Банк под знаком полумесяца - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Банк под знаком полумесяца

Банк под знаком полумесяца

"Голод - не тетка", - говорит известная пословица. Даже если это "голод" на деньги, которых сегодня не хватает всем странам, чтобы преодолеть экономические неурядицы. Сейчас политики и экономисты ищут пути выхода из поразившего планету финансового кризиса.

  • 19 Февраля 2009
  • 1234
Фото - Caravan.kz

Поколеблены основы современного капитализма, уверенность в том, что рынок все «сделает и решит». А американская валюта — доллар, казавшийся незыблемым символом надежности, сегодня вызывает все больше вопросов и опасений. Как и вся банковская система западного мира. Идет мучительный процесс пересмотра прежде всегда казавшихся самоочевидными экономических постулатов. Недавно даже казахстанский Президент Н. Назарбаев призвал к созданию новой мировой валюты и коренной перестройке мировых финансов. Об этом же говорят руководители России, Германии, арабских и латиноамериканских стран, видные экономисты. Например, создать альтернативу доллару на днях призвал Джордж Сорос. На недавнем экономическом форуме в Давосе эта тема была одна из самых обсуждаемых.
Не отстают от своих коллег и казахстанцы, их творческая мысль тоже направлена на решение важнейшей проблемы сегодняшнего дня.
Сергей Грисюк — Председатель Правления Фонда «Аспандау», Директор Центра Гуманитарных Исследований выступает за создание новых мировых денег. Однако он резко против возникновения региональных валют.
— Сегодня наблюдается явное ускорение исследований и конкретных шагов в направлении введения региональных валют. Если это произойдет, а сегодня становится, очевидно, что это произойдет почти гарантированно, факт системной деградации мирового хозяйства будет закреплен на многие годы. При этом ничего, кроме ухудшения экономического положения, это не принесет, — считает он.
Одной из альтернатив специалисты считают систему исламского банкинга, которая уже много лет успешно действует на мировой арене и доказала свою эффективность. Эта идея давно «обкатывалась» во властных кругах Казахстана. И вот недавно Агентство по финансовому надзору сообщило, что парламент принял закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», основная цель которого — внедрение в Казахстане инструментов исламского финансирования. Казахстан стал первым государством в СНГ, где законодательно утвержден полный пакет инструментов исламского банкинга. Осталось лишь дождаться, когда закон подпишет президент. Что же это за банки, и что они принесут нашим гражданам?
Тамерлан Джафаров, сегодня экономический аналитик одного из инвестиционных фондов, ранее три года работал в исламском банке в одной из стран Ближнего Востока. Он считает, что идея внедрения мусульманских принципов в деловую среду в Казахстане была бы не лишней.
— Отличительная особенность ислама от других религий в том, что в нем вся хозяйственная деятельность, как и жизнь человека вообще, регулируется четкими этическими установками, — рассказал он. — В проповедях пророка Мухаммеда, которые впоследствии легли в основу Корана, и в его высказываниях, известных как хадисы, неоднократно поднимаются вопросы, относящиеся к хозяйственной деятельности мусульманской общины. Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической, ислам задает особые «параметры», которым должно соответствовать экономическое поведение его адептов. В результате шариат накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, недостоверную или неполную информацию, чреватую непредвиденным риском. Сами видите — исламский бизнес основан на доверии. И это, в принципе — вполне разумно. Так что концепция исламского банкинга держится на двух «китах» — религиозной этике и экономическом здравомыслии. Основное различие между традиционными финансовыми учреждениями и исламскими банками в том, что последние отказываются от ссудного процента. Пророк считал это несправедливостью, а значит — большим грехом, грехом ростовщичества. Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом?
Банк, как обычно, открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот, в свою очередь — с вкладчиком. Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей западной банковской системы — ссудный процент.
Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в экономику, создали реальную добавленную стоимость — товары, услуги. В исламских финансах существует целый ряд стандартных форм взаимодействия банка и предпринимателя, которые похожи в одном: риск банка — это всегда, и прежде всего, инвестиционный риск; то есть кредитный риск, являющийся главным в традиционном банковском деле, имеет место редко и в остаточном виде.
