От кого надо защищать директоров школ и учителей? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От кого надо защищать директоров школ и учителей?

От кого надо защищать директоров школ и учителей?

Кокшетау - маленький городок. Жители друг друга в лицо знают. Поэтому когда директора школ, а их в городе всего 20, решили объединиться в Совет, поначалу все недоумевали. Зачем объединяться работникам образования?

  • 25 Августа 2003
  • 1922
Фото - Caravan.kz

Но когда началась оптимизация, и каждая из школ осталась один на один со своими проблемами, а также реальной угрозой быть закрытой, все поняли, как своевременно была создана организация, способная противостоять разрухе в образовании.
Закрыть проще всего
В 1997 году была ликвидирована область, и городок — будучи областным центром, стал периферией, поменялась местная власть. В результате, Кокшетау остался без света и тепла. Люди на улице жгли костры, как в блокадном Ленинграде. Представьте себе, что творилось в школах? Денег на образование из местного бюджета катастрофически не хватало. Поэтому чиновникам казалось, что проще закрыть школы, расформировать их, чем содержать в нищете.
Именно так и хотели поступить чиновники с вечерней школой четыре года назад. «Она у нас в городе единственная — рассказывает исполнительный директор Ассоциации работников образования «Мектеп» города Кокшетау, Куляш Ходжаевна Темирбаева — 300 трудных ребят ежегодно оканчивали ее и получали кроме аттестата — профессию. Школа была ориентирована на профобучение. У нее имелась хорошая материально-техническая база, в ней преподавали сильные учителя. И вдруг школу начинают гонять с места на место: то просят переехать в одно здание, то в другое, то в третье. Мы ничего понять не могли. Тогда чиновники заявили, что денег в бюджете нет, надо школу закрывать. Наш Совет первым поднялся отстаивать права школы, стал искать спонсоров, помогать перестраивать работу на хозяйственный лад. Директора школ ходили в акимат, гороно, объясняли чиновникам, что проблемных детей становится все больше.
Немало и таких, которые вообще учиться не хотят и не могут. Однако доучиваться им все равно где-то надо. «Вечерка» была для них пристанищем и прибежищем. Если школу закрыть, дети окажутся на улице!»
Кроме того, педобщественность города говорила, что закрыть школу и разграбить базу — проще всего, а через пять лет надо будет заново все создавать, потому что без вечерних школ все равно не обойтись. Так не лучше ли сохранить наработанное? После долгих переговоров и многочисленных встреч за закрытыми дверями чиновники согласились школу не трогать, но только с одним условием, что школа (!) начнет самостоятельно зарабатывать деньги. Пришлось искать способы самофинансирования. Сейчас учителя уже и не помнят, чья это была идея, но было принято решение об открытии профессиональных курсов на базе вечерней школы для всех желающих. Сегодня гороно квотирует определенное количество мест для малоимущих учеников. Остальные (имеются ввиду ученики со стороны, из других школ города) за отдельную плату обучаются тем или иным профессиям в вечерней школе. А называется она теперь не «вечерка» — а Образовательный центр для взрослых. Совет считает, что сохранение школы от разорения и вообще от исчезновения — было их первым большим и значимым делом.
Совет — правая рука
Сегодня ни одно решение городского отдела образования не принимается без обсуждения с советом директоров, ни одно мероприятие в городе не проходит без участия педобщественности. Гороно быстро поняло, что с директорами надо дружить (а если не «надо», то во всяком случае «лучше»), потому как совет был создан с целью оказания социальной и юридической помощи работникам образования. С тех пор любой явный нажим «сверху» на учителей и директоров стал невозможен. Есть ли поползновения манипулировать педагогами снизу: со стороны учеников и их родителей?
В прошлом году в одной из школ города случилась драка между учениками старшеклассниками. Мама одного из них решила, что школа плохо воспитывает детей и вообще должна нести ответственность за безопасность учащихся во время учебного времени (а драка была во время уроков).
