Это у нас дворцы олигархов могут соседствовать с жалкими лачугами. Там подобное — признак дурного тона: министр запросто может приехать на работу на велосипеде. А главное, в обществе есть понимание, что жить богато и счастливо не получится ни у кого, если 80 процентов населения еле сводит концы с концами.
А существуют ли на территории бывшего СССР страны, в которых на первом месте принцип социальной справедливости? Только одна — Беларусь.
После октябрьского саммита глав государств СНГ в Бишкеке, политологи заговорили об усилении «славянского фактора» в социально-политической и экономической жизни региона.
В российско-кыргызских взаимоотношениях ведущей обозначена военно-политическая составляющая: военная авиабаза в г. Кант будет расширяться, стране обещаны новые инвестиции. Примечательно и углубление кыргызско-белорусских связей. Чуть больше месяца назад состоялся официальный визит президента Беларуси А.Г.Лукашенко в Кыргызстан: подписаны совместная Декларация о сотрудничестве и 8 соглашений по различным социально-экономическим направлениям развития. Главы двух государств приняли участие в открытии сборочного цеха знаменитых белорусских тракторов Минского тракторного завода (МТЗ) — «Беларус», выпуск которых в перспективе планируется довести до 1500 машин в год.
Бишкек избран, как бы форпостом для производства МТЗ в регионе. По этому поводу президент Александр Лукашенко заявил: «Нам выгодно геополитическое положение Кыргызстана. Мы сможем продавать продукцию завода не только в Казахстан, но и по всей Центральной Азии, не ограничиваясь территорией бывшего СССР. Бренд МТЗ известен. Мы создаем производство от Латинской Америки до Кыргызстана».
В свою очередь, Беларусь может стать для Кыргызстана своеобразным «окном в Европу» — в экспорте сельхозпродукции, привлечении западного туриста на озеро Иссык-Куль и прочем. Ведь географический центр Европы находится именно в ней, а сегодня наметились пути для активной социально-экономической интеграции страны в общеевропейский процесс.
Об этом и о многом другом наш корреспондент побеседовал с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Кыргызстане Валерием Брылевым.
Наша справка
Брылев Валерий Анатольевич. Окончил Белорусский Политехнический институт, десять лет проработал ведущим архитектором в институте «Белгоспроект». Автор ряда проектов зданий, построенных в Беларуси и за рубежом. Член Союза архитекторов СССР. С 1992 года работал на дипломатических должностях в Литве, Болгарии и Югославии.
С 1996 по 2001 гг. — Временный Поверенный в делах, Чрезвычайный и Полномочный Посол в Союзной Республике Югославия. С 2001 по 2006 годы — начальник управления двусторонних отношений со странами СНГ МИД Беларуси. С августа 2006 года — Чрезвычайный и Полномочный Посол РБ в Кыргызстане. Владеет сербохорватским, болгарским и английским языками. Женат, имеет дочь.
О перспективах кыргызско-белорусских взаимоотношений
— Белорусско-кыргызские взаимоотношения имеют давнюю традицию, но новый, качественный толчок они получили после визита президента Курманбека Бакиева в Минск два года назад. С нашим президентом они очень быстро нашли общий язык. Наверное, сказалось то, что оба в прошлом активно работали в реальном секторе экономики: кыргызский лидер в промышленном секторе, а президент Лукашенко — в сельском хозяйстве. Близость подходов в понимании современных социально- политических и экономических процессов проявилась и в ходе недавнего визита А.Г. Лукашенко в Бишкек. На пресс-конференции он заявил: «Я видел, как вашему президенту настолько все надоело, что его тянет к заводу». Это, конечно, была шутка. Но вот о внутреннем родстве двух лидеров сказал, как известно, и К.Бакиев: «Кыргызстан с Беларусью близки по духу и менталитету. Без духовной связи говорить о тесном сотрудничестве трудно. Но мы говорим с Беларусью на одном языке».
Если говорить об экономике, то в советские времена была интегрированная промышленность, работали совместные предприятий, а в обороте между двумя странами находилось порядка 250-300 миллионов долларов. После развала СССР, в 90-е годы товарооборот резко упал, его уровень составлял от 10 до 14 миллионов долларов.
