Ограниченные или оТграниченные? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ограниченные или оТграниченные?

Ограниченные или оТграниченные?

3 декабря - международный день инвалидов. И наше государство намерено изменить свое отношение к детям-инвалидам.

  • 2 Декабря 2005
  • 1246
Фото - Caravan.kz

Нонсенс. Опыт НПО, работающих много лет с детьми-инвалидами, взят на вооружение министерством труда и социальной защиты населения РК. Неправительственные организации предложили чиновникам комплексную реабилитацию трудных детей.
Последние хорошенько подумали и проголосовали «за» дельное предложение. Говорят, теперь детки, обреченные на вечное заточение в четырех стенах, смогут интегрироваться в общество. И это — не сказка.
Один в поле не воин
Майра Сулеева, директор центра социальной адаптации и трудовой реабилитации (ЦСАТР) «Кенес» с радостью сообщает, что в последнее время политика государства по отношению к детям с ограниченными возможностями, изменилась.
Не так давно приходилось стучаться в закрытые двери, напоминать государству о существовании 400 тысячной армии инвалидов, из которых 47 тысяч — дети. При этом чиновники чаще пожимали плечами и разводили руками, мол, что мы можем сделать? Живите, как можете. Сегодня, оказалось, что общими усилиями можно сделать многое.
Вот уже два года как Министерство труда и соцзащиты населения РК сотрудничает с центром «Кенес», обкатывая программу оказания социальных услуг в детских медико-социальных учреждениях. Сегодня модель одобрена и рекомендована для внедрения в домах-интернатах.
Что в ней уникального? Пять лет назад центр «Кенес», и не только он, но и еще ряд НПО среди которых лига «Ак-Бота», фонд «Эль-Дани» доказали всей стране, что даже самые необучаемые дети, на самом деле обучаемые. Просто нужны специальные образовательные программы, спецоборудование и специальное желание — помочь им.
Не отписаться от них, не формально помочь — а по-настоящему. Конечно, больные детки, у которых имеются глубокие ментальные нарушения, не могут выучить таблицу умножения и писать каллиграфическим почерком они тоже никогда не будут. Но они в состоянии отличить утюг от пылесоса, и научиться правильно ими пользоваться.
Могут сами стирать вещи, готовить пищу. Они — социально адаптивны, значит, могут жить относительно самостоятельно, освобождая несчастных родителей от круглосуточной опеки.
Разработанная в центре программа в настоящее время уже работает в шести регионах страны. Ею заинтересовались Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. «Важно, что к новой модели адаптации подключилось государство, — считает Сулеева, — потому как речь идет не только о специальных ручках, прикрученных к партам, за которые могут держаться наши дети во время обучения, вопрос интеграции в общество детей с ментальными нарушениями стоит гораздо шире.
Модель предлагает пересмотреть ответственность определенных министерств за жизнь и здоровье больных детей. Раньше министерство образования отвечало за образование детей, министерство труда и соцзащиты — за социальные пособия, назначаемые по инвалидности, министерство здравоохранения отвечало за состояние их здоровья, и вся эта гигантская опека была между собой не увязана и не скоординирована.
Теперь мы предлагаем соединить нужды проблемных детей в одну корзину и предложить чиновникам опекать не каждый отдельно свою часть в ней, а отвечать за проблему в целом. Это и есть комплексный подход, который во многом изменит положение детей с ограниченными возможностями в обществе».
«Закостенелый» интернат
Еще одно предложение, взятое на вооружение государством от НПО, отказ от интернатной системы содержания больных детей. Зейнеп Имажанова, возглавляющая лигу «Ак-Бота» говорит, что такие центры как «Кенес» и ее лига давно доказали, что круглосуточное содержание детей в закрытых заведениях не дает положительного эффекта.
Если сравнить детей, которые обучаются в интернатах и в этих центрах, легко увидеть отличия. Поэтому НПО предлагают отказаться от интернатов, куда родители буквально сдают детей как ненужный груз. Дети должны возвращаться домой, общаться с соседями, родственниками, сверстниками.
Сегодня в республике действует 18 домов-интернатов, в них проживает 2500 детей. Ровно столько детей не имеют шансы на нормальную жизнь.
Однако не надо думать, что, отказавшись от старой системы, и перейдя к новой, можно махом решить все проблемы инвалидов. Детям станет легче, а родителям труднее. Поэтому лидеры НПО, защищающие права и интересы своих подопечных, уверены, что в контексте нововведения на государственном уровне должны обсуждаться вопросы помощи родителям в воспитании и содержании больных детей.
Первый шаг в этом направлении уже сделан. Впервые разработан проект государственного стандарта «Социальное обслуживание», который начнет действовать в стране уже с нового года. Проект рассмотрен республиканской бюджетной комиссией, на его реализацию выделяется 25 миллиардов тенге.
Это значит в дома, где будут проживать дети с проблемами, придут специалисты и возьмут на себя уход за и заботу. Кроме того, НПО добиваются, чтобы помощь детям была адресной. Майра Сулеева говорит, что надо уходить от валовой помощи, когда всем детям выдают одинаковые инвалидные коляски, одинаковые слуховые аппараты. Впервые государство озаботилось качеством государственной помощи, заговорило об индивидуальном подходе к нуждам инвалидов. Помощь должна быть адресной, тогда от нее будет реальный толк в жизни, а не красивый отчет на бумаге».
Крышевание инвалидов
Недавно в Астане прошла научно-практическая конференция «Защита прав детей — новая стратегия государства». Говорят, впервые чиновники сделали попытку привлечь к проблеме инвалидов внимание гражданского общества и государственных организаций, заговорив о поддержки семьи, в которой растет проблемный ребенок.
«Значит в перспективе нам удастся решить еще один важный вопрос, — считает Зейнеп Имажанова — квартирный. На базе неправительственных центров можно создать «дома призрения».
Сейчас много инвалидов попадают в интернаты только потому, что нечистоплотные родственники забирают у них обманным путем жилплощадь. За границей государство сохраняет за проблемными детьми квартиры, но распоряжаться ими могут центры, взявшие на себя опекунство. Как правило, такие организации не являются государственными, они живут за счет спонсорства и грантов, поэтому могли бы на время работы с ребенком использовать его жилье в коммерческих целях на содержание того же больного. В то же время, если думать о будущем ребенка, а не набивании карманов, мало ли как сложится у него жизнь, при наличии квартиры, он всегда сможет устроить свою судьбу и не окажется либо на улице, либо в интернате — на вечном попечении государства».
Передовой опыт — в тираж
Кстати, Алматы стал первым городом, в котором чиновники увидели в НПО своих верных помощников. Представителей негосударственного сектора, работающих с инвалидами, стали часто приглашать на совещания, привлекать к составлению совместных программ. В южной столице создана своя городская медико-социальная комиссия, которая ранее существовала только на уровне республики.
Говорят, что подобные структуры появятся во всех городах страны. При всех районных акиматах созданы социальные службы с полным штатом социальных работников, курирующих детей-инвалидов. Именно в Алматы центр «Эль-Дани» открыл свои первые общественные приемные для оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями и их родителям.
Общество в целом меняет отношение к проблеме «ограниченности» и, кажется, больше не хочет делать вид, что несчастных людей просто не существует.