Храбрые пилоты очень умны и расчетливы, они не оставляют места безумству, идут на точно просчитанный риск, доверяя своей крылатой машине жизнь и имя.
Перед каждым вылетом все узлы летательного аппарата тщательно проверяются. Но бывают особенные полеты, к которым готовятся не один месяц.
Это и есть та самая «предполетная подготовка», образец ума, эрудиции, — для воплощения замысла храбрости.
Вот и все. Другое дело — Ее Величество Удача, и подруга ее — Погода….
Зная немало историй с пропажей летчиков в ледяной Арктике, зная о многочисленных падениях самолетов и вертолетов в тайге, алматинский летчик Юрий Ельцов все же предпринял второй перелет из Алматы в США.
Но на этот раз уже не на самолете, на котором случись что — есть возможность «спланировать» до земли, а на вертолете, которому исполнилось … 25 лет!
Как известно из хроник летных происшествий, вертолеты падают вертикально, на них не «спланируешь», кроме того, очень часто случается, что и на новых вертолетах иные пилоты не могут преодолеть из пункта А в пункт Б расстояние в каких-нибудь 150 км! Однако не таков легендарный Ельцов.
Ничего, что на маленьком «Ми-2» продуктов не напасешься. Нет самолетов сопровождения, нет группы поддержки. Все — на свой страх и риск! Это отчаянное путешествие, безусловно, но и просчитанное — тоже. Ум, отвага, дерзость, опыт, интуиция, везение, Бог — вот то, что есть у Юрия Ельцова.
Итак, опасная экспедиция из солнечного Алматы — в Арктику, затем — в США, более того, с далеко не юным, 69-летним американским миллионером на борту.
Горькие уроки истории авиации
Архивы музеев мира бережно хранят славные события минувших лет. Отважные люди рискуют жизнью, делая впервые в истории человеческой цивилизации что-либо необыкновенное, что непременно служит толчком к дальнейшему развитию науки и техники, что служит следующему, новому поколению образцом для подражания.
Так впервые через пролив Ла-Манш, 35 км отважный Луи Блерио перелетел в 1909 на своем деревянном моноплане за 27 минут, прославившись навечно.
Через четыре года после триумфального полета братьев Райт совершает свой самый первый полет знаменитый граф Антуан де Сент-Экзюпери. Героический пример дает вдохновение новым поколениям. Экзюпери воевал в Испании, бежал в США во время оккупации и вернулся уже в компании союзников.
Он мог бы летать и в эскадрилье «Нормандия». Но он служил своей Франции в другой эскадрилье, летал с таким же успехом в разведывательные полеты для подготовки высадки союзников и из одного такого полета не вернулся уже никогда.
Его самолет был найден только через 60 лет после крушения, на дне моря, у берегов Марселя. Однако за 5 лет до этого находили и другой самолет, в африканской пустыне, где также летал Экзюпери, автор «Цитадели», «Ночного полета», «Планеты людей», «Маленького принца».
Исследователи, полагая, что именно на этом самолете и летал знаменитый граф, летчик и писатель, поделились подробностями своей поисковой экспедиции с режиссером Амандой Таккер, которая и приступила затем к созданию фильма (1995г.) об Антуане де Сент- Экзюпери.
Экипаж советского летчика Сигизмунда Леваневского, принимавшего активное участие в полетах в Арктике, спеша на выручку ледоколу «Челюскин» в далеком марте 1934 года, попал в аварию в одном из полетов. Кстати, именно за спасение «челюскинцев» летчик Леваневский, как и его коллеги, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Но был записан в списки «пропавших» уже в другой экспедиции, в 1937 году, грандиозном перелете, маршрут которого проходил через Арктику, Северный полюс — в США.
Однако экипаж Леваневского до конечного пункта маршрута не долетел. Пилот обладал достаточным опытом дальних перелетов: в 1936-м году, к примеру, совершил беспосадочный перелет «Лос-Анджелес — Москва». Однако перелет 1937-го года стал точкой в его судьбе, вернее, многоточием…
Мы знаем также, что Валерий Павлович Чкалов, Герой Советского Союза, совершил беспосадочные перелеты в 1936-1937 гг. «Москва — остров Удд (Дальний Восток)» и «Москва — Сев.полюс — Ванкувер (США)» вместе с Г.Байдуковым и А.Беляковым. Чкалов погиб в 1938 году при испытании нового самолета (он был летчиком-испытателем).