В последние годы он стал возрастать, в ближайшее время мы надеемся его довести до 50 миллионов долларов в год. Учитывая, что наши республики небольшие по территории, что нас разделяют 5 тысяч километров — совсем неплохо. Но мало. В Беларуси общий товарооборот с другими странами составляет 53 миллиарда долларов, из которых почти 50% приходится на Россию. Мы выпускаем и поставляем все виды техники в самые разные страны мира: трактора, навесное оборудование, МАЗы, БЕЛазы, пресс-подборщики. Открытие сборочного производства тракторов МТЗ га базе ОсОО «Автомаш-Радиатор» в Бишкеке, безусловно, является качественным прорывом в наших партнерских взаимоотношениях. Бишкек отныне может обеспечивать тракторами международного класса не только своих сельхозпроизводителей, но и регионы соседних государств — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан… Я думаю, что и планируемый выпуск «Беларуса» до полутора тысяч машин ежегодно — не предел. Кроме того есть возможность наладить выпуск комбайнов, другой техники.
В свою очередь Беларусь готова закупать в Кыргызстане сельхозпродукцию: яблоки, абрикосы, арбузы и дыни, персики, сухофрукты, хлопок, табак, орехи и консервированную продукцию. Об этом говорит и президент Беларуси. «Дай Бог, чтобы Кыргызстан мог обеспечить наши потребности. Мы готовы отказаться от закупок овощей и фруктов в других странах и брать их только из Кыргызстана. У вас люди — неизбалованные, нет заоблачных цен и качество — отличное».
Сейчас вопрос в том, чтобы выйти на необходимый уровень: Беларусь готова сотрудничать со всеми деловыми людьми, с областями и районами Кыргызстана. Так, у нас, например, состоялись продуктивные переговоры с руководством компании «Шоро», в Беларуси есть большая заинтересованность в производстве ваших замечательных национальных напитков. Я уже не говорю о перспективах в развитии туризма и оздоровительного отдыха. Ведь Кыргызстан — уникальный природный заповедник, таких красот, такого целебного животворного озера, как Иссык-Куль, нет нигде в мире.
Гей, славяне!
— Численность белорусской диаспоры в Кыргызстане невысока. Обращаются ли к вам в посольство соотечественники с просьбой о переезде на историческую родину? Вообще, трудно получить белорусское гражданство?
— Действительно, беларусов в Кыргызстане не многим более тысячи. Мы помогаем с оформлением документов, консультируем тех, кто решил переехать на родину. Особых проблем с принятием гражданства нет: если у человека и его семьи есть куда приехать, у кого прописаться. Раньше нужно было прожить в республике не менее 7 лет, чтобы стать гражданином, сейчас процедуры упрощены.
— Александр Лукашенко был инициатором создания Союзного государства с Россией. Теперь идея как-то умирает, что ли. Про Беларусь говорят, что она дрейфует между Россией и Западом…
— Действительно, ряд договоров, которые принимались и обсуждались при Б.Н.Ельцине, сегодня не работают, иные из них явно устарели. Руководство Беларуси всегда последовательно выступало и выступает за то, что в Союзном государстве у всех должны быть равные права. Поэтому, если кто-то считает, что Беларусь должна войти в состав России на правах области, — тот сильно заблуждается. Безусловно, у белорусского руководства есть свое видение развития взаимоотношений наших двух стран, идея создания Союзного государства отнюдь не похоронена. Более того — это четко отражено и в главных принципах государственной политики Беларуси. Россия остается нашим главным партнером. Но с самого начала своего президентства А.Г.Лукашенко выступал и выступает за многовекторное развитие государства. Ведь с Литвой, Польшей — у нас давние историко-культурные взаимоотношения, мы готовы развивать взаимовыгодное сотрудничество с другими европейскими странами, с Азией, США.
