Трудовой мигрант — плохо одетый человек с испуганными глазами. Боится холода, полицейских, темных улиц, по которым ходят сытые молодчики с кастетами и газовыми пистолетами в карманах.
Боится агрессивных базарных теток, видящих в любом небритом лице иной национальности ворюгу и диверсанта. Уязвим со всех сторон, потому как бесправен, оторван от родной земли и не знает правил и законов земли чужой.
Но что же делать, если уже много лет люди не перестают метаться по белу свету в поисках лучшей доли. И сколько не кричи «Понаехали тут!», меньше их не станет. Казахстан, как говорится в докладе Всемирного банка, занимает девятое место в списке ведущих стран мира, принимающих мигрантов. (Первое безоговорочно принадлежит стране мигрантских грез — США). Наша республика привлекает большое количество мигрантов из соседних стран Центральной Азии. Миграция оттуда носит масштабный характер и, по всей вероятности, будет увеличиваться. К примеру, эксперты ООН считают, что поток миграции в Казахстан будет непрерывно нарастать вплоть до 2050 года.
Можно ли ликвидировать гастарбайтерство как явление? Ответ лежит на поверхности: если в родной стране человек получит достойно оплачиваемую работу и будет безбедно жить подобно своим согражданам, то вряд ли он так просто сорвется с места и подастся неведомо куда.
Но пока о такой повсеместной благодати мечтать не приходится, и значит, нужно как-то упорядочивать стихийные потоки мигрантов, кочующих по городам и весям в поисках заработка. Мысль, прямо скажем, не оригинальная. Во всяком случае, интеграционным комитетом ЕврАзЭС обсуждаемая не раз. Но вот, наконец, кажется, на фоне традиционных разглагольствований забрезжило нечто конкретное.
Делегаты шести стран-партнеров по сообществу, заседая на днях в Алматы, решили создать единую базу рабочих вакансий. Такая информация будет поистине бесценной для так называемых отправляющих стран — Узбекистана, Киргизии.
По крайней мере, люди, решившие попытаться вылезти из нищеты на чужбине, смогут иметь хоть какие-то «наводки», а не ехать в абсолютную неизвестность. Хочется верить…