Но тогда об этом, понятно, еще никто не знал.
Не знали изнеженные неярким, но теплым солнцем отдыхающие и о том, что именно в это время в финском городе Хельсинки собралась куча народу, и все сплошь — первые руководители своих стран. Были даже лидеры двух на тот момент сверхдержав: тов. Л.И. Брежнев, и г-н Дж.Форд собственной персоной.
А кончилась «тусовка» глобальным событием — подписанием Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Тогда-то и родилась праматерь нынешней Совести Планеты — ОБСЕ. Праматерь, правда, звали по другому — СБСЕ (см. ниже Справку Караван.kz).
Главными направлениями работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе стали: военная безопасность; гармонизация экономических отношений; решение вопросов в гуманитарной сфере.
Шло время, менялся мир. И только СБСЕ упорно продолжало дрезинить по трем своим проложенным еще в 75-м году колеям.
Но грянул момент, когда стало совершенно ясно, что высший общественно-политический консультативный орган Европы абсолютно не отвечает чаяниям континента. Как сейчас говорят: «перестал соответствовать вызовам нового времени».
И с 1995 года организацию переименовали в ОБСЕ. Перестроив ее структуру, и некоторые функции. Впрочем, магистральные направления остались теми же: военное, экономическое и гуманитарное.
А потом стало происходить что-то странное.
Буквально за год все дети из стран СНГ узнали, что нет страшней на свете дядь и теть, чем из какой-то «Обээсе». Те приезжали в их страны во время выборов, долго что-то разглядывали, прислушивались, улыбались, а потом выдавали их «папам» и «мамам» по первое число.
В общем, к концу XX-го века не осталось на территории бывших советских республик ни пяди земли, ни кусочка каких-либо районных выборов, на которых бы не потоптались «обээсешники».
Причем, после этих топтаний, каждая пядь, каждые выборы оказывались препарированными на предмет их соответствия таинственным «стандартам ОБСЕ».
Почему таинственным? Потому что на все расспросы местных политологов, чиновников, политиков и примкнувших к ним активистов, — о том: Что же это такое — «стандарты ОБСЕ»? Сколько их, этих стандартов? Где можно прочитать их точные формулировки? — в ответ слышалось только, извините, невнятное мычание…
Так, к началу нового века, оказалось, что, фактически свернув два своих первых направления работы (военное и экономическое), ОБСЕ практически свернуло и третье — гуманитарное.
Ведь о чем было написано в основополагающем документе тридцатилетней давности? О том, что в гуманитарной сфере в Европе должно произойти «согласование ряда обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе, по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования».
Ну, и где, скажите на милость, эти усилия ОБСЕ по вопросам контактов, информации, культуры?
Или, может быть, вы замечали, как сотрудники этой организации самоотверженно решают общеевропейские проблемы образования?
Какой там! Только выборы. И ничего, кроме выборов.
И бесконечные пресс-конференции. Естественно, на тему соответствия местного выборного процесса «стандартам ОБСЕ»…
Иногда, правда, и пресс-конференции собирать лень или некогда. Тогда и появляются всевозможные заявления. Неизвестно кем написанные. И неизвестно почему другими подписанные. Вот пример.
На недавнем заседании Постоянного совета Европейского Союза прошли слушания по предвыборной ситуации в Казахстане. Прошли в нормальной деловой обстановке. Также прошли и слушания в Европейском парламенте. Как не пытались некоторые их участники, из числа записных оппозиционеров, превратить данные мероприятия в балаган-шоу имени «Светлой памяти Верховного Совета РК XIII-го созыва».
И что тут, скажите, делать? Ведь, экономические успехи нашей страны несомненны. Даже и без сравнения с многострадальными соседями. Алгоритм политических реформ — четко прописан на десятилетия вперед.
А межэтническая и межконфессиональная стабильность в республике — уже являются предметом белой зависти самых либеральных либералов Европы.
И вот, появляется Заявление ЕС. Справедливости ради отмечу, что в нем сразу же воздается должное выступлению на Постоянном совете ЕС первого заместителя министра иностранных дел РК Рахата Алиева на этом заседании.
А дальше идет такой вот пассаж:
«Мы призываем власти Казахстана обеспечить, чтобы эти выборы прошли в полном соответствии со стандартами ОБСЕ (куда ж, без них! — Н.С.). Мы с интересом отмечаем намерение привести законодательную базу для проведения этих выборов в большее соответствие с обязательствами в рамках ОБСЕ. Нам также было приятно узнать о том, что Центральная избирательная комиссия приняла рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ (см. Справку Караван.kz) касательно управления выборным процессом. Мы будем ждать мнение экспертов БДИПЧ касательно данных изменений, которое будет представлено в соответствующие сроки».
Итак, мол, спасибо вам (а куда тут деваться, против фактов ведь не попрешь!).
Но, главное, все равно не это, а: СТАНДАРТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ и СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРОКИ.
То есть, помимо таинственных «стандартов» теперь появляются еще и не менее туманные «соответствующие сроки».
Соответствующие — чему? Кому? Кто определяет это соответствие? БДИПЧ? ОБСЕ? ЕС? Дядя Франсуа из соседней столярной мастерской?
И далее:
«…мы по-прежнему выражаем глубокую обеспокоенность в связи с поступающими сообщениями об оказании давления на оппозиционные партии и ограничении свободы слова, в особенности, касательно ограничения печати, распространения, а также в отношении конфискации тиражей независимых газет. Мы снова призываем правительство Казахстана обеспечить оппозиционным кандидатам, их сторонникам и средствам массовой информации возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность в оставшееся время предвыборной кампании, а также обеспечить, чтобы все избиратели имели доступ к достаточному объему информации, представляющей весь спектр политических мнений».
