Что делать, если вас шокировали? Культурно. - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что делать, если вас шокировали? Культурно.

Что делать, если вас шокировали? Культурно.

К этому еще не готовят в наших ВУЗах, сколько бы ни говорилось о реформах и приближению к западным стандартам.

  • 14 Ноября 2005
  • 1710
Фото - Caravan.kz

Об этом не упоминают, когда ты выигрываешь программу, затем со счастливой улыбкой проходишь паспортный контроль в аэропорту и скрываешься от родных и близких за воротами транзитной зоны.
ЭТО ты постигаешь сам, и хорошо если успешно. ЭТО — это культурный шок. Генри Дейвид Торо как-то сказал: «Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат». В его правоте я убедилась на собственной шкуре. Ирония судьбы: через 2 месяца, уже в университете, я узнала, что все, оказывается, через это проходят. Каково испытать культурный шок? И как безболезненно его пережить?
До
Я очень долго шла к тому, чтобы учиться за границей. Удовольствие это не из дешевых, надо сказать, поэтому приходилось испробовать многое. Заполняла тонны анкет, участвовала во всевозможных конкурсах, обращалась во многие фонды, которые могли бы выделить стипендию на учебу за рубежом. Иногда девчонки посмеивались, что я знаю все обо всех фондах, которые могут дать деньги! Продолжалось это годы.
Начала еще в школе. Чтобы принять участие в программе на обучение в Америке, приходилось ехать и не один раз из своего родного города в другой, который тогда был центром области, сдавать всевозможные тесты и проходить собеседования. Не получилось. Что ж, я не сдалась.
Учась в университете на журналиста, я параллельно снова пробовала подать документы на программы бакалавриата зарубежного ВУЗа. Опять анкеты, заверенные копии, резюме и рекомендации. Бесконечна вереница обоснований, почему я хочу учиться ИМЕННО ТАМ ИМЕННО ТАК и ИМЕННО ПО ЭТОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
Бесконечное ожидание и жизнь от дедлайна до дедлайна (deadline в данном случае -последний срок подачи документов). Что это было? Muskie, Freedom Support Act, что еще — уже и не помню. Снова неудача.
Параллельно учеба в университете, диплом, работа, стажировки в неправительственных организациях и участие в программах фондов. Время шло, а желание не уменьшалось.
Я упорно шла к своей цели. К тому моменту мое резюме превышало 3 страницы. Список мест, где я когда-либо работала или проходила стажировку, включал множество неправительственных организаций и серьезных средств массовой информации как локального, так и международного масштаба.
Рекомендации были даны множеством известных в своих кругах людей. При том хорошие оценки экзамена по английскому языку британского варианта — ELTS — тоже играли не последнее значение.
К тому же я поступила в магистратуру одного из немецких ВУЗов по специальности «Европейские науки», по которой готовят специалистов для работы в органах Евросоюза, а в ящике стола лежала толстенная дипломка по той же самой интеграции. Полный, так сказать, боекомплект!
Когда я узнала, что стипендию мне дали, я визжала на всю редакцию. Благо, был вечер, и народу поубавилось. После четырех месяцев подачи документов, поступлений в ВУЗ, тестов и собеседований, мне наконец-то дали ответ. Причем, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ!
Я еду учиться на год бесплатно. Невероятно! В голове на мгновение пронеслось все, а мозг переключил рычажок: новая фаза развития. Остановка: Германия.
Когда была здесь за два месяца до приезда на год, все было нормально. Я проехала всю страну вдоль и поперек, общалась с людьми, в общем — наслаждалась. Вернулась домой и только вздыхала — настолько все казалось замечательным. Но вот чемоданы собраны и впереди Германия другая. Германия для житья, учебы, а не для отдыха. И… каково?
Иностранное одиночество
С первых же дней начинаешь понимать, что если бы тебе в институте преподавали или проводили краткий курс подготовки к учебе за границей, было бы легче. Легче адаптироваться к среде, которая сильно похожа на нашу внешне, но очень другая изнутри. Быть может именно в этом и состоит вся трудность?! Ты не знаешь, что именно тебе чуждо, чтобы определить, как действовать.