— С одной стороны, в исламском банке, вроде бы, должны возрастать риски — а вдруг проект не принесет прибыли? — рассказывает г-н Джафаров. — Однако на деле эти риски гораздо меньше, чем спекулятивное «надувание пузыря» «виртуальных» денег, как это десятилетиями делалось в западных банках, что и привело к сегодняшнему небывалому финансовому хаосу. Банкротств исламских банков за десятилетия их работы в мире практически не было. И даже сегодня, в пору кризиса, они демонстрируют эффективность и рост.
Буквально на днях Управление исламских финансовых услуг Малайзии сообщило, что сегодня активы шариатских банков растут примерно на пятнадцать процентов в год. Специальное исследование, проведенное экспертами МВФ в 1997 году, пришло к выводу, что исламская банковская система представляет собой весьма жизнеспособный проект, помогающий решению базовой проблемы экономики — эффективному распределению ресурсов. При этом исламская банковская система, по сравнению с западной, в гораздо меньшей степени подвержена рискам, связанным с проблемой ликвидности и платежеспособности.
Такая система дает уверенность вкладчикам за судьбу своих денег и стабильный доход по депозитам, а заемщикам — гораздо более выгодные условия возврата займов, снимая с них «удавку» процентов.
Многие критики исламского банкинга указывают на то, что этой системе не хватает динамизма, гибкости, которые позволили бы шире распространять подобную практику и закреплять в общественном сознании преимущества исламской банковской системы. И это, во многом, справедливая критика. Громоздкая система управления и контроля значительно снижают ее эффективность. Многие проекты носят исключительно благотворительный характер, а при выборе приоритетов порой преобладают политические мотивы. Очень часто потенциальные заемщики видят в исламском банке, прежде всего, донорскую организацию, а не инструмент для оживления экономики. Все эти факторы сдерживают распространение исламского банкинга в мире.
Ислам категорически запрещает финансировать деятельность, связанную с производством и переработкой свинины, торговлей алкоголем, а также с откровенно преступным бизнесом: проституцией, распространением наркотиков, порнографии и т.д.
Идеи исламского банкинга в Казахстане развиваются давно. Так, казахстанский банк «ТуранАлем» (теперь — БТА) стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 году кредит от исламского банка. Сумма была довольно невелика, но уже в июле 2006 года банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму двести миллионов долларов. За ним последовал выход на потребительский рынок. В 2007 году банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, — дело ближайшего будущего. И вот такое будущее настало.
Какие перспективы у исламского банкинга в Казахстане? Об этом мы спросили руководителя Центра анализа общественных проблем, известного экономиста Меруерт Махмутову.
— В первую очередь хотелось бы отметить, что внедрение исламского банкинга, исламских финансовых инструментов в Казахстане — это расширение круга инвесторов, и финансовых инструментов. Основная часть нефтедолларов находится в арабских странах, соответственно там ликвидность находится на высоком уровне. Эти деньги нуждаются в инвестировании, но собственники хотят, чтобы деньги инвестировались по принципам ислама. В последние годы Исламские ценные бумаги могут использоваться и в немусульманских странах. Так, например, первым немусульманским эмитентом на глобальном рынке исламских долговых инструментов была германская земля Саксония — Анхальт, которая привлекла в 2004 г. около 100 млн. евро посредством выпуска сукук — корпоративной исламской среднесрочной облигации.
О перспективах сейчас говорить сложно. Учитывая нынешние проблемы экономики возможно исламские банки будут осторожно входить на наш рынок, но в целом изменения в действующем законодательстве направлены на создание правовых рамок для организации и деятельности исламских банков и развития исламского финансирования.
— Смогут ли исламские банки на равных конкурировать с обычными?
— Да, здесь не будет никаких ограничений. Нельзя думать что круг их клиентов будет ограничен мусульманами. Все юридические и физические лица, которые хотят диверсифицировать свой портфель с использованием исламских инструментов или обратиться к займам исламских банков могут стать их клиентами. Так, например, в Малайзии, которая является лидером исламского финансирования, 40% клиентов исламских банков — не являются мусульманами.
— Помогут ли исламские банки решить проблему кредитования реального сектора экономики?
— Не нужно ожидать, что исламское финансирование решит все наши текущие проблемы. Его нужно рассматривать как одно из направлений для привлечения инвестиций.

Иллюстрация с сайта http://www.islam.ru