Ключевые слова: ПО-ПРЕЖНЕМУ, ГЛУБОКУЮ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ, ДАВЛЕНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЯ, КОНФИСКАЦИИ, ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУП.
Ни дать, ни взять — Постановление ЦК КПСС и Советского Правительства.
Впрочем, хорошо, что такое заявление появилось. Оно сразу же и насквозь показало, что те европейцы, что изображают из себя сегодня строгих блюстителей «стандартов ОБСЕ», на самом деле, абсолютно незнакомы с реальной ситуацией в современном Казахстане.
Они явно не знают, что:
1. совокупный тираж оппозиционных (скромно обозначенных авторами заявления — «независимых») газет уже перевалил за миллион экземпляров.
2. все случаи «якобынападений» на критиков власти расследованы, и не подтвердились (и, что еще смешнее, оказались попросту сфальсифицированы самими оппозиционерами).
3. тщательный мониторинг государственной (то есть «зависимой») прессы ясно показывает — в лидерах по публикациям и репортажам находятся, как раз все те, кто критикует нынешнего президента страны.
Что…
Впрочем, и этого хватит. Хватит для того, чтобы понять: видно, все-таки, совсем не зря Казахстан так хочет председательствовать в ОБСЕ в 2009 году.
Потому что, пришла, пришла пора проводить в этой столь серьезной по изначальным целям организации коренные реформы.
Тем более что весь мир уже успел убедиться: нам тут на сегодня — равных просто нет.
СПРАВКА Караван.kz
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) /англ. — Organization on Security and Cooperation in Europe (OSCE)/.
Первоначально эта организация называлась СБСЕ /Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, — Conference on Security and Cooperation in Europe — CSCE/. Она была задумана, как международное совещание представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, созванное по инициативе СССР, и союзных с ним государств, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укреплению безопасности в Европе.
***
1 августа 1975 года в Хельсинки руководителями этих государств был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
***
В настоящее время в ОБСЕ участвуют 55 государств.
Сам Заключительный акт включил в себя следующие основные договоренности:
— в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, принятие десяти принципов взаимоотношений между государствами-участниками, среди которых в четкой форме зафиксирован принцип нерушимости границ;
— в военно-политической области: согласование первого набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);
— в экономической области: согласование основных сфер многостороннего сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
— в гуманитарной области: согласование ряда обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе, по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.
Тут надо отметить, что договоренности эти в рамках общеевропейского процесса не носят юридически обязательного характера. Однако…, однако, имеют, согласно Заключительному акту, «большое политическое значение» (ну, да, это как «стандарты ОБСЕ» — никто их в глаза не видел, но все их придерживаются — Н.С.) .
***
В декабре 1994 г. в Будапеште состоялось очередное заседание СБСЕ на высшем уровне. На нем было принято решение: о переименовании организации с 1 января 1995 в ОБСЕ.
И сразу же после этого сотрудники общеевропейской Организации-Совещания увлеклись жестким сканированием выборного процесса в странах СНГ. Хотя до этого их любимым времяпрепровождением являлась всевозможная поддержка любых диссидентов в Восточной Европе.
***
3-4 декабря 2001 г. в Бухаресте состоялось девятое заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ. Основным политическим документом встречи стала декларация, подписанная руководителями МИДов более чем пятидесяти стран. Кроме этого были приняты:
— план действий по борьбе с терроризмом, который содержит долгосрочную программу работы Организации в этой сфере;
— решение об укреплении роли ОБСЕ, как форума для политического диалога;
— целый набор пространных заявлений по отдельным региональным проблемам;
— ряд оперативных решений по гуманитарному измерению деятельности ОБСЕ.
Главным же итогом данной встречи было признано «создание предпосылок для преодоления системного кризиса ОБСЕ», в котором организация оказалась в начале ХХI-го века. А, знаете, из-за чего она там оказалась? «Из-за приоритетного внимания гуманитарно-правозащитной дискуссии в ущерб вопросам экономического и военно-политического сотрудничества» (запоздалое признание, зато честное — Н.С.).
***
1-2 декабря 2003 г. в Маастрихте (Нидерланды) состоялось одиннадцатое заседание СМИД ОБСЕ, где был утвержден ряд достаточно серьезных решений в области военно-политической безопасности.
***
15 января 2004 года в Вене на заседании Постоянного совета ОБСЕ некоторые его участники предложили изменить сегодняшний взгляд на ОБСЕ, как на инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок. И постараться все же осуществить основную цель ОБСЕ — «создание неделимого общеевропейского пространства безопасности, с едиными для всех принципами и правилами» (про «стандарты», почему-то, на этот раз забыли написать — Н.С.).
Штаб-квартира ОБСЕ — город Вена.
***
Бюро по демократическим институтам и правам человека БДИПЧ/ОБСЕ.
Подразделение ОБСЕ, занимающееся только вопросами… В общем, всеми теми вопросами, которые позволяют его сотрудникам с умным видом шляться по избирательным участкам и предвыборным штабам в разных частях Света. Там они с миной Г.Б. (Господа Бога) на уставшем челе изображают из себя демократических мессий, глашатаев либеральных ценностей, и блюстителей свободы слова одновременно.
Интересно, что этих же самых сотрудников в большинстве своем попросту не пустили на большинство избирательных участков во время последних президентских выборов в США. Но их протесты (если они были), так и не были услышаны. Не слышно от них пока комментариев и по поводу выборного законодательства Великобритании и Польши, в которых допуск в страну иностранных наблюдателей во время выборов запрещен.
***
Штаб-квартира БДИПЧ/ОБСЕ— город Варшава.