Воспитание жестокости у женщин и челноков - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Воспитание жестокости у женщин и челноков

Воспитание жестокости у женщин и челноков

Часть первая

  • 15 Ноября 2005
  • 1103
Фото - Caravan.kz

Середина 90-х годов прошлого века принесла Узбекистану множество административных ограничений на доступ к валюте.
Правительство оправдывало данные меры необходимостью экономии валюты и развития импортозамещающих производств. В те времена процветал черный рынок валюты, а люди, там промышляющие, зарабатывали неплохие деньги.
На первом этапе реформирования денежно-кредитной системы даже административные меры по сдерживанию выброса валюты на рынок были в той или иной степени оправданы. Но ситуация, когда в теневом секторе узбекской экономики находилось почти две трети торговли с ближайшими географическими соседями, долго существовать не могла.
Давление со стороны одного из основных финансовых доноров страны, Международного валютного фонда и других международных финансовых институтов, не могло, в конечном счете, не привести к переменам. 2003 год ознаменовался-таки введением конвертации сума по текущим операциям.
Казалось, осталось совсем немного до того момента, когда свойственные узбекам смекалистость, умение торговать и предпринимательская жилка помогут поднять уровень жизни людей. Узбекистан мог стать, да и сейчас может, страной, играющей в регионе Центральной Азии ключевую роль.
Так должно было случиться. Правительство, пытаясь не рисковать относительной экономической стабильностью, защищая внутреннего производителя, сделало ставку на повышение акцизов и налогов.
Международный валютный фонд, который в течение долгого периода настаивал на введении конвертации, посчитал, что в Узбекистане существует заградительный и усложненный режим регулирования импорта. Почему одно из основных финансово-кредитных учреждений мира дало такую характеристику?
Тому был ряд причин, в силу которых Узбекистан стремился экономически выжить в условиях активной импортной интервенции со стороны своего северного соседа — Казахстана. Так, в апреле 2004 правительственным решением были повышены акцизные ставки на ряд товаров.
Достаточно бросить беглый взгляд на список товаров, фактически запрещенных к ввозу в Узбекистан, чтобы понять: большей частью они производятся внутри страны.
И главное — введенная год тому назад конвертация национальной валюты, сума, требовала постоянного притока свободно конвертируемой валюты. Обменные пункты должны работать, импортные договора выполняться, все это требовало одного — резко ограничить отток, например, американских долларов из страны.
Повышение акцизов и должно было стать универсальным механизмом, способным нормализовать обстановку на валютном рынке. Наиболее популярная версия происходящего, мол, предприниматели бесконтрольно тратят валюту на приобретение парфюмерии, косметики, одежду и другие товары за рубежами Узбекистана.
К тому же, считалось, что завозимые из того же Казахстана товары не имеют социальной значимости и никоим образом не подпадают под популярную в Узбекистане концепцию импортозамещения.
Высокие таможенные пошлины и акцизные налоги фактически сделали импорт (осуществляемый челноками) вышеуказанных товаров (мяса, стройматериалов, мебели, безалкогольных напитков, видео- и холодильной аппаратуры) нерентабельным.
Ведь кроме уплаты акцизов частным предпринимателям необходимо заплатить единый таможенный платеж (70 % — на непродовольственные, 40 % — на продовольственные товары).
В отличие от частных предпринимателей (челноков) юридические лица, которым разрешено осуществлять импортные операции, сверх акцизов должны заплатить 5-, 10-, 20- и 30-процентную таможенную пошлину (в зависимости от группы товаров) и налог на добавленную стоимость в 20 %.
Не прошло и полугода, как акцизные налоги были вновь повышены. С 1 октября 2004 года принято правительственное постановление, в очередной раз удорожавшее импорт товаров из сопредельных стран.
Главный удар нанесен по частным предпринимателям, среди которых большую часть составляют женщины. Узбекская экономика с середины 90-х годов прошлого века, когда началось массированное государственное давление на малый и частный бизнес, проявляет признаки стагнации.
Ситуация, когда часть мужского населения лишается работы и остается не у дел, вынудила активизироваться женщин. Им легче проходить таможню, поэтому тысячи, десятки тысяч женщин вынуждены кормить свои семьи за счет мелкооптовой торговли.
По сравнению с апрелем 2004 года, в список товаров также добавили: мороженое, воды газированные и минеральные, соки ананасовые и цитрусовые, сливки, йогурт, кефир, сыры, творог, ювелирные изделия, посуду, ванны, души, раковины из пластмассы, стекла безопасные, закаленные. Это именно та группа товаров, которая производится в Узбекистане.
С одним лишь различием: конкуренции на рынке Узбекистана не ощущается, цены, к примеру, на пластмассовые изделия завода «Совпластитал» являются по сути монопольными. Борьбы за рынки сбыта не наблюдается и по другим товарам, производимым на территории Узбекистана.
В таких условиях ограничивать завоз в страну импорта — есть незавуалированное желание узбекских властей оставить все на своих местах…

Фото агентства Reuters