Бунтующий Кыргызстан. Смогут ли политики договориться? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+1 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бунтующий Кыргызстан. Смогут ли политики договориться?

Бунтующий Кыргызстан. Смогут ли политики договориться?

На сегодня многие задаются вопросом: сможет ли решить Кыргызстан извечную проблему, когда волки будут сыты, а овцы - целы?

  • 8 Ноября 2006
  • 1025
Фото - Caravan.kz

В данном случае не стоит искать среди двух противоположных лагерей аллегорию той или иной группы животных. Это не имеет смысла.
Ситуация в Республике остается тревожной и далеко не безопасной как для самой власти, так и для ее оппонентов, включая и общественность, которая волею событий была втянута в передел власти в отдельно взятой центрально-азиатской республике.
Положение в Бишкеке было усугублено несколькими факторами:
Во-первых, организацией второго митинга, который был противопоставлен первому. В результате чего в Бишкеке, в самом центре города по соседству разместились две группы граждан страны — сторонников оппозиции (на площади Ала-Тоо) и президента (на Старой площади, возле парламента). С обеих сторон в акции принимают участие несколько тысяч человек.
Во-вторых, закрылись и некоторые крупные торговые центры Бишкека, расположенные близко к центральной площади Ала-Тоо. Среди них — «Beta-Stores», «Караван» и склады торгового комплекса «Мадина», а также
центральный универмаг «Айчурек», расположенный в пятистах метрах от центральной площади Ала-Тоо.
В-третьих, произошли столкновения между двумя вышеупомянутыми лагерями, что напомнило горожанам мартовские события, повлекшие серию погромов магазинов, поджогов машин и т.д.
В-четвертых, правоохранительные органы Кыргызстана применили спецсредства против участников митинга, а вернее митингов, так как в произошедшее столкновение были втянуты обе митингующие стороны. В частности, слезоточивый газ и шумовые гранаты — после того, как сторонники и противники президента стали закидывать друг друга пластиковыми бутылками.
Вместе с тем ситуация, которая постепенно стала выходить из-под контроля, в ближайшей перспективе довольно вариативна.
Один вариант, заключается в дальнейшем противостоянии двух сторон, с последующим накалом страстей и выходом ситуации из-под контроля. При этом не исключено, что оппозиционно настроенные депутаты смогут консолидировать свои усилия и организовать свое, временное правительство.
В результате возникшее в стране двоевластие только усугубит и без того сложную ситуацию, которой не преминут воспользоваться и другие силы, заинтересованные в нестабильности и возможном дроблении Республики на Север и Юг.
Развитие данного сценария представляется реальным не только среди митингующих, но и в самом кыргызском Белом доме. Так, симптоматично выглядят действия главы Кыргызстана, когда Бакиев в течение дня переговорил по телефону с президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым, а затем и с президентом Узбекистана И. Каримовым. Вызывает большое сомнение, что телефонные разговоры касались только вопросов предстоящего саммита глав государств СНГ, который планируется провести 28 ноября 2006 года в Минске.
Вместе с тем имеет право на существование и другой вариант развития событий. Так, оппозиция и официальная власть Кыргызстана могут договориться о принятии единого варианта Конституции. О чем уже было заявлено спикером Жогорку Кенеша (парламента) КР М. Султановым.
Результатом может стать окончание митинга, вернее двух митингов и постепенная нормализация ситуации в Бишкеке и в Кыргызстане в целом.
Но насколько новая конституция будет отвечать интересам двух лагерей?
Стоит отметить лишь три пункта, способные вызвать очередные волнения в масштабе всей страны:
— увеличение числа депутатского корпуса до 90 человек;
— увеличения до 50 процентов депутатов, избираемых по партийным спискам;
— контроль за Службой национальной безопасности Кыргызстана, экономическими и энергетическими агентствами со стороны кабинета министров республики.

А главное — Правительство Кыргызской Республики будет формировать партия, которая наберет более 50% депутатских мандатов.
Подобный вариант разделения полномочий может вызвать неоднозначную реакцию, так как фактически президент становится номинальной фигурой, обладающей минимальными рычагами воздействия на страну.
Предполагается, что сегодня депутаты Жогорку Кенеша Кыргызстана приступят к принятию новой Конституции, которая, предположительно, сделает страну парламентско-президентской республикой с расширением полномочий законодательного органа.
Насколько успешными и плодотворными окажутся дискуссии по принятию новой конституции — покажет время, а пока в республике, еще до недавнего времени служащей островком демократии на просторах Центральной Азии, сложилась ситуация, которая держит в напряжении не только граждан самого Кыргызстана.