Письма. Лично. На почту - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+14 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Письма. Лично. На почту

Письма. Лично. На почту

Вопреки заявлениям руководства АО "Казпочта", данная организация работать лучше не стала.

  • 8 Ноября 2006
  • 3029
Фото - Caravan.kz

Экспериментально проверив расторопность казахстанской почтовой службы, уверено могу констатировать: сегодня корреспонденция доходит медленнее, чем 100 лет назад.
Платить — увольте, за что — извольте?
Еще не успело отгреметь эхо критики премьер-министра в адрес совета директоров АО «Казпочта», как высокопоставленные руководители, извиваясь в реверансах и поклонах, от греха подальше снизили себе «неоправданно высокие» «зряплаты». Аж на пятнадцать процентов! Много это или мало — давайте выясним.
Средний уровень зарплаты в Казахстане составляет 30 тысяч тенге. Получив на руки такую сумму, простой работяга, как минимум 40 процентов из нее выложит за коммунальные услуги: газ, тепло, свет, водоснабжение и прочий «сервис».
Из тридцати тысяч вычитаем сорок процентов и получаем 18 тысяч тенге — на то чтобы нормально питаться, одеваться и не забыть про другие человеческие нужды. Если из этой суммы вычесть еще пятнадцать процентов, то ремень на худеньких штанах придется затянуть еще крепче. Нет, не буду я судить, кому на что хватает сейчас и хватит потом, к тому же все это и без моего «вмешательства во внутренние дела государства» известно.
И еще известно, что большинство поставщиков данных услуг — национальные компании, с известной долей государственного вложения и контроля. А это значит, что государство не только выплачивает, но тут же и забирает большую пачку денег из кармана рядовых граждан.
Теперь вспомним и о том, сколько до недавнего времени получало руководство казахстанской почты. Тоже тридцать тысяч, только как минимум и максимум — «непатриотических» единиц.
Никого, в принципе, это не задевает, так же как и не стоит вопрос «платить — не платить», по крайней мере, для большинства законопослушного населения страны. А ну его к лешему ввязываться в дебри для большинства непонятных отношений. Зато стоит другой, более важный: «За что платить»? Ведь услуги, некачественно предоставляемые той же «Казпочтой», стоят отнюдь не дешево.
Наперегонки с конвертами
20 октября 2006 года в 16.00 мной были отправлены с Костанайского Главпочтамта 10 писем. Самых обыкновенных, с марками и ценами за штуку — от ста до двухсот тенге. Какие обычно отправляют простые смертные.
Шесть писем адресовалось по Казахстану, два — в Россию, остальные — Америке и Германии. Одновременно с этим по электронной почте я отправил запрос в головной офис АО «Казпочта» с просьбой предоставить мне регламент доставки почтовой корреспонденции по Казахстану, СНГ и Дальнему зарубежью.
Надо отметить, что ответ не заставил себя долго ждать. Пресс-служба работает оперативно. «Согласно общепринятому положению», — как сказано в письме, — «письма по Республике Казахстан доставляются в среднем в три-четыре дня. Срок доставки письменной корреспонденции в страны СНГ — семь-десять дней, в страны Дальнего зарубежья, кроме Китая и Австралии — двадцать дней». Гм, видимо авиапочта у нас до сих пор переправляется посредством голубей…
Забавно, но судьбы «писем-соседей», путешествующих в Костанае (два из шести) оказались совершенно разными и одинаковыми одновременно. Одинаковыми, потому что ни одно из них так и не попало в рамки указанных нормативов.
Разными — потому что хоть они и были адресованы в соседние дома, расположенные на двух соседних улицах, разница в их доставке стала ошеломляющей.
Следует учесть, что улица Алтынсарына и улица Павлова — адреса получателей данных писем — находятся всего в двухстах метрах от Почтамта. Первое письмо, на улицу Алтынсарына, пришло через 5 дней, а на улицу Павлова — через 12 дней после отправки.
За это время сам я, волнуясь о судьбе корреспонденции, успел побывать несколько раз в квартире у каждого из потенциальных письмополучателей.