Пропавшие без вести
В 1982 году сотрудник одного из чукотских аэропортов В.Логинов установил: где-то на западном берегу Колючинской губы в середине августа 1937 года упал большой самолет. Решили «прочесать» предполагаемое место падения.
Была найдена груда камней (гурий). При вскрытии гурия составили акт, из почвы под ним взяты пробы грунта. Внутри лежала завернутая в три куска старой ткани согнутая пополам алюминиевая фольга, скорее всего от обертки шоколада. Из фольги выпала монетка — советский полтинник образца 1924 года.
На фольге едва можно было различить выдавленную острым предметом надпись: «УПАЛИ МОРЕ ИДУ В АНКАРЕМ С.Л.». И никакой даты. Это могло быть местом аварии самолета Леваневского в 1937-м году, тогда тоже были проблемы с поисками, но нашли самолет, купленный Советским правительством у союзников в США — одномоторный «Фэрчайлд». Тогда, зацепившись в тумане крылом за торос, над заливом Пынтопыльгин и пережидал непогоду вместе со своими спутниками — известным полярником С.Ушаковым и американским механиком К.Армстедом легендарный Леваневский.
После чего их вывезли на собачьих упряжках в поселок Ванкарем. Но, в Арктике мог упасть и другой, не столь известный авиатор с теми же инициалами.
В Арктике вообще постоянно что-то такое происходит. Так или иначе, но самолет Сигизмунда Леваневского ДБ-А, бортовой номер «Н-209», навсегда затерялся в ледяных просторах Арктики…
Мы хорошо помним из истории СССР, что героев искала вся страна, что была постоянная связь с пилотами, были и средства, и помощь огромной страны. Но, тем не менее…
Перед вторым перелетом
Алматинский «Ан-2» (командир Ю.Ельцов) в 1992 году совершил перелет из Алма-Аты в США (Сан-Диего, штат Калифорния) через Берингов пролив, получив особое приглашение на празднование 500-летия открытия Христофором Колумбом Америки. Этот перелет вошел в историю.
Американцы впервые увидели своими глазами наш синий флаг с золотыми крыльями, наш казахстанский флаг, который показывали почти по всем каналам в программах новостей США. Наши пилоты стали почетными гостями города Сан-Диего, конечного пункта маршрута.
Однако судьбе так было угодно, чтобы состоялся второй, более опасный перелет из Алматы в США, на этот раз уже на вертолете «Ми-2».
Чемпион СССР, Азии, СНГ, Казахстана по самолетному спорту, заслуженный тренер КазССР по самолетному спорту, начальник алматинского аэроклуба ас-летчик Юрий Сергеевич Ельцов, решил, что пришло время научиться управлять и вертолетом.
Для этого он пересаживается на вертолет, берет уроки вертолетовождения у одного из лучших российских вертолетчиков. Все дело — в проблемах с авиационным топливом, авиационный высокооктановый бензин дорожал день ото дня, российские поставщики постоянно поднимали цены, а в Казахстане не было предприятий по выпуску авиационного бензина.
Самолеты, на которых приходилось выступать авиационным спортсменам на чемпионатах Азии, СНГ, России: «Як-52» и «Як-55» могли заправляться только авиационным бензином. А пересев на вертолет, можно было экономить и топливо, и средства, так как вертолеты работают на керосине, которого в Казахстане предостаточно.
Многие пилоты аэроклуба тогда «пересели» на вертолеты с целью «переобучения». В принципе это прекрасная затея — пилот, как и любой другой специалист, должен постоянно совершенствоваться, шлифуя свой уровень, мастерство, не останавливаться ни на минуту, летать с каждым днем все лучше.
Трудолюбивый начальник аэроклуба, летающий начальник, настоящий летчик, (почему аэроклуб и жив до сих пор) именно из любви к своей работе, без которой он жить не может, сделал все, и даже больше, чтобы сохранить аэроклуб, в котором он вырос от пилота-курсанта до чемпиона страны, до начальника аэроклуба.
Вообще, аэроклуб — спортивная организация, поэтому поддержка спортивного уровня, и сохранение звания образцового в СССР, затем — в СНГ, — задача каждого дня. Подготовка пилотов — тоже часть работы аэроклуба. Когда молодежь учится летать с асами, которые делятся своим колоссальным, бесценным опытом, это — прекрасно!
