За стекло? - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-2 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За стекло?

За стекло?

"Минутку! Сумочку откройте!" - раздался голос за спиной. Одновременно путь к выходу преградил дюжий молодец: "Можно посмотреть, что у вас там?"

  • 25 Февраля 2008
  • 745
Фото - Caravan.kz

«Нет, нельзя!» — это я ему, а жене: «Не вздумай открывать!».
Будучи немного юристом, я чувствовал себя абсолютно спокойно, а вот дражайшая моя задергалась. И то: кому приятно на глазах фешенебельной публики, в крутом супермаркете оказаться заподозренной в нечистоплотности. А в выходные здесь и знакомых много бывает, и соседей наших. Неразборчивое эхо скандала и пожалте — «такая приличная женщина, а воровка».
Ситуация, конечно, знакома многим. И ведут себя в ней граждане по-разному. Кто-то с легкостью демонстрирует свою непричастность к краже шоколадок и жвачек и, тут же забыв о заминке, продолжает свой путь. Кто-то, зомбированно подчиняясь любому окрику человека в любой форме, выполняет искомые требования, но потом долго и болезненно переживает. Другие сопротивляются. Либо гордые очень, либо четко знают свои законные права, либо и то, и другое.
Посмотрим, что говорится по этому поводу в отечественном законодательстве. Статья 16 Кодекса об административных правонарушениях гласит: «Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в орган внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей иначе, как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом».
То есть, если вас не схватили буквально за руку при попытке затырить в дамскую сумочку кухонный комбайн, или видеокамеры не наблюли совершенно отчетливо процесс хищения вожделенного мыла «Camay», то никакие секьюрити на свете не имеют права останавливать вас на выходе.
Их прямая обязанность — следить за порядком и знать назубок содержание статьи 230 УК РК: «Превышение руководителем или служащим частной охранной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Итак, одному из продавцов показалось подозрительным какое-то движение моей жены. Старший менеджер несколько минут извинялась перед нами, а на мой вопрос, понимает ли она, что магазин таким образом теряет клиентов, вещала о повальном воровстве и о том, что это же совсем нетрудно — сумочку показать. Мы говорили на разных языках. Поразительно, но наша взрослая дочь оказалась конформисткой. «Ну что из мухи слона раздувать? — фыркнула она. — Открыла сумку — да нате, хоть засмотритесь — и иди себе. Свое же время и свои же нервы сэкономишь!»
Да, наверное, так проще. Да, воруют. Но почему в отношениях с торговлей все больше оскорбительных для человеческого достоинства моментов? А если завтра нас попросят вывернуть карманы? А послезавтра — снять штаны? А послепослезавтра — открыть рот и высунуть язык?
Может, пока не поздно, отказаться от цивилизованной системы открытых полок и вернуться к прочному совковому стеклу и прилавку?