Киргизский бунт - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Киргизский бунт

Киргизский бунт

На днях в Кыргызстане началась очередная революция. Волнения в Таласе и Нарыне постепенно охватили другие регионы соседней страны.

  • 7 Апреля 2010
  • 3874
Фото - Caravan.kz

Настроенные на решительный отпор власти не могут взять под контроль ситуацию в стране. На фоне неэффективности действий властей, оппозиция набирает дополнительные очки в своей борьбе с режимом Курманбека Бакиева.
Нет ничего удивительного в том, что события в Кыргызстане обязательно скажутся на Казахстане. Страны тесно связаны не только с точки зрения общности культуры и ментальности, но и имеют общую границу.
И аналитикам уже сегодня нужно рассмотреть оба варианта развития событий: безоговорочную победу Курманбека Бакиева и полноценную победу оппозиционных сил. А также, как эти гипотетические сценарии могут повлиять на Казахстан.
Если нынешний президент все же сумеет взять контроль над страной в свои руки и подавить бунт, то Кыргызстан, скорее всего, скатится к диктатуре. В свою очередь, усиление вертикали власти, полное подавление инакомыслия и насаждение власти одного человека лишь создадут видимость политической стабильности. Исходя из ментальности киргизов, есть повод предполагать, что периоды относительной стабильности будут чередоваться с полной или локальной анархией.
Покой всем только снится
Очередной киргизский бунт стал еще одним ярчайшим свидетельством того, почему казахстанский президент не берет Кыргызстан под свое крыло. В современной истории уже было несколько моментов, когда киргизы хотели стать частью Казахстана. Но каждый раз стратег Назарбаев так или иначе уклонялся от четкого и внятного положительного ответа.
Страна, которая в течение последних пяти лет отправила в бессрочную ссылку одного своего избранника Аскара Акаева, и теперь норовит выселить из президентского дворца следующего по очереди Курманбека Бакиева, может называться только центрально-азиатским Габоном.
Киргизы, если объединение все же состоится, станут гремучей смесью, готовой вспыхнуть и взорваться в любой момент. А сюрпризы, тем паче революционные, никому в РК не нужны.
Общность истории, образа жизни и культуры лишь внешние признаки похожести. Казахи более меркантильны и покладисты. Может быть, оттого, что страна богата нефтью, и запах денег здесь давно перебивает запах революций. В Казахстане в большей степени предпочитают революцию благосостояния, тогда как киргизы жаждут революции перемен.
Даже если Бакиев победит, Астана будет вынуждена укрепить свои южные границы и еще раз убедиться в том, что Кыргызстан не может в ближайшее время претендовать на статус еще одного члена Таможенного союза.
Альянс в Организации Договора о коллективной безопасности, предполагающий создание военных баз на территории нестабильных ее членов, пожалуйста. ОДКБ — пока не очень эффективный, но пока безальтернативный инструмент наведения порядка на постсоветском пространстве.
Астане, наряду с укреплением южных границ, придется активнее работать с Китаем. До недавнего времени именно через Кыргызстан шел товарный поток, наполняющий потребительский рынок Казахстана. Таможенный союз вроде бы должен усложнить доступ китайского товара через таможню, поэтому Астане придется искать альтернативные варианты. Одним из них является создание китайско-казахстанских совместных предприятий на территории Казахстана.
Головная боль
Как только Бакиев подавит бунт, его первые действия несложно предугадать. Он бросит все ресурсы, материальные, нематериальные и интеллектуальные на укрепление собственного режима. Альтернативы скатывания Кыргызстана к диктатуре нет. Это в перспективе. А в настоящем и ближайшем будущем — постоянный очаг напряженности, который будет нервировать всех соседей, особенно Астану и Ташкент.
Причем, нужно подчеркнуть, что Кыргызстан, по всей видимости, пойдет по пути уже проторенному Узбекистаном. Сам же Бакиев не раз заявлял о своих симпатиях по отношению к Исламу Каримову. Никого не должен вводить в заблуждение уровень нынешних узбекско-киргизских отношений. Их ухудшение спровоцировано в большей степени узбекским президентом, считающим киргизского коллегу не равным себе.
По большому счету, Бакиев хочет стать для Кыргызстана таким же «непререкаемым авторитетом», каковым для Узбекистана стал Ислам Каримов. «Непререкаемость» авторитета есть не что иное, как полная власть не только в политике, но и в экономике, и, самое главное, в сознании людей. Именно такого формата контроль над Узбекистаном получил Ислам Каримов.
В случае, если Бакиев осуществит свою розовую мечту, то это вовсе не будет означать улучшения отношений с Узбекистаном.
Туркменистан мало чем отличается от Узбекистана в сфере соблюдения прав человека, и других свобод. Но эта относительная общность так и не переросла в общность взглядов президентов, а государства не смогли наладить добрососедские отношения.
Вместе с тем активный товарооборот между Узбекистаном и Казахстаном, обусловленный высокой зависимостью Ташкента от казахстанских транспортных коммуникаций, не мешает президентам двух стран настороженно относиться ко всякого рода обоюдным инициативам.
Кому расхлебывать?
Победа Курманбека Бакиева одновременно означает проблемы для Нурсултана Назарбаева. Многим наблюдателям эта взаимосвязь не очевидна. Мол, можно закрыть границу, усилить контроль, если ситуация усугубится, то выстроить, к примеру, шестиметровую бетонную стену, какой Израиль отделен от арабов.
Дело не в том, что ныне Бакиев склоняется к протекторату со стороны Соединенных Штатов Америки. Ориентация центрально-азиатских государств в сторону той или иной глобальной силы никогда Астане особо не мешала. В данной связи уместно вспомнить, как Узбекистан с 2001 по 2005 годы активно позиционировал себя геополитическим союзником США в ущерб России.
Казахстанский президент такие выкрутасы своих коллег по региону воспринимает философски. Во-первых, он никогда не участвовал в подобных разборках. Во-вторых, будет исходить из той ситуации, которая сложится в Кыргызстане, если Бакиев победит. В-третьих, сумел выстроить партнерские отношения со всеми без исключения центрами силы.
Когда-то писатель Александр Солженицын назвал ЦА «южным подбрюшьем» России. Кыргызстан тоже можно условно назвать «южным подбрюшьем» Казахстана.
С той лишь разницей, что геополитика казахстанского президента волнует только в той степени, в которой она касается казахстанских экономических интересов.
Президент РК несомненно рассматривает Кыргызстан как страну, где Казахстан должен иметь крепкие экономические позиции. Но не более. А при таком угле зрения проблемы геополитики отходят на второй план.
Победа Бакиева отвечает интересам Назарбаева, в частности, и Казахстана, в целом. При условии, что Астана не будет никак участвовать в самом процессе. Скатывание Кыргызстана к диктатуре станет последним штрихом к полному и безоговорочному признанию Казахстана региональным лидером.
На фоне неэффективности соседних политических режимов Астана не может не казаться Западу «лучом света в темном царстве».
Казахстан будет получать все больше западной помощи как столп демократии в центрально-азиатском регионе. А Курманбек Бакиев в борьбе с оппозицией теряет последние черты цивилизованного главы государства.

Продолжение следует