— Однако складывается впечатление, что сами братья-славяне — не очень дружны. Европа — объединяется, в нашем регионе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступает за создание Центральноазиатского союза, даже Межгоссовет с Кыргызстаном уже есть. А Россия и Беларусь никак не договорятся, Украина и вовсе в НАТО смотрит…
— То, что интеграционные процессы в экономике, социальной жизни равно или поздно возьмут верх — это ясно, такова логика современного развития. Я думаю, и образование новых союзных государств — путь неизбежный. Просто не только политики, но и наши страны, и народы должны быть готовы к этому. Тут только время расставит, как говорится, все точки над i .
— Вы много лет проработали в Югославии. Хотелось бы из первых уст узнать, как там все происходило. Эксперты говорят, что это были не просто бомбардировки со стороны США и НАТО, а прямой удар по славянскому единству. А еще в данном направлении шла искусственная политическая изоляция Белоруссии, «перепрофилирование» Украины на союз с Западом…
— Я могу определенно сказать: Югославия была очень сильным и по-настоящему интернациональным государством. Да, структурообразующим этносом были южные славяне — сербы. Но в целом, если говорить об этно-конфессиональных особенностях, то здесь все было «перемешано» — в хорошем смысле. Словенцы, хорваты — это католики, в Боснии и Герцоговине преобладали католики, мусульмане и православные христиане. В Македонии — мусульмане и христиане. В Сербии доминируют православные христиане. Общая численность населения этой благополучной, открытой и толерантной европейской страны, если я не ошибаюсь, составляла 26 миллионов человек. Государство очень мощно развивалось, и хотя относилось к так называемому социалистической лагерю («под патронажем» СССР), но уровень жизнь здесь оставался одним из самых высоких в Восточной Европе. После развала СССР, Югославия активно развивала взаимоотношения как с Россией, так и с Западом. Но… кому-то это все не понравилось, страна попала в немилость. Впрочем, всем известно, кому именно не понравилось. 22 тысячи тонн бомб сбросили на мирную европейскую страну. Можно ли это называть целенаправленным ударом по славянскому единству? Во всяком случае, это был первый случай за многосотлетнюю историю, когда тех же сербов оставили на произвол судьбы.
Однако историю вспять не повернешь. Сегодня сами сербы вряд ли захотят вернуться к прежнему состоянию. Причем, в самой стране никто не считает, что война была проиграна. Югославия выдержала 78 дней бомбардировок, были подписаны международные соглашения, Милошевич оставался у власти, работала промышленность, хотя с 1998 года страна и находилась семь лет в полной блокаде. Социалистическое государство выдержало все испытания. Кроме предательства…
Белорусская модель
— Сегодня Беларусь, пожалуй, единственная из республик бывшего СССР, которая сумела сохранить свое лицо, преемственность развития, выстояла в «холодной войне», развязанной США. Ведь Александра Лукашенко упрекали и в диктатуре, и во всех смертных грехах, добивались полной блокады государства. Но: промышленность работает, сельское хозяйство развивается. А главное — люди остались добрыми, открытыми. Я, например, не раз бывал в Минске, других городах, в селах и, по моим ощущениям, если где и сохранился социализм с человеческим лицом, так в Беларуси…
— Что ж, я рад, что у вас такие ощущения. Позволю себе лишь немного откорректировать сказанное. Конечно, наследство, которое досталось А.Г.Лукашенко, когда он стал президентом, было не таким уж благополучным. С1994-го по 1995-й годы в Белоруссии происходило примерно то же, что и в других странах бывшего СССР — развал экономики, социальный разброд и проч. Тогда, будучи депутатом, А.Г. Лукашенко возглавлял антикоррупционную комиссию в парламенте, много и жестко выступал против произвола чиновников, разбазаривания экономики. Когда были объявлены президентские выборы и он выставил свою кандидатуру, то его заявления, его программа у тех, кто тогда стоял у руля государства, в белорусском истеблишменте, вызывали разве что ухмылку. Ведь большинство заводов не работало, в городах и селах стояли пустые и полупустые прилавки, социальная нестабильность, шатания в молодежной среде…
И когда начинающий политик заявляет, мол, я наведу порядок, восстановлю заводы — это воспринимается как обыкновенный популизм. Никто не верил, что в той ситуации полураспада, можно что-то изменить. Особенно неверие проявлялось в среде интеллигенции: кто-то пошел челночить, на базар торговать, кто-то вообще без работы остался. Но в А.Г.Лукашенко поверил сам народ, большинство граждан Беларуси на выборах проголосовали за него.