С первого взгляда обманываешься, и только потом, через пару недель, а то и месяцев начинаешь понимать. Часто от понимания не становится лучше. В кармане нет заветного билета домой и возможности улететь в любой момент, а в голове все время пульсирует обратный отчет: «до возвращения на родину осталось триста шестьдесят с лишним дня». Представляете, как это много? Я — вполне осязаемо.
Психологи называют это «культурным шоком». Неважно, совершенно чужеродна вам культура или слегка похожа на вашу, — как любой иностранец, вы рано или поздно испытаете его на себе. Трудность в том, что вы не будете знать, как именно будет протекать ход депрессии. И когда. Зачастую, это очень неприятно, и как утверждают многие педагоги здешних ВУЗов, им тоже — от того, что студенты-иностранцы приезжают не готовыми к учебе морально.
Многие через пару месяцев просто собирают вещи, покупают билет на самолет и улетают обратно. Не так это просто, как оно кажется! Многие могут назвать их слабаками, но это далеко не так. Может поэтому, многие фонды, финансируя обучение за границей, также выделяют деньги на проживание вместе с тобой на время учебы твоей семьи (мужажены и детей). Лучше потратить эти средства, но получить готового специалиста, чем упустить. По причине такой на первый взгляд простенькой!
Вокруг все чужое, и ты каждый раз возвращаешься к мысли, что тебе с этим жить. Нужно как-то привыкать, заставлять себя, стараться не обращать внимания на многие вещи.
В такой момент очень важно не быть одному. Но, как по закону подлости, ты чувствуешь это одиночество как никогда раньше, даже кончиками своих пальцев.
Однажды моя подруга из Турции Нихан спросила меня: «Ты не чувствуешь себя одинокой даже тогда, когда вокруг тебя много людей?». Точнее и описать нельзя.
Научное обоснование
По мнению исследователя Ф. Бока, человек изобрел несколько способов преодоления конфликта культур, с которым каждый сталкивается при переезде в другую страну. Это геттоизация (от слова гетто), ассимиляция, культурный обмен и частичная ассимиляция. Если знать, как это происходит, с явлением легче справиться.
Яркий пример процесса геттоизации — русский квартал на Брайтон-Бич в Нью-Йорке, огромные чайнатауны в англоязычных метрополиях или турецкое гетто в берлинском квартале Кройцберг.
В таких местах, как Кройцберг, можно прожить всю жизнь и не знать ни слова по-немецки, так как все бюро путешествий, магазины, больницы и прочее — «говорят по-турецки».
В дореволюционной Москве грузинские и армянские кварталы были обычным явлением. А в Канаде, Торонто, такие гетто настолько специфичны, что голливудские режиссеры зачастую снимают сцены, происходящие в Бомбее или Шанхае, не выезжая за пределы города. Геттоизация — закономерное явление. Человек из-за незнания чужой культуры и языка, старается создать собственную культурную среду, в которой он чувствовал бы себя комфортно.
Ассимиляция повторяет геттоизацию с точностью до наоборот. Мы стремимся полностью отказаться от родной культуры и языка и стать «обычными австрийцами/немцами/французами» и так далее. Одна проблема — зачастую местная языковая и культурная среда не принимает новых переселенцев, — как происходит сейчас в Германии, Франции, Австрии. Несмотря на превосходное знание языка, среда неминуемо выталкивает таких эмигрантов в среду себе подобных. А вот их дети уже имеют шансы на успешную и полную ассимиляцию.
Культурный обмен и взаимодействие на практике чрезвычайно труден, так как необходимое условие для этого — полная открытость и доброжелательность с обеих сторон. Это зачастую становится невозможным, потому что стороны изначально находятся в неравных условиях: одни — хозяева, обладающие всеми правами, другие — эмигранты или даже беженцы.
Частичная ассимиляция наиболее часто встречается среди наших соотечественников, переехавших на место жительства в Европу. Такие люди в одной сфере жизни полностью ассимилируют, принимая нормы и культурные ценности и стандарты (как правило, в профессиональной сфере), а в другой — сохраняют ценности родной культуры (например, в семье).
