и по прессе. В последней попутно увеличивается объем отдельно взятых модулей (в квадратах).
Юрий Кищенко руководитель Ассоциации рекламодателей РК считает, что в рекламе стало меньше креатива, а сокращения в рекламных бюджетах грядут существенные.
Чрезвычайно остро прошла дискуссия о проблемах подготовки и поиска журналистских кадров для медиарынка.
Ведь все в СМИ сводится к контенту, и его популярность, и востребованность, и рекламные возможности. А за содержание отвечают журналисты.
23 университета в стране их готовят, и тем не менее редакторы изданий и телеканалов говорят об увеличивающемся дефиците журналистских кадров.
Старший преподаватель КИМЭП Гульнара Асанбаева уверена, что сначала нужно как следует обучить самих преподавателей. Требуется консолидация, чтобы создавать сообщества, набираться опыта у зарубежных коллег, которые академические университеты связывают с практикой настолько, что в стенах ВУЗа та абсолютно непохожа на наши формальные движения «для галочки».
Прозвучала мысль, о том, что журналистское образование сейчас, для того чтобы работать в СМИ необязательно, в принципе. Главные требования — письменная грамотность, осведомленность в текущей обстановке по части политики/экономики, знание казахского, английского и компьютерной грамоты.
Игорь Братцев из международного центра журналистики «MediaNet» основные тенденции и проблемы видит в активном росте СМИ, а значит, дефиците кадров. Последний возникает еще и потому что минимальна вовлеченность в журналистику выпускников журфака, слабы практические навыки выпускников профессиональных отделений, снижается общий базовый уровень их знаний. С другой стороны ужесточающаяся конкуренция приводит к тому, что не СМИ диктуют журналистам условия (как должно быть), а наоборот. Крупные холдинги, имея возможность платить больше, перекупают у других СМИ хороших журналистов. На взгляд эксперта необходимо максимально приблизить систему образования к самой жизни и профессии, наладить процессы корректировки действующих учебных программ.
В связи с чем предлагаются следующие решения: активное участие СМИ в подготовке кадров (организация стажировок, семинаров), вовлечение в журналистику студентов иных гуманитарных вузов, практические спецкурсы, совместные проекты (клубы по интересам, тренинги, исследования). Нужна интеграция обучающих структур, схема «фундамент+практика», выработанная на паритетных условиях, чтобы шел обмен методами, инструментами, а главное, была создана единая программа.
Декан факультета журналистики КазНУ, Галия Ибраева, считает, что на журфаках давно пора решить дилемму: «Академическая Сорбонна или ремесленное ПТУ?».
И главная цель на протяжении долгих лет не меняется — адаптировать образование к современным реалиям. Уже сейчас появилась проблема — сокращение набора, когда на русское отделение поступает от 10 до 20 человек и около 100 — на казахское.
Поэтому новое руководство ратует за модернизацию и инновации, вроде элективных курсов, когда студент журфака может по желанию для дальнейшей специализации выбрать не только кафедру, но и любой курс на любом другом факультете — юридическом, философском, вплоть до математического. Кроме того, есть мечта наладить практические связи с действующими СМИ. Пока еженедельные и бесплатные мастер-классы проводит лишь «Казахстанская правда». Хотя журфак, по словам его декана, открыт для всех. И просто никто из «Свободы слова» или «Тасжаргана» не изъявлял желания посотрудничать, хотя, между прочим, в них работают некоторые выпускники и студенты журфака КазНУ.
В отличие от представителей ВУЗов, профессионалы в лице Ержана Сулейменова (31 канал) и Михаила Дорофеева (АО «РД КМГ») считают выброшенными на ветер деньгами суммы от 230 до 480 тысяч тенге, которые в разных вузах и регионах платят родители студентов за обучение тех журналистскому ремеслу. По западной модели (например, в США) на 1 куратора приходится 20 студентов, которые спокойно выпускают еще до устройства на работу, какой-нибудь вполне приличный «набор» вроде 3 газет, 1 журнала, 2 телепрограмм и сайта.