Выполняющий фигуры высшего пилотажа на самолетах «Як-52» и «Як-55»: «бочки», «мертвые петли», «иммельманы», «ранверсманы», «восьмерки», и многое другое, Юрий Ельцов, заслуженный тренер КазССР по самолетному спорту, чемпион СССР, Азии, СНГ и Казахстана, сумел повысить свое мастерство на вертолете до такого же уровня, — он также и на вертолете «Ми-2» выполняет каскад фигур высшего пилотажа, по полной программе.
Взлет!
Этот перелет на «Ми-2» из Алматы в США сегодня не меньшее чудо, чем бросок через Ла-Манш в начале прошлого века.
5 октября 2000 года экипаж в составе командира Юрия Ельцова, 2-го пилота Владимира Анцупова, бортинженера Юрия Каравина, а также американского летчика — инженера, отважного миллионера, 69-летнего Тьери Николаса Чузу на вертолете «Ми-2», которому «стукнуло» 25 лет, взяли курс с аэродрома Байсерке в сторону США.
Выписка из энциклопедического словаря:
«Ми-2» — вертолет легкого класса, конструкции КБ Миля, с двумя двигателями ГТД — 350. Первый полет — в 1961 году.
Серийное производство — с 1965 года.
3 лопасти, длиной 14,5 м.
Масса пустого вертолета — 2,41 т.
Средняя скорость полета — 210 км /час.
На вертолете «Ми-2» установлено 2 мировых рекорда.
Российская «задержка»
Итак, уже 8 октября, долетев благополучно до Барнаула, наши пилоты застряли на 20 дней по причине ожидания «дополнительного разрешения» транзита над российской территорией от Главного таможенного управления, хотя давно уже было получено разрешение авиационных властей России.
Эти 20 дней «задержки» могли сыграть злую шутку — перелет был неблизкий, «переходное» время года, погода часто коварна…
Откладывать полет было опасно, ведь все знают, в том числе и работники ГТУ, что погода с каждым днем все опасней, все плотнее туман, все больше бьется самолетов и вертолетов. Кстати, именно в это время и происходили авиакатастрофы в России, в основном, по погодным условиям.
А ведь за штурвалом у себя на родине летают россияне, знающие наизусть свои маршруты. Казахстанским же летчикам по этим маршрутам предстояло лететь во все более ухудшающихся погодных условиях.
По бескрайним просторам
Маленький «Ми-2», для которого максимальный полет без заправки равен всего лишь 600 километров, продолжил свой перелет. Надо сказать, что многие аэродромы в России работали тогда лишь днем, причем, суббота, воскресенье — считались выходными. Это создавало еще одно препятствие в смысле скорости перелета.
Специалист по вертолетам — бортинженер Юрий Каравин, — тезка командира Ельцова, немало вложил труда в то, чтобы дальнейший путь был обезопасен.
На каждом аэродроме он проводил тщательный осмотр вертолета. Сам процесс заправки также проводился под его контролем. Поэтому безопасный полет — это дело всего экипажа. Состояние техники во многом зависит от технической эрудированности и исполнительности технического работника, в данном случае — бортинженера Каравина. Именно борттехник (бортинженер) даже во время полета может устранить (в пределах возможного) какую-либо неисправность. Поэтому-то результат полета — плоды труда общей деятельности экипажа.
Владимир Анцупов — второй пилот, тоже помогал пилотировать. Ведь на «Ми-2» нет автопилота, и постоянное напряжение рук требует немалых физических сил. Надо сказать, что оба пилота, и Юрий Ельцов, и Владимир Анцупов — обладают богатырским телосложением. Более того, Тьери Чузу, их 69-летний пассажир, гражданин США, бывший пилот, также — как на знаменитой картине Васнецова «Три богатыря», — одного роста с Ельцовым и Анцуповым.
Далее были населенные пункты, города: Новокузнецк, Абакан, Нижнеудинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Могочи, Зея, Экимчан, Аян, что близ золотых и алмазных приисков «драгоценных» берегов суровой реки Лены.
В памяти сверкнул исторический эпизод, известный многим летчикам. Близ Аяна проводились поиски пропавшего самолета «Родина» в 1934 году. Экипаж легендарных женщин: Полина Осипенко, Валентина Гризодубова, Марина Раскова во время выполнения рекордного перелета «Москва — Дальний Восток», — был вынужден пойти на посадку в тайге в бассейне реки Амгунь.
