Пуп степи - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пуп степи

Пуп степи

Если анализировать инвестиционное развитие страны в целом, то складывается следующая картина: изначально первые капиталы вкладывались в нефтегазовый сектор. Именно на этом в начале 90-х зарабатывались еще большие деньги.

  • 29 Июля 2005
  • 1237
Фото - Caravan.kz

Однако за четырнадцать лет произошли кардинальные изменения. Казахстан показал себя стабильной страной, как в экономическом, так и в политическом плане.
А, следовательно, у инвестора есть гарантии, что на этом рынке можно безопасно работать. Проблемными остаются пока высокие процентные ставки банковских займов — кредитов, и не до конца урегулирован вопрос с налогообложением.
Тем не менее, сейчас нет, пожалуй, ни одной отрасли экономики, где не наблюдались бы инвестиционные вложения иностранных и казахстанских предпринимателей.
Теперь между инвесторами идет борьба за рынок влияния, что является одним из принципов конкуренции.
Например, на рынок сформировавшейся сотовой связи пришел сильный конкурент с честолюбивыми планами — российский «Билайн», имеющий в России 60 тысяч абонентов. И чтобы не потерять клиентов, нашим операторам тоже придется пошевелиться. Потребителям в данном случае конкуренция поможет получить более дешевую и качественную связь.
Особый интерес, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов представляет Центральный Казахстан, который привлекателен прекрасным географическим расположением и транзитной транспортной развязкой, соединяющей юг с севером, а запад с востоком.
И «столица» Центрального Казахстана — Караганда, где в продукции доминируют черные металлы и медь — это не какой-нибудь тупиковый город N, где бизнес развивается только внутри города. И пусть там изготавливают самый качественный силикатный кирпич в мире — никто об этом не узнает, пока изготовитель не привезет свою продукцию в Карагандинскую или Акмолинскую область, где кирпич будет не только активно использоваться в строительстве, но и распродаваться во все сопредельные регионы.
И пускай Караганде не нужно то количество шерстяных изделий, что поставляет нам Шымкент, их все равно будут привозить сюда: из Центрального Казахстана товар легче продать в другие регионы. Да, что там кофточки-носочки, именно на карагандинском рынке самый большой в Казахстане транзит нефтепродуктов и электрической энергии (здесь находится центр электросетевой схемы страны).
Благодаря разветвленной карте автодорог Центрального Казахстана, в Караганде то и дело открываются АЗС, гостиницы, рестораны, базары, где могли бы заправиться-поесть-переночевать-закупиться проезжающие. Причем каждый второй такой объект открывает предприниматель из другого региона Казахстана, а иногда и другого государства.
Завоевание центрально-казахстанского рынка идет в основном российскими, турецкими и корейскими компаниями, совместными китайско-казахстанскими и германо-казахстанскими предприятиями.
Благодаря СП допустим, китайский предприниматель сможет завтра прогнозировать, сколько пар обуви он должен выпустить, чтобы они были востребованы в центрально-казахстанском регионе.
Всего лишь месяц работы на рынке Центрального Казахстана понадобился, например, саратовскому ФГУП «НПП «Контакт» (между прочим, хорошо известному у себя на родине), специализирующемуся на выпуске мощных вакуумных электронных приборов для различных отраслей производства, чтобы его предложениями заинтересовались ТОО «Караганды Жарык», АО «Миттал Стил Темиртау», АО «КРЭК» и другие крупные компании страны.
По словам технического консультанта службы маркетинга «НПП «Контакт» Геннадия Величкина, ремонт и замена оборудования будут производится на местах, в Казахстане уже есть филиалы этого завода и в ближайшем будущем откроются еще.
В марте текущего года в регионе были созданы отраслевые рабочие группы по формированию кластеров.
В Карагандинской области предпосылками создания и развития металлургического кластера является наличие АО «Миттал Стил Темиртау» и корпорации «Казахмыс», вокруг которых образовалась развитая сеть поставщиков.
В отрасли задействовано более 104 тыс человек. Развитием собственно металлургии, обусловлено и производство строительных материалов, продукции машиностроения, химической, легкой промышленности и т. д.
