Будем 130-ми? - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
+9 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Будем 130-ми?

Будем 130-ми?

Как все-таки общество должно поступать с убийцами-садистами, хладнокровными маньяками, вменяемыми насильниками детей?

  • 19 Марта 2007
  • 806
Фото - Caravan.kz

Вот если бы от вашего единственного слова — да или нет — зависел окончательный приговор? Смогли бы вы отправить человека на казнь?
А что, если он не виновен?
Больная тема вновь обсуждалась на недавнем «круглом столе» в Алматы. «Германия как страна, председательствующая в Европейском союзе, призывает Казахстан полностью отказаться от смертной казни и поддержать всемирный марафон ООН по отмене смертной казни», — заявила секретарь посольства ФРГ в РК г-жа Байер.
По странному стечению обстоятельств, именно в этот день по ТВ прошел фильм «Жизнь Дэвида Гейла», где герой Кевина Спейси ценой собственной жизни решил доказать, что правосудие может ошибиться и вынести роковой приговор ни в чем не повинному человеку. Замысел удался, шокирующая правда стала достоянием общественности, но на систему это нисколько не повлияло.
Сколько существует мир — столько существует преступность. Сколько существует преступность — столько и убежденность, что ее можно обуздать только страхом высшей меры. Но исследования в тех странах, где она отменена, показывают — это не так.
Сейчас принято говорить о цинизме молодого поколения, зараженного киновирусом насилия, о жутком обесценивании жизни человека. При этом начисто забывается история. Ведь когда-то казнь была спектаклем с неизменными аншлагами. И способы-то затейливые придумывали — удушение, колесование, кипящее масло. И толпы желающих поглазеть собирались немалые. Да и в повседневке смахнуть голову мечом кому-нибудь — что пятку почесать. На плаху или виселицу можно было попасть по ничтожному с современной точки зрения поводу — к примеру, за кражу. Сегодня критерии тяжести преступлений в разных странах так же контрастны, как и отношение общества к смертной казни.
В Албании можно распроститься с жизнью, попавшись на изготовлении фальшивых денег, в Пакистане — за осквернение имени пророка Мухаммеда. Иран «мочит» наркоторговцев и проституток сотнями, в Руанде опасно колдовать.
В соответствии с новым казахстанским уголовным кодексом высшая мера назначалась только за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Затем в стране был введен мораторий. Наверное, теперь обществу прежде всего нужно определиться: цивилизованно ли это — убивать человека по закону?
Еще в 1989-м Генеральная ассамблея ООН призвала мировое сообщество задуматься об отмене смертной казни, в целях соблюдения прав человека и развития прогрессивного гуманизма. Поначалу медленно, но процесс пошел.
За эти годы к резолюции ООН присоединились 129 стран. Наверное, они были готовы к этому решению…