Письма с жалобами на директора школы и классного руководителя полетели в гороно и акимат. Мама «требовала» крови того и другого. Чиновники кинулись за помощью в Совет: мол, разберитесь, проанализируйте ситуацию. А что ее анализировать? Внимание школы к детям действительно ослабло, но и родители тоже давно самоустранились от воспитания своих детей. Классные руководители перестали быть сдерживающим фактором для проблемных учеников, однако это не проблема отдельно взятой школы, это происходит везде и повсеместно. Однако формально гороно должно было отреагировать на жалобу мамы, и в другое время оно бы просто своим решением влепило директору школы выговор, а классного руководителя без суда и следствия уволили бы с работы. Совет провел свою работу с коллективом школы, и доказал чиновникам, что если уж и наказывать, то учителя вкупе с мамой пострадавшего. Нет такого закона в стране, в котором бы было написано, что учителя должны нести ответственность за воспитание ребенка, за это должны отвечать родители. А свалить на школу все проблемы и грехи детей — проще простого. В общем Совет отстоял честь школы, директора и учителя.
В целом же про город (и про давление снизу) надо сказать, что в нем, как в старые добрые времена учитель до сих пор считается первым человеком «на деревне». Традиции уважения к учителю в маленьком населенном пункте живы. Зимой, если гороно закрепляет спонсоров за школами, чтобы те катки заливали, спонсоры обязательно задание выполняют, перед каждой школой отчитываются! Поэтому ярко выраженные стычки и эксцессы учеников с учителями — здесь редкость.
Педсовет вместо маслихата
Что еще замечательного и позитивного числится на счету Совета работников образования? И вообще как удалось директорам школ — в общем-то, людям подневольным, так расположить к себе чиновников? Оказывается, педагоги стали действовать через депутатов, участвуя в выборной компании лично. «Даже в нашей местной газете появилась заметка акима, в которой он писал, что у нас не маслихат — а педсовет какой-то, — рассказывает Куляш Темирбаева, — в прошлом году мы выдвигали от педобщественности 12 кандидатов. Выбрали самых активных и достойных учителей, много работали с населением. В результате три человека прошли в городской маслихат и один — в областной. В этом году учителя снова хотят занять хорошую нишу среди депутатов и работать на этой площадке в интересах детей, учителей и всей городской интеллигенции».
Срочно нужны школьные НПО
Недавно делегаты Совета побывали в Алматы. Зачем приезжали? Заведующий гороно вызвал к себе всех директоров школ и попросил к первому сентября нового учебного года создать в каждой школе родительские НПО — фонды, которые могли бы на законном основании оказывать школам спонсорскую помощь. Самой главной проблемой директоров на сегодня является проблема финансов, вернее их отсутствие. После того как вышел приказ Министра образования, запрещающий собирать с родителей деньги, чиновники предложили педагогам с чистыми налом не связываться: напрямую деньги не собирать. «Пусть ответственность на себя возьмут родители» — прозвучал разумный совет. Но родителей Кокшетау надо учить и ответственности и инициативности и бухучету. Вот делегаты и приехали в южную столицу: решили разобраться с внутренним устройством родительских организаций сами. Побывали в столичных школах, получили всю документацию по созданию родительских школьных неправительственных организаций. Директора Кокшетау признают, что первого сентября, скорее всего, у них будет крупный и не очень приятный разговор с родителями. До сегодняшнего дня школы существовали по старинке, бесконечно собирая копейки то на текущий ремонт, то на билеты в цирк. Все остальные денежные проблемы школа решала, как могла, сбиваясь с ног в поисках денег у спонсоров и грантодателей. Теперь большую часть школьных вопросов должен будет взять на себя родительский фонд.
Правда, родители уже в курсе школьных трудностей. В конце прошлого учебного года в городе прошел большой круглый стол, на котором педагоги делились с городской общественностью (и с родителями в том числе) своими бедами, среди которых были и такие: надо провести ночное освещение вокруг школы, а денег гороно не дает, надо то, пятое, десятое, а денег у школы — нет. Вопрос стоял остро: как школе выжить? Совет директоров надеется, что родители смогут правильно оценить ситуацию и станут партнерами школы в виде НПО, а не врагами. Хотя, недовольных, возмущенных и непримиримых с законами рынка родителей везде хватает. Есть они и в Кокшетау. Однако директора думают, что если внедрить фонды сразу во всех школах и инициировать это от Совета, кривотолков будет меньше. Перемены коснутся всего города сразу, тем более что по-другому школы действительно не смогут существовать.
Сам совет и его члены тоже сдают деньги в общую казну. Сборы небольшие — 1000 тенге в квартал. На общем собрании сообща решают, на что эти деньги потратить. Оказывают материальную помощь бывшим работникам образования, на свои средства создают в городе музей образования. А самое главное — в случае необходимости всегда могут нанять грамотного юриста, бухгалтера и защитить свои права, отстоять свои интересы. В этом и преимущество объединения…