Поисковая группа их искала в треугольнике Хабаровск — Аян — Казачинское. Газета «Правда» от 04.10.1934 г. сообщала: «Сегодня в 4 часа 33 минуты утра командующий воздушными силами 2-й армии комдив Сорокин сообщил по прямому проводу в Москву, что самолет «Родина» находится в 14 км северо-восточнее Дуки, в пяти км от реки Амгунь. Для экипажа самолета сброшены горячий кофе в термосах, теплые носки, сапоги и одежда. Сбросили также карту с указанием местонахождения самолета…».
Однако в результате грубых ошибок в пилотировании в районе вынужденного приземления «Родины» столкнулись два самолета типа — «Дуглас» и мощный «ТБ-3».
Это произошло так неожиданно, что спаслись на парашютах только трое (или четверо) летчиков буквально вытряхнутых из кабин, остальные члены экипажей и десант — разбились, в том числе и комдив Сорокин…
Однако в прессу эту информацию не пропустили (все же 1934 год стоял на дворе). Во время встречи экипажа «Родины» с жителями Комсомольска не было особых торжеств, а лишь траур и слезы по погибшим…
Ельцов знал об этой истории, и, подлетая к Аяну, всматривался в бесконечные таежные дебри, где когда-то происходило все это. Авиация окутана не только дымкой романтики, но от первой буквы до последней, написана трудом, героизмом, а порой и кровью.
И экипаж Ю.Ельцова, (В.Анцупов, Ю.Каравин, Тьери Чузу) — прошли все вместе, сообща, в том перелете, необычном, как сказал бы М.Горький, «безумном», а на деле — полном холодного, умного расчета, адского труда и терпения.
Холодные объятия Чукотки
Далее — появился на горизонте «солнечный» Магадан, потом — садились в Сеймчане, затем были Омолон, Марково, распростертые холодные объятия Анадыря, заснеженный, великолепный залив Креста, где, как во владениях Снежной королевы, лишь серебряный иней, и северное сияние, отражающееся в вечных льдах вечной мерзлоты.
Температура — минус 32 С. А местные еще говорили, что «тепло»…
Наконец, на горизонте показалась долгожданная бухта Провидения. На карте ее хорошо было видно, из кабины летчика — еще лучше! От нее веяло и холодом, и опасностью.
Итак, впереди была граница России и США, мрачное Берингово море, покрытое начинающимся льдом — так называемой «шугой», которую ломали огромные мрачные волны.
Маленький аэродром у самого берега залива Креста на Чукотке поражал сияющей красотой Севера. Маленькие серебристые горы, хруст снега, бело-серое безмолвие. Помните рассказ Джека Лондона «Белое безмолвие»?
Люди в валенках, унтах, с поднятыми воротниками, в двух-трех рукавицах, где пьют вместо чая водку, и кажется, что нет конца и края снежной пустыне. И там, по ту сторону Берингова моря, на Аляске — тоже снег, пурга. Река Юкон, которую описал в своих знаменитых рассказах Джек Лондон, впадает в мрачное Берингово море. С другой, российской, стороны, река Анадырь впадает в то же самое море, открытое русским путешественником, капитаном — командором Витусом Берингом.
Это особое место, и перед тем, как перелететь его, летчики мысленно молятся. С одной стороны — российский аэродром «Бухта Провидения». На другом, американском берегу — аэродром «Ном».
Мрачное Берингово море
…Над Беринговым проливом временно закрыли международную трассу. Пришлось лететь более длинным маршрутом — через Берингово море — 360 километров свыше двух часов полета на высоте около 2000 метров. Было 28 ноября.
«Полет над морем прошел выше облаков. Внизу — море. Над ним — облака. Над облаками — мы. Над нами — чистое небо». Таким запомнил второй свой полет над Беринговым морем командир Юрий Ельцов.
Пожалуй, только пассажир — миллионер Тьери Николас Чузу наслаждался красивыми пейзажами и острыми ощущениями во время полета, ведь для этого он и нанял алматинский экипаж, чтобы совершить это уникальное романтическое путешествие из Алматы в США.
Единственный минус — частые посадки для заправки геликоптера. Да и экипаж мог подкрепиться только на аэродроме. На борту «Ми-2» — лишь аварийный запас продуктов на случай ЧП, да плавсредства (спасательные жилеты, плоты), парашютов не было (!). Кстати, у героев Жюля Верна тоже не имелось парашютов, так как свой геликоптер они считали надежным.