Стадии. Как протекает «болезнь»
Отойдем от теории. Вернемся к практике. Первое время мне не хотелось ни с кем общаться. Почти каждую ночь плакала. Первый месяц не писала письма, вообще не отвечала никому. Писать о том, что со мной происходило, означало вернуться в те воспоминания и чувства, которые пришлось пережить. Трудно было заставить себя открыть рот где-нибудь кроме института. Не потому что с языком были проблемы. Просто не хотелось говорить на нем. Я стала слушать песни на русском языке, что до этого момента было абсолютно не моим. Я даже английский по большей части выучила по песням, книгам, фильмам.
Покупала через Интернет книги на русском, даже если они стоили дороже, чем обычно. Испытывала полное отвращение к иностранной пище. И все время натыкалась на мысль, что ищу те продукты, которые бы хоть отдаленно напоминали о доме. Комната была увешана фотографиями родных и близких, благо привезла я их в избытке. Перед самым отъездом муж пошел и распечатал мне огромное количество и буквально запихнул в чемодан, за что ему огромное спасибо! Старалась быть одна больше, чем с кем-то. Потому что с кем-то в компании возвращалась к мысли, что я далеко от дома. И многое, многое другое.
Тогда я не понимала, что со мной происходит. Просто думала, что перестаралась и слишком переоценила свои возможности. Или упустила время — такое тоже может быть. Короче, не по зубам орешек учебы за границей. Как оказалось позже все мои друзья и знакомые, которые когда-либо учились или учатся в других странах прошли через это. 90% из них не были к этому готовы. Многие до сих пор выходят из этого состояния. Мне — НАДОЕЛО! Нужно было что-то с этим делать! Ведь пока ты сам себе не поможешь, никто тебе не поможет. Или почти никто…
Руководство к действию
Побеседовав с товарищами «по несчастью», которым тоже приходилось учиться за границей, я пришла неутешительному выводу. Первое, через что мы прошли, — потеря друзей или смена ориентиров. В первый месяц-два-три «друзья», с которыми вы общались раньше, просто перестают вам писать. Такое случилось не только со мной. Было обидно и больно, когда те, кого вы считаете друзьями, которые говорили, что всегда будут рядом, не поддерживают теплыми словами в те моменты, когда вы не вместе. Так проверяется дружба. И надо быть к этому готовым. Не нужно расстраиваться. В конце концов, лучше проверить дружбу на таких относительно маленьких проблемах, чем столкнуться с большей. Если справитесь и будете готовы, первая стадия культурной адаптации завершится очень быстро.
Учеба в Германии для меня началась с курсов немецкого языка в Лейпциге. Мы жили ввосьмером, делили одну кухню и ванную. Я, Айнур из Казахстана, которая прошла по программе «Болашак», две турчанки, узбечка, бразильянка, чилийка и девушка из Пуэрто-Рико. Как водится, поначалу мы прятались в своих комнатах. Мы пытались оградиться от внешнего мира и сократить с ним контакты. И скоро это стало слишком тяжело. Правило второе: общайтесь, даже если через силу, делитесь проблемами и не держите все в себе!
Один за одним мы стали выбираться на общую кухню. Делали вместе уроки, готовили национальные блюда, играли в игры, много говорили, стали делить общие проблемы, которые каждый раньше переживал сам по себе. На выходные мы уезжали из города или выбирались в парк. Мы приглашали гостей, а иногда парень из Мексики устраивал мастер-классы сальсы. И вот тогда мы по-настоящему расслаблялись! Мы подружились, хотя до этого мы не думали, что сможем найти друзей. А ведь это очень важно. Теперь, когда все мы разъехались по разным городам, мы часто пишем друг другу смс (хоть это и дорогое удовольствие здесь), письма, ездим в гости.
Нужно стараться быть оптимистом, пусть через силу. Знаю, что очень трудно, однако необходимо. Не одна я такого мнения.
Еще один автор Караван.kz Рауза Калиева, которая сейчас тоже учится за границей, в Эдинбургском Университете (Шотландия) по программе магистратуры «Управление в Здравоохранении» разделяет эту точку зрения.
«Учеба началась в сентябре, — говорит Рауза. — Когда только обустраивалась, всё вокруг казалось таким интересным и захватывающим. Одиночества просто не чувствовалось. Тем более, что со мной была землячка. Мысленно постоянно сравнивала всё со своей страной. И признаюсь, не всегда в ее пользу. А уже чуть позже, когда столкнулась с некоторыми незначительными проблемами (например, открытие банковского счета, на что ушло две недели!), поняла, что нужно принимать вещи такими, какие они есть».