— Это правда, что в Беларуси безработица составляет 1-2 процента? А средняя зарплата в стране на сегодняшний день 400 долларов?
— 395,8 долларов, если быть совсем точным. А безработица, согласно последним данным Нацстаткома, не превышает 1 процента. Это наша официальная статистика, нет оснований ей не верить. Да, у нас, конечно, уровень жизни пониже, зарплаты не столь высокие, как в соседних европейских странах. Но страна развивается поступательно — без потрясений и шоковой терапии в экономике и социальной жизни. С каждым годом нарастает объем кредитования и инвестиций в развитие производства, строительство жилья, сельское хозяйство. В небольших городках, агропромышленных районах создаются центры с разветвленной социальной инфраструктурой, создаются условия, чтобы молодежь закреплялась в них. Таких центров в Беларуси — сотни. Например, только с января по сентябрь текущего года введено в эксплуатацию в целом по стране 3932, 6 тысяч квадратных метров жилья, из них треть приходится именно на сельскую местность. Это при том, что подавляющая часть строек хоть в бывшем СССР, хоть в развитых странах Запада приходится на крупные мегаполисы.
— А насколько остро стоит вопрос трудовых ресурсов, рождаемости? Ведь славянский этнос убывает.
— Да, в этом плане в Беларуси, также как в России, большие проблемы: с демографией, трудовыми ресурсами. Рождаемость невысокая, как правило, в семьях не более одного ребенка. Население стремительно стареет, жителей умирает больше, чем рождается. Рабочих рук не хватает, строительные специальности в дефиците. Тем более, что наши строители выезжают в ту же Россию, ибо в крупных городах заработки повыше. Если у нас строитель получает в среднем 500-700 долларов, то в России на крупных стройках — вдвое больше. Правительство Беларуси даже разработало специальный перечень специальностей, которые нужны в стране.
Конечно, сохраняется проблема внутренней миграции. Сельская молодежь всегда стремилась в города — это естественный процесс, который был и при СССР. Но у нас это не имеет катастрофических последствий, ибо, как я уже говорил, государство делает все, чтобы условия проживания в городской и сельской местности постепенно выравнивались. Тем более, что есть и обратная тенденция — переезда горожан в поселки. Я сам себя, например, в будущем не вижу в структуре города. У моих родителей есть старый домик в деревне, в 120 километрах от Минска. С ним и связаны мои планы по жизни в будущем. И хотя по рождению я коренной горожанин, но тянет именно в сельскую местность.
— То, что ваш президент, как говорится, сам человек от земли — сыграло свою роль во внутренней политике? У меня, например, ощущение, что коммерсанты его не очень жалуют. А вот был в деревнях — народ за своего батьку горой стоит…
— Это, быть может, ключевой, основополагающий вопрос в понимании социально-экономической ситуации в стране. Ведь А.Г.Лукашенко, как известно, сам был директором совхоза, он, что называется, знает жизнь народа изнутри. А земля, крестьянство — это основа, фундамент государства и всего общества, главная их ценность. Без чиновников, интеллигенции — можно прожить. Может быть, и без промышленности — тоже. А вот без сельского хозяйства стране — никак. Поэтому большие средства направляются именно на его развитие. И народ Беларуси все это видит и ощущает в своей повседневной жизни; у людей есть чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Это — главное.
Наша справка
Главные принципы государственной политики Республики Беларусь.
(Публикуется в сокращенном виде)
Главные принципы нашей государственной политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.
В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.
Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране — важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику.
Планомерность государственного курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала.
Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы.
Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа — материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и продолжает поддерживать сельского производителя.
В социальной сфере — сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.
Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.
Ныне разработана стратегия «пилотного» проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
В сфере культуры и общественной жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.
Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества — важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.