В своем пресс-релизе филиал партии указал, что «региональная программа «Чистая вода» по обеспечению населенных пунктов Южно-Казахстанской области качественной питьевой водой на 2005-2010 годы была разработана в целях реализации государственной программы «Здоровье Народа», утверждена Президентом и Правительством…», и в целом «…уже выполнен определенный и существенный объем работ…».
Но в тоже время, как отмечается в релизе партии, «…остается много нерешенных проблем в плане неисполнения обязательств по вводу объектов в эксплуатацию со стороны подрядных организаций, слабый контроль со стороны администраторов программ и соответствующих правоохранительных органов за целевым и своевременным расходованием средств, снижение требований по качеству питьевой воды» и пр., пр.
Примечательно, что партийцы на пресс-конференции, посвященной этому знаменательному событию, тот бишь «инициированию общественного контроля над региональной программой», сразу же оговорились, что вообще-то они в данной области специалистами не являются, в вопросах строительства и водоснабжения разбираются плохо, в целом не имеют каких-либо конкретных контрольно-ревизионных полномочий и вообще только начали эту свою общественную функцию. Однако как люди вдумчивые, опытные и грамотные, полагают, что смогут-таки внести свой положительный и весомый вклад в столь актуальную тему, как водоснабжение населенных пунктов, где чистая вода «на вес золота».
Вот, например, общественный контроль уже выявил, что за период 2002-2004 года из 15 объектов водоснабжения, финансируемых за счет республиканского и местного бюджетов, в эксплуатацию не сдана почти половина — шесть объектов. И несколько подрядных организаций, допустивших срыв сроков, остались без внимания правоохранительных органов!
Также примечательно, но в качестве специалистов для консультаций по вопросу водоснабжения решено привлечь областной департамент строительства акимата ЮКО, который, между прочим, и является администратором и куратором реализации программы «Чистая вода». Здесь по своему интересная логика — привлекать в качестве консультантов по контролю тех же самых лиц, контроль над которыми мы и пытаемся провести. Кстати, на этой же партийной пресс-конференции присутствовали и представители самого департамента строительства, которые конечно сразу поддержали общественное начинание. Правда, как настоящие специалисты, они тут же отчитались в частности и по всем шести незавершенным объектам, причем вывод был однозначный — дескать, проблем здесь как таковых нет, а есть объективные и субъективные причины, которые можно и нужно понять и простить.
После такой компетентной оценки специалистов-консультантов, общественному контролю впору было благополучно заканчивать свои инициативы. Но на помощь общественникам тут же пришел сам департамент строительства, разъяснив, что, конечно, не все так хорошо, и у общественно-партийной инициативы имеются очень конкретные перспективы для работы.
Причем состоят они вовсе не в том, чтобы ездить по далеким и глухим поселкам и населенным пунктам, пытаясь вникнуть в проблемы строительства местной водонасосной станции или канала. Работать надо шире и глубже.
Как пояснили специалисты-строители, региональная программа «Чистая вода» это вообще такая сложная вещь, что в ней даже специалисты могут разобраться далеко не сразу, и не всегда. Вот, например, в городе Шардаре, испытывающей дикий дефицит питьевой воды, специалисты вначале решили, что нужно построить водопроводную сеть. Ее построили почти за 100 миллионов, после чего выяснилось, что водопровод бесполезен без водонапорной станции. Все это назвали «ошибкой на стадии проектирования», и теперь к делу привлечены более опытные и компетентные специалисты, которые делают расчет по водонапорной станции. Воды в Шардаре так и нет, зато уже сейчас другие эксперты-специалисты не исключают возможность следующей «принципиальной ошибки проектирования». А именно: несмотря на блестящий проект водонапорной станции, возможно, что она будет построена там, где воды просто нет. И вот где-то здесь мы уже и подходим к сути проблемы, решить которую под силу разве что общественно-партийным инициативам. Короче, начинать реализацию региональной программы «Чистая вода» следовало бы не со строительства скважин и трубопроводов в степи, но с глобальной геологической разведке подземных запасов воды по всему Казахстану. То есть проводить такую работу, которая в региональную программу в общем-то не входит, и решать и финансировать которую по силам только Правительству в государственном масштабе.
Так что в самый раз контролерам из общественной-партийного движения паковать чемоданы, и отправляться сразу в Астану, где и добиваться от Правительства принципиального и глобального решения проблемы чистого водоснабжения путем проведения геологических изысканий.
Интересный поворот событий, подспудно признающий, что любая работа по региональной программе «Чистая вода» может в итоге быть признанной «ошибочной на стадии проектирования», причем по совершенно объективным причинам.
Фото сайта liter.kz