Возвращаясь, павлодарцы проклинают все на свете — ехать шесть-восемь часов в сдавленном состоянии без билетов и какой-либо гарантии безопасности со стороны перевозчика не очень приятно. Но начальник управления государственного автодорожного надзора по Омской области Сергей Шаповалов волевым решением запретил въезд на территорию своей области из Казахстана пассажирских автобусов моложе 2001 года выпуска.
Первыми «попали» павлодарские автоперевозчики — 16 декабря три автобуса ТОО «ПавлодарInterBUS» российские таможенники на Черлакском посту переходе Ольховка не пропустили в Омскую область и развернули назад. Директор ТОО Евгений Пилипенко рванул в Омск на встречу с Шаповаловым, но тот был непреклонен, сославшись, что автобусы «Вольво» павлодарского перевозчика негабаритные, длиннее 12 метров.
— Все автобусы — иномарки, выпускаемые после 2001 года длинномерные, — говорит Пилипенко. Тенденция мирового автопрома в том, что длина автобусов увеличилась до 14 — 15 метров для повышения их комфортности. С 37 до 47 — 57 сантиметров увеличено расстояние между сидениями. Кресло опускается под большим углом, особенно у моделей восьмого и девятого годов. Мы закупили в Швеции автобусы именно под евростандарты, увеличенные в длине — 13,7 и 14,7 метров. 12-метровые «Икарусы» и «Вольво» старой модели не используем уже года четыре. Я спрашиваю Шаповалова, мне что, отпиливать эти метры? Он молчит.
Перевозчики обратились с жалобой в Минтранс России, откуда пришел ответ, что никаких претензий к казахстанцам нет, и «согласно приказу министра транспорта России № 8 от 22.01.04 года специальные разрешительные документы не нужны для автобусов крупногабаритных и повышенной длины, осуществляющих пассажирские перевозки по маршруту, утвержденному министерством».
— В Минтрансе России заявили: как это вас не пускают в Омск, такого быть не может, — говорит Пилипенко. Но как не может, если Шаповалов разослал нам официальные уведомления, вот оно у меня, под стеклом на видном месте лежит.
— Нас с этой недели тоже перестали пускать, — подтвердил по телефону директор петропавловского ТОО «Севказавтотранс» Владимир Лифашин. — У моего водителя вообще забрали в Ишиме права, и сказали, чтобы больше на их территории не появлялся.
Ситуация, по словам автоперевозчиков тем более странная, что по другим направлениям — в Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул, Челябинск, Оренбург казахстанские длинномерные автобусы как ходили, так и продолжают ходить.
— Шаповалов приватизировал кусок границы, — горячится директор ТОО «Автовокзал Экибастуза» Александр Петухов. — У омских перевозчиков, ездящих по тем же маршрутам, что и мы, автобусы старые, менее комфортные, они не выдерживают конкуренции. Вот и решили бороться за пассажира таким способом.
Павлодарские перевозчики написали в министерство транспорта и коммуникаций РК, ждут реакции.
На снимке: Евгений Пилипенко показывает — где нужно отпилить автобус.