После этого следовало бы ожидать, что границу Костанайской области письма пересекут через месяц-два. Однако в Караганду письмо пришло через 2 дня, в Астану и Алматы — 3, а письмо, отправившееся в Петропавловск, адресату доставлено так и не было.
Во Владивосток, как ни странно, письмо пришло на три дня быстрее, чем в Москву. Письмо в Германию пришло только сегодня, спустя 3 недели.
До Америки конверт так и не дошел… На мои попытки хоть как-то повлиять и разобраться с причиной отсутствия письма у адресата невозмутимая сотрудница Почтамта с легкой иронией посоветовала следующий раз пользоваться телефоном и электронной почтой.
Ну, да — логично. Если хочешь написать письмо, то зачем пришел на почту? Пофигизм — самое легкое слово, каким можно охарактеризовать отношение к работе данной особы в синей униформе.
Как потопаешь — так и полопаешь
Во всем мире, и Казахстан здесь не исключение, почтовые пересылки востребованы. Только вот востребованность такой услуги прямо пропорциональна четкости и скорости работы почты. Об этом говорит опыт реструктуризации зарубежных национальных почтовых операторов. Радикальное улучшение качества услуг повышает объем корреспонденций до 15 процентов в год. Поэтому и работают «там» по-другому.
Скажем, между странами Европейского союза более 80 процентов писем идут в среднем 3 дня, а внутри стран ЕС более 95 процентов писем доставляются на следующий день после отправки. У нас же, как мы видим, о такой оперативности в работе почтовиков даже сны не снятся.
Хотя, как раз, судя по кое-чьей (отнюдь не из рядовых работников) зарплате, складывается впечатление, что «Казпочта» благодаря высокопрофессиональному руководству своих менеджеров давно уже впереди планеты всей. И письма у нас доставляются вовремя. А народ не шарахается от тарифов и шлет друг другу тяжеленные посылки.
Общемировая практика показывает, что доходы руководства национальных компаний, коим, кстати, и является АО «Казпочта», обуславливается как минимум, эффективностью их работы. Судя по тем баснословным окладам, что начисляет себе руководство АО «Казпочта», оно либо не владеет полной информацией и считает, что организация под его чутким руководством цветет как яблоня весной, либо просто игнорирует ситуацию, успевая оторвать себе кусок побольше, да пожирнее.
И если на Западе оклады топ-менеджеров крупных фирм и национальных компаний ограничиваются решением совета директоров, то у нас в Казахстане при начислении заработной платы на первый план выходит завышенная самооценка отдельных руководителей, и для материального поощрения «себя любимых» не существует пределов.
А не послать ли нам гонца?
Понятно, что одной критикой и гневными выражениями тут не отделаешься. Необходимо пересмотреть весь процесс функционирования АО «Казпочта», возможно даже демонополизировать почтовую службу в Казахстане.
Вот только произойдет это, явно не завтра. А письма хочется отправлять уже сегодня и знать хотя бы приблизительно, когда их получит адресат. Есть ли у нас возможность как-то контролировать, как-то спрашивать за работу почтовиков?
Теоретически — да. В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений АО «Казпочта», ссылаясь на статью 18 Закона Республики Казахстан «О почте», обязывается выплачивать неустойку в размере 3 процентов от стоимости пересылки за каждый день задержки, но не более суммы, уплаченной за услугу.
Понятно, что ни один здравомыслящий человек не будет ломать копья за эти копейки (да и подобных прецедентов, насколько мне известно, не существует). Но можно пойти на хитрость. Совершенно необязательно, чтобы реальная стоимость содержимого письма соответствовала объявленной цене. Вы можете оценить обрывок туалетной бумаги в 50 тысяч тенге (предусмотренный законодательством максимум). Цена отправления такого письма будет несколько выше — 4 процента от заявленной стоимости, зато компенсационные проценты (3 процента за день просрочки и 200 процентов за потерю) будут высчитываться, исходя из объявленной вами цены.
Размышляя об этом, я невольно подсчитал, на сколько мог бы «наказать» АО «Казпочта» только в ходе своего бесхитростного эксперимента. Два письма из двенадцати могли принести мне более 100 тысяч тенге.
Может, попробовать?..

Фото с сайта http://www.kazpost.kz