Тьери Николас Чузу взял с собой в полет томик Жюля Верна на английском языке. И если на «Ми-2» не было бочонков с джином и виски, как у героев писателя — фантаста на их «Альбатросе», то Тьери Николас Чузу грозился устроить экипажу «Ми-2» в конце путешествия и джин, и виски.
На другом континенте
…Приземлившись на аэродроме «Ном», «Ми-2» дальше мог лететь без задержек. Далее следовали пункты: Ном, Галина, Фербанкс (до которого во время трансконтинентального перелета в 1937г. так и не долетел экипаж Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского, пропавший навсегда в ледяных просторах Арктики и не найденный до сего дня). Далее — Уайтхорс, Уотсон — Лейк, Форт Нельсон, Форт Сент Джон, Принс Джордж, Уильямс — Лейк, Беллингхэм (южнее Ванкувера), Хиллсборо, Брук и Окленд.
Перелет над территорией США — что-то около 5 тысяч километров — занял всего 8 дней. Для сравнения — 8 тысяч километров над Россией за 30 дней. 20 дней потеряно в Барнауле. В Могочах не было топлива, но помогли товарищи из Читы: на «Ан-2» привезли специально для алматинского экипажа авиакеросин.
В конечном пункте маршрута наступило 6 декабря. Итак, из зимы (с Аляски) пилоты перелетели в лето (штат Калифорния). Меховые куртки убрали в багаж. Пальмы шептали райские сказки. Довольный экипаж и совершенно счастливый американец Тьери Николас Чузу — ведь он благополучно прилетел к себе домой — оказались под прицелом тележурналистов и репортеров.
Тьери Чузу не уставал повторять, что долетели они благополучно благодаря мастерству летчиков Ю. Ельцова и В. Анцупова, надежности «Ми-2» и скрупулезности бортинженера Ю. Каравина.
По ТВ показывали отважных летчиков и скромный, симпатичный «Ми-2», который, к слову, был заранее и законно продан, что задокументировано всеми необходимыми инстанциями и органами: 69-летний миллионер Тьери Николас Чузу сделал себе подарок к юбилею — путешествие плюс вертолет «Ми-2» в свою коллекцию.
Кстати, во время ожидания подписания всех необходимых документов в Алматы, Тьери Николас Чузу общался на английском с известной парашютисткой Еленой Валявиной. Пилоты владеют английским немного слабее, поэтому многое в их отношениях удалось прояснить именно благодаря ей. Тьери пообещал, что по прибытии перекрасит вертолет в другой цвет, когда поставит его, наконец, на стоянку своей техники, где есть немало и других вертолетов. Бывший летчик-инженер очень любит свою коллекцию авиатехники, несмотря на свои 69 лет, он полон сил, бодрости и оптимизма, и у него было желание написать об этом перелете свою книгу, издав ее в США.
Алматинцы вписали еще одну золотую страницу в историю авиации и своего аэроклуба. Таким образом, уже во второй раз Юрий Сергеевич Ельцов пилотировал от Алматы до США без автопилота: ведь на «Ми-2», как и на «Ан-2», таковой не предусмотрен.
Ветераны помнят и могут сравнить, что часть маршрута экипажа Ю.Ельцова совпадает с маршрутом экипажа М.Громова (1937г., Москва — Сан-Джансито на «Ант-4»), а также с маршрутом экипажа С.Шестакова (1929 г., Москва — Хабаровск — Сан-Франциско — Нью-Йорк) вдоль Тихоокеанского побережья США.
И если сравнить с маршрутом Валерия Чкалова (1937г., Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), совершенный вместе с С.Байдуковым и А.Беляковым на «Ант-25»), то маршрут экипажа Ельцова совпал в небе над Канадой с чкаловским.
P.S. К сожалению, время беспощадно уносит все, хотя что-то остается и на страничках истории.
В ноябре 2004 года не стало бортинженера Юрия Каравина. Автор данного материала, увы, еще не закончила работу над своей книгой о двух перелетах Ю. Ельцова.
Имя Ельцова известно теперь во всем авиационном мире нашей планеты. Кавалер Ордена Дружбы народов Юрий Ельцов — вполне достоин того звания, которое прежде присуждали героям предыдущих перелетов на другой континент.
Фото из архива: заснеженный залив Креста и тот самый «Ми-2» на заправке.