Казахстанский кинематограф: кому кризис, а кому..? - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+9 °C
Алматы
2024 Год
9 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанский кинематограф: кому кризис, а кому..?

Казахстанский кинематограф: кому кризис, а кому..?

Парадокс, но улучшение положения отечественного кино некоторые наши кинематографисты связывают с ухудшением экономического положения в ряде стран мира.

  • 26 Января 2009
  • 2412
Фото - Caravan.kz

Европа нам… не поможет
Эта несколько необычная мысль прозвучала на круглом столе в Международном пресс-клубе Астаны, где с представителями пишущей братии встречались известные казахстанские актеры и продюсеры.
Столь оптимистичные надежды появились из-за того, что ряд стран значительно сокращает финансирование своего кино (в частности, упоминалось 40-процентное секвестирование «важнейшего из искусств» в той же России). Подтянут, наверное, ремешки и европейские и, тем более, американские кинематографисты. Кое-кто это уже делает — не так давно прозвучала просьба американских создателей порнофильмов к правительству поддержать отечественного производителя финансами. А то американский народ, отвлекшись на кризис и не предвыборную президентскую гонку, совсем их позабыл. Исходя из этого, можно сделать вывод, что кое-кто на Западе в первую очередь озабочен тем, чтобы достойно пережить смутные экономические времена и сохраниться на собственном кинорынке.
У нас же, несмотря ни на что, средства на кинематограф выделяются, причем даже больше чем в 2008 году. Следовательно, можно предположить — есть шанс, что на казахстанском кинопространстве образуется некий вакуум. Кто его заполнит? Предполагается, что свои. Но как это будет выглядеть?
Кошелек или душа, что ближе человеку?
Наши кинематографисты склонны пенять кинопрокатчикам на то, что они слишком мало крутят отечественные фильмы, да еще и в неудобное дневное время. Предпочтение отдается продукции признанных кинематографических держав. И режиссеры, и актеры Казахстана считают, что это не совсем патриотично. Но…
Система советского кинопроката, когда создатели картин, рекламщики и прокатчики работали в едином порыве, почила в бозе вместе с социалистическим строем и Советским Союзом. Сейчас у нас кино делают одни (киностудии и частные лица), рекламируют — другие (рекламные агентства), а доводят его до зрителя — третьи (владельцы кинотеатров). И хотя дело-то они по-прежнему делают общее, но каждый — с оглядкой на собственные интересы. Создатели вкладывают как можно больше средств именно в производство фильмов, они художники. Им важно, чтобы в их работе были яркие знаменитые актеры, приличный реквизит, серьезные спецэффекты, трюки. На промоушн картины средств почти не остается. И вот это «почти» они отдают людям, у которых интерес в том, чтобы с как можно меньшими затратами провести пиар-компанию и получить свою прибыль. Насколько при этом будет ярко разрекламирована и продвинута в массы работа кинематографистов, зависит от того, с какими деньгами готовы расстаться сотрудники рекламного агентства. Иногда, в результате их экономии, «двигатель торговли» может получиться таким, что люди, предложи им за это плату, и то не пойдут на вполне хороший фильм, не то чтобы самим за зриво заплатить.
Но если и данный этап можно преодолеть, допустим, с помощью широкой компании в средствах массовой информации (что, впрочем, тоже требует денег), то как донести конечный продукт до потребителя? Как сделать его доступным для зрителей? Здесь начинается самое сложное, поскольку, как сообщили нам кинематографисты, в Казахстане не осталось… ни одного государственного кинотеатра. Государство не может отдать прямое указание частнику побыть патриотом и прокрутить у себя «идеологически выдержанное» кино. Конечно, у него есть свои рычаги воздействия на бизнес, которые со стороны будут выглядеть как вполне законные, помните легендарное: «…А не будут брать — отключим газ!»? Но, согласитесь, кто будет устраивать прессинг добросовестным налогоплательщикам за каждую «нужную стране» кинокартину? Скандалов не оберешься. Вот и приходится с одной стороны призывать владельцев кинотеатров к патриотизму, а с другой — не мешать им зарабатывать средства для себя и налогов в бюджет.
А теперь давайте попробуем поставить себя на место «несознательного» отечественного кинопрокатчика. Он ведь не по черствости душевной игнорирует отечественные картины. Ему ведь нужно содержать громадное здание кинокомплекса со всеми необходимыми атрибутами, такими как интерьер и оборудование, а также удобствами: электричеством, водой, теплом и т.д. Необходимо вовремя платить людям зарплату, а это кассиры и билетеры, охрана и технички, работники буфета и т.п. И вот он приобрел ряд зарубежных кинокартин с громкими именами и определенной славой, успешно собравших кассу на Западе, разрекламировал их за собственные средства. Бизнесмен живет в предвкушении видения заполненных кинозалов и возвращения затраченных денег. И тут к нему приходят либо создатели картин, либо люди из культурных структур и предлагают помочь отечественному кинематографу. Прокатчик ужасно рад, но соглашаясь, он все же не будет ставить наши картины в прайм-тайм, поскольку, грубо говоря, ему надо элементарно «отбить бабки», а «своя ноша» в этом отношении «не тянет». В результате, какой-нибудь «Ананасовый экспресс» может ехать на экране до двух недель, в то время как, допустим «Мустафу Шокая» приходится снимать с проката после нескольких дней. Не будешь же гонять фильм из-за двух-трех зрителей, городской кинотеатр — это ведь не колхозный клуб… Вот и получается, что благодаря объективным причинам мы и лишены возможности прикоснуться к нашему «большому и светлому». Впрочем, насколько оно «светлое», спорный вопрос…
