Без денег доброе и вечное не посеешь - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Без денег доброе и вечное не посеешь

Без денег доброе и вечное не посеешь

Педагоги заявляют, что без привлечения дополнительных источников финансирования в систему образования, призывы о школьной реформе - пустой звук.

  • 5 Ноября 2008
  • 1057
Фото - Caravan.kz

Энтузиазм не должен быть голым
— Образование всегда было наиболее финансово емкой отраслью государства, — говорит завуч карагандинской школы бизнеса и управления Галина Щаева. — И это — естественно, ведь интеллектуальный капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса страны. Чтобы систему образования Казахстана интегрировать в мировое образовательное пространство, и задумали образовательную реформу. Однако стоит учесть, что прорыв на качественно новый уровень невозможен без создания в стране адекватной образовательной базы, основанной на достаточном финансировании. К сожалению, тех средств, что выделяет государство на образование, крайне недостаточно для выполнения поставленной задачи.
По данным министра образования и науки РК Жансеита Туймебаева, ежегодный дефицит бюджета образования составляет 3 млрд. тенге. У нас расходы на образование гораздо меньше, чем средние расходы стран третьей группы (в которую входят государства с показателем ВВП на душу населения по 10 тысяч долларов). Как при таких условиях создать высокоэффективную базу образования?
— В сфере образования, — продолжает Галина Щаева, — необходимо срочно преодолевать узость финансовых схем и шире использовать возможности многоканального финансирования. В этом плане следует выделить несколько путей: во-первых, обеспечить жесткую политику экономного и целевого использования бюджетных средств; во-вторых, осуществить переход на новые принципы финансирования и активно использовать внебюджетные средства; и, наконец, предоставить руководителям организаций образования большую финансовую самостоятельность.
Все это осуществимо только при наличии в обществе понимания проблем образования, социальной ответственности бизнеса и активного участия государства — как регулятора отношений между обществом и данной сферой.
Сократим чиновников — появятся деньги
— Расходы на образование — это всегда инвестиции в будущее, в стартовые возможности человека, а стало быть, и общества в целом, — рассуждает директор карагандинского коммерческого колледжа Дмитрий Бойко. — Государство выдвинуло образование одним из главных приоритетов в развитии общества, и за последние несколько лет сделано уже немало позитивного. Три года назад уровень финансирования образования от ВВП составлял 2,6%, а сегодня этот показатель равен 4% (расходы на образование выросли до 270 млрд тенге). Стали выделяться деньги на строительство и ремонт школ, детских садов, приобретение учебников, технических средств обучения. Местные бюджеты проплачивают питание учащихся младших классов, проездные билеты. Словом, на лицо существенные подвижки.
Однако до мировых стандартов нам еще далеко. Если средний мировой интегральный показатель финансирования образования составляет 6-8% от ВВП, то у нас он почти вдвое меньше. Спрашивается, что у нас денег нет? Есть. Их нужно просто грамотно считать и рационально использовать. Возьмем, к примеру, неимоверно раздутые штаты госслужащих. Если в советское время в Карагандинской области чиновников было около 11 тысяч, то сегодня их количество увеличилось до 25 тысяч. Налогоплательщику они обходятся в 8-10 млрд. тенге. Что мы стали лучше жить?
Полагаю, необходимо сократить штат чиновников на треть, тогда мы получим дополнительные 2-3 млрд тенге и, разделив их между бюджетными сферами, решим многие проблемы.
Бизнес-шефство
Другой источник финансирования образования определил президент нашей страны Н.А. Назарбаев, призвав бизнес к партнерству с социальной сферой.
Пора нашим бизнесменам повернуться лицом к нуждам общества, взять на себя социальную ответственность. В Германии в тех или иных социальных проектах участвуют до 45 тысяч предприятий и компаний, начиная от гиганта «Мерседес-Бенц» до велосипедных мастерских. И это считается нормой в цивилизованном обществе. Ведь то, что ты вложишь в образование сейчас, через несколько лет вернется к тебе в виде бесценного капитала — трудовых ресурсов.
Многие учителя и родители учащихся возлагают большие надежды на возрождение шефства.
— В советское время практически каждая школа была охвачена шефской помощью со стороны предприятий, — говорит педагог Нескен Мусина. — Шефы на 25-30% перекрывали материальные нужды школ. Более того, шефство имело огромное воспитательное значение: дети знакомились с достижениями предприятия, передовиками производства, получали профориентацию. Почему не восстановить хорошо забытое старое как, к примеру, в Белоруссии? Там, в 1996 году при участии президента страны А.Г. Лукашенко был подписан трехсторонний меморандум между представителями бизнес-структур, исполнительной властью и министерством образования об установлении шефства предприятий над организациями образования. И сегодня там все государственные школы, детские сады и интернаты охвачены шефской помощью.
Нурсултан Назарбаев на II Республиканском съезде работников образования и науки РК особо подчеркнул, что восстановление шефства над школами — это одна из наиболее действенных мер по поддержке системы общего среднего образования, которое, к тому же, не требует «особых бюджетных затрат».
Сейчас общество вышло на новый этап своего развития, когда можно ставить и решать принципиально новые задачи во всех областях жизни, в том числе, и в области образования.