Как заметил Михаил Дорофеев, сегодня большинство специалистов в СМИ-отрасли либо давно закончили журфак, либо никогда на нем не учились. И озвучил радикальное решение проблемы: раз у нас профессии обучают не в ВУЗе, а в других местах, базовое образование пусть будет какое угодно — экономическое, филологическое, хоть философское, — потом месяцев за шесть можно и на ремесло «натаскать». А журфаки — закрыть!
Практик Тулеген Аскаров (Центр Деловой Журналистики «BIZ Media») подтвердил, что и их структура не смотрит на образование. Нужны база, умение реагировать, хватать и быстро производить информационный продукт. А еще — требуется система повышения квалификации и переподготовки кадров. Чтобы журналисты освещали то, что происходит грамотно: рухнул финансовый рынок, надо знать, что он такое и с чем его едят. Поэтому все специалисты в своих областях должны объединяться по группам/сообществам и контактировать, взаимодействовать друг с другом — фрилансеры, банкиры, нефтяники, строители.
Напоследок случился разговор о региональных СМИ, где представителям их было посоветовано быть пободрее и острее, зачастую именно из региональных, а не республиканских СМИ можно узнать о каком-то ценном и важном опыте.
О работе по принципу кровно-родственных связей (по несколько человек с одной фамилией) или когда в телекоманде 85% женщин и в озвучку приходится вовлекать водителей, операторов и монтажеров, рассказал Бейсен Куранбек (ТРК «Жетысу», Алматинская область).
Исполнительный директор НАТ РК Шолпан Жаксыбаева выразила горячую озабоченность переходом на цифровое телевидение. Регионы видят выход из кризиса в объединении/укрупнении, но все разговоры о выживании могут вообще потерять смысл в связи с переходом на цифровое телевидение. Аналоговый формат сменяется более прогрессивным, но с вещателями пока никто не разговаривал: каким образом частоты будут заниматься, будет ли период сосуществования старого и нового форматов?
Редактор шымкентского «Айгака» Дулат Абиш сокрушался, что собкоры республиканских изданий на местах не поддерживают местные же, региональные инициативы и интересы. И призывал прекратить считать регионы за второй сорт лишь потому что чиновники читают в основном республиканскую прессу.
Проблема слабого роста и веса казахскоязычных СМИ, по его мнению, заключается в них самих: сами искусственно выстраивают барьеры. Как пример: приходит правозащитная организация — провести семинар или тренинг, на русскоязычную часть приходят, на казахскоязычную — нет.
Мало того, в данных СМИ нет и отделов рекламы. То есть вместо трех китов, на которых держится любое издание (реклама, подписка, розница) есть только два. А если учесть разнарядку, спускаемую отделами внутренней политики, по которой область, например, должна обеспечить 25 тысяч подписчиков газете «Егемен Казахстан», — то вообще на одной ножке приходится региональным изданиям скакать. Хотя, несмотря на все уважение к старейшему республиканскому печатному органу — перед законом равны все, и конкуренция должна быть честной, а не вытекающей из-под пресса административного ресурса.
Нурлан Еримбетов, руководитель дискуссионного клуба «АйтPARK» рассказал как в одной региональной газете (только в одном ее номере!) насчитал 16 поздравлений от разных организаций в адрес акима, заступившего на должность. И напомнил, как трудно быть региональным журналистом, когда некуда в случае конфликтов или усталости от противостояния перейти работать.
Много копий было сломано и по поводу госзаказа, насколько он зло (как инструмент и рупор власти) или, наоборот, благо, поскольку иных средств на существование у региональных СМИ попросту нет.
Подводя итоги, хочу заметить, что медиа-курултай отработал не в режиме «моно», когда один говорит, а остальные слушают, но со «стерео»-эффектом — накал эмоций, глубина и подача информации захватили всех участников без исключения. И, надеюсь, еще долго не отпустят. Потому что надо шагать дальше, искать пути развития той сферы, в которой мы все живем и работаем, ломать стереотипы и сдвигать по фазе изменения на медиа-рынке.