Главное — не происхождение, а качество!
Есть и еще причина, по которой казахстанский зритель за свое кино «голосует ногами», а не аплодисментами в полных залах. Качество и содержание иных картин оставляет желать много лучшего, вот и делается выбор в пользу добротных фильмов-иноземцев.
Но ведь совсем недавно, хотя и в прошлом веке, все было не так. Казахстанские картины собирали хорошую кассу и были востребованы. Картины создавались для людей с самыми разными вкусами — и мелодрамы, и боевики, и исторические. Был выбор, были интересные работы
Нынешнее кино словно существует несколько параллельно со своим зрителем, поскольку некоторые наши режиссеры ударились в то, чтобы снимать картины в основном для кинофестивалей. Да, где-нибудь в Венеции или в Каннах жизнь казахского аула с его особенностями и проблемами — это экзотика, а его повседневные проблемы — чуть ли не боль человечества. Для сытого Запада то, каково живется нашим сельчанам, порой без света, воды элементарных удобств — практически страшная сказка. Но те, кто все это может увидеть своими глазами, знает, что так было, есть и будет еще много лет, не считают такую правду жизни киношедевром. Наш народ жаждет зрелищ, а его опять носом в повседневность тычут…
Увы, зрелища у нас пока не выходят. Полуголливудский «Кочевник», которого не лягнул разве что ленивый — лишнее тому подтверждение. Но вот не стали американские кинозаморочки тащить в картину и получился свой добротный «Махамбет». Не блокбастер, но наш казахстанский хит.
Может быть казахстанским режиссерам хватить собирать всевозможные дипломы и Гран-при, «Ветви» и статуэтки? Не пора ли вспомнить, что помимо сотен зарубежных ценителей киноискусства, есть еще и дома пятнадцать миллионов своих потенциальных поклонников, для которых есть что снимать.
Правда, в кинематографической среде поговаривают, что у нас дома очень ревниво относятся к чьим-то успехам, в силу менталитета и других особенностей. Возможно потому наши известные мастера «новой волны» Казахстана творят теперь вдалеке от Родины. Что тут скажешь? Нужно просто делать свое дело, не обращая внимания на завистников и злопыхателей, а народ оценит.
Кадры решают: «Все!»
Кстати, наш народ уже помогает своему кинематографу тем, что частенько снимается в картинах и не только в массовке и эпизодах. Мы можем видеть немало работ непрофессионалов на экране, достаточно вспомнить роль жены Мустафы Шокая, которую сыграла великолепная Карина Абдуллина. Правда, помимо нареканий в адрес ее игры, кое-кто был до глубины души возмущен сумочкой от Коко Шанель образца 2008 года в кадре. И все же думается, своим любимцам на экране зрители могут простить многое, поскольку народ у нас добрый и отзывчивый. А, кроме того, все понимают, что появление на экране не киношных «звезд» еще один способ привлечь внимание к картине, поскольку зритель у нас ходит, увы, не на работу какого-то известного киномэтра или начинающего популярного актера, а на яркое событие.
С другой стороны, нашим начинающим молодым актерам, (да и подчас именитым) трудно найти себе постоянную творческую работу, поскольку не так много снимают у нас фильмов в год, да еще и «заигрывают с непрофессионалами». А ведь каждому актеру на что-то нужно кормить и содержать семью. Вместо кино им часто приходится браться за работу не очень творческую. Оттого мы все хуже и хуже знаем наших киноартистов.
Однако наш народ не только снимается в кино, он уже сам его делает. На экраны вышли несколько картин, снятых, так сказать, в частном порядке. Но и с ними немало проблем. С одной стороны эти работы — коммерческие проекты, и снявшие их люди должны сами заботиться о том, как донести свой труд до зрителя и вернуть потраченные средства. Но с другой стороны, дело-то они делали государственное — развивали отечественный кинематограф в меру сил. Если частная картина соответствует определенному художественному уровню и злободневна, почему бы государству ее не поддержать? Вот только кто будет определять этот самый уровень — кинопрофессионалы, которых частник вдруг «обойдет» по качеству? Или чиновники от минкультуры, для которых это очередная головная боль? Так что тем, кто поднимает отечественный кинематограф своими руками, можно пожелать больше мужества и терпения. И средств, поскольку кино — дело дорогое, даже для государства.
Что делать, что делать? Сухари сушить!
Впрочем, если вы не любите пиво с сухариками, то это не освобождает вас от обязанности думать о том, как помочь отечественному кинематографу.
Во-первых, как мне кажется, следует сохранить тенденцию создания кино для кинофестивалей — Казахстан должен греметь за рубежом своими работами. Во-вторых, нелишне обратить внимание на создание качественных картин для «внутреннего потребления». Причем можно создавать не только мелодрамы на темы жизни аула, но и делать боевики вроде «Рэкетира», и исторические работы и почему бы не снять фантастику и приключения? А где свои детские фильмы? Гарри Поттер метлой разметал? И, в-третьих, если наши профи долго раскачиваются, то может быть стоит помочь частникам, о которых шла речь выше? Правда, если только они на экране не свои амбиции удовлетворяют, а следуют гласу народа. Глядишь, эта альтернатива подхлестнет кое-кого, и они вспомнят, что кроме сотни — другой зрителей на фестивалях в Европе и Америке, у них есть еще потенциал в пятнадцать миллионов граждан своей страны. Покоряйте нас своим искусством и возвращайте в кинотеатры! Кризис вам в помощь!

Рисунок с сайта http://2003.novayagazeta.ru