«Одиночество в чистом виде впервые почувствовала, когда учебная программа стала более интенсивной. Не хватало поддержки со стороны. Но это прошло, когда я более или менее сблизилась с одногруппниками. Атмосфера в группе очень важна, так как это влияет на учебный процесс в целом. Ко всему прочему, я постаралась максимально заполнить свой график и не отдаляться от новых друзей. Новые знакомства — действительно хорошее средство от одиночества. Но, что на самом деле радует меня, так это получать письма (не только электронные) от своих близких, родных и друзей. Весточки и теплые слова близких не только согревают душу, но и придают силы», — говорит Рауза.
Чувства за границей, когда ты один, становятся острее. Ты часто радуешься мелочам: улыбке незнакомых студентов, которые учатся в одном здании, помощи прохожих, редким письмам старых знакомых. Так же остро ты воспринимаешь и одиночество, обиду, досаду. Помните об этом. Отсюда правило третье: постарайтесь найти то, что будет вам по душе и увеличьте количество приятный ощущений. Спорт, изучение нового языка, прогулки по городу, музеи.
Постарайтесь полюбить еду или найти то, что подходит вам. Перепробуйте сотню разных блюд, но не отчаивайтесь и не меняйте привычки. Ведь это то, что делает вас ближе к дому. Даю вам 100%, что даже в такой стране, где все совершенно другое, можно найти то, что будет родным вам. Просто нужно очень хорошо поискать и никогда не отчаиваться. Готовьте домашнюю пищу, любимые блюда и приглашайте друзей, одногруппников, сотрудников фирм. Ходите в гости к ним. Устраивайте совместные вылазки на природу, походы в бары и кино.
А если все же вы решите побыть одни, не воспринимайте одиночество в штыки. Правило четвертое: не думайте о том, как много вам осталось еще тут прожить. Думайте о том, как много времени уже прошло! И что вы можете чего-то не успеть! «Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар», — сказал однажды Джордж Бернард Шоу. И он был прав. Овладейте этим полезным навыком и будьте готовы к культурному шоку. Примите его, ведь это вполне нормально и происходит с каждым. Тогда ему будет вас не сломить. Если грусть не покидает вас, пусть это будет добрая грусть!
Мнение специалиста
«Время всегда работает на нас, и рано или поздно мы справимся с культурным шоком и сумеем адаптироваться в новой культуре», — считает Дмитрий Милов, психолог и специалист по межкультурной коммуникации.
Он предлагает простые практические техники, которые могут помочь справится с принятием чуждой культуры. Их можно просто заучить назубок и стараться пользоваться.
— Помнить, что с этим состоянием можно справится, оно не вечно.
— Заняться каким-нибудь делом. Методично ставить цели и достигать их.
— Стараться концентрироваться на позитивных особенностях той культуры, в которой вам приходится жить. Но стараться избегать «розовых очков».
— Как можно больше узнать о новой культуре, расспрашивать новых знакомых о нормах и обычаях, типичных для страны или области, в которой вы живете. Изучить местный бытовой этикет: как принято представляться, здороваться, пожимают ли руки при встрече, каков ритуал телефонных разговоров, как даются чаевые в ресторане, как делаются покупки и так далее. Знание всего этого поможет вам обрести «почву под ногами».
— Узнать больше об истории города.
— Пытаться преодолеть лингвистический шок, который не менее серьезен, чем культурный. Учить язык и стараться сразу же применять полученные знания.
— Однако стараться также не забывать и родной язык. Больше читать на нем — хотя бы просто газеты и журналы.
— Чтобы смягчить физические последствия культурного шока, стараться больше бывать на свежем воздухе. Заняться каким-либо видом спорта. Перед сном принимать расслабляющие ванны, и пить чай с медом, чтобы лучше заснуть.

Вот такие простые правила. Теперь процесс адаптации должен пройти быстрее. Просто знайте, что вы не одни. Со многими подобное случалось, и многие через него прошли. Культурный шок — явление кратковременное. И процесс выхода из него можно ускорить. Главное — хотеть преодолеть.