Кроме того, как заметил на презентации республиканского кластера «Металлургия», прошедшей в начале июля, заместитель министра индустрии и торговли РК Асет Исекешев, созданию этого кластера в нашей области способствовало наличие ряда конкурентных преимуществ — собственные железорудные, медьсодержащие и угольные месторождения.
— Центральный Казахстан всегда являлся центром промышленной индустрии: металлургической, горно-шахтной, химической, и как следствие, в указанном регионе всегда присутствовали ведущие строительно-монтажные организации, которые обслуживали вышеперечисленные комплексы, — говорит Берик Беков, генеральный директор ТОО «Дельта Солитон», чей филиал успешно работает на рынке Карагандинской области. — Поэтому потенциал региона очень высокий, несмотря на то, что сложилось обманчивое мнение, что якобы только нефтегазовая отрасль привлекает инвесторов.
Сегодня промышленный комплекс претерпевает новый виток развития — пришли грамотные руководители, банковская система позволяет получать требуемые финансовые потоки, рынок проявляет необходимую гибкость для работы.
Сложились все предпосылки для развития, поэтому наиболее дальновидные компании уже широко развернули свою деятельность. Караганда и Темиртау — это города мастеров, где очень много высокопрофессиональных специалистов в области промышленности. Именно в этом регионе сохранился дух профессионализма.
С развитием региона стал появляться спрос и на специалистов. Поскольку Карагандинский регион один из ведущих в Казахстане в области промышленности, то сегодня тем более Караганда и Темиртау выступают флагманами отечественной индустрии. Спецификой и отличием данного региона и является тот факт, что здесь сосредоточены высококлассные спецы, которых надо ещё поискать. Поэтому мы понимаем, что, работая с карагандинскими и темиртаускими клиентами, мы тем самым подвергаем себя серьёзному испытанию в части технической компетентности и сервисному обслуживанию. До сегодняшнего дня мы выдерживаем этот экзамен, тем самым подтверждаем своё право на работу.
По мнению Берика Бекова компании, которые приехали работать в Центральный Казахстан из других регионов, как правило, агрессивно настроены, у них налажена работа, и развитие компании требует захвата других регионов. Именно они являются двигателями современного молодого амбициозного бизнеса.
— Местные компании, глядя на нас «пришлых», мотают на ус и перенимают опыт современного подхода к обслуживанию и продажам, — говорит Берик Беков. — Это позволит региону быстро подтянуться в области современных продаж, вот тогда и появятся серьёзные конкуренты, которые нам необходимы для поддержания формы.
Кстати, именно конкуренция, по прогнозам специалистов, позволит в ближайшие пять лет дать хороший старт и развиться производству, ведь одним их элементов завоевания рынка помимо продаж и сервисного обслуживания, является еще цена и качество.
В этой части у нас экономическая почва благополучна: уже есть налоговые преференции. И если наладить производство непосредственно в Центральном Казахстане, то снимутся расходы по транспортировке, уплате таможенных пошлин и иных расходов, связанных с доставкой и реализаций. Особенно хорошо это видно на примере пластиковых окон, которые уже вовсю производят в Караганде более десяти компаний.
Для их комплектации привозят из Турции профиль, который, по программе импортозамещения, со временем начнут производить и в Караганде. Но даже использование турецких винтиков-болтиков уже не отражается на цене: пластиковые окна может позволить себе любой гражданин со средним достатком, а в новостройках деревянные рамы уже давно считаются пережитком.
Конкуренция сделала более доступными автомобили. Завоевывая карагандинский рынок, более десяти автоцентров открыли сейчас предприниматели из Астаны, Алматы, Усть-Каменогорска и России.
Все эти инвесторы отстроили огромные комплексы, вложив при этом не один миллион тенге, проработали кредитную систему реализации авто, увеличили сроки гарантийного сервисного обслуживания, доставляют и комплектуют машины под индивидуальный заказ.
Так что конкуренция — это здорово.