Первому встречному - не верить! - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+23 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Первому встречному - не верить!

Первому встречному - не верить!

Вкладчики уже не считают свои пенсионные накопления виртуальными, они хотят хранить деньги только "в лучшем фонде". Но парадокс заключается в том, что найти такой фонд люди пытаются с помощью… первого встречного агента. Агент - профи, он вам такое расскажет…

  • 11 Декабря 2009
  • 1536
Фото - Caravan.kz

О недобросовестной конкуренции на пенсионном рынке, доверии к «экспертам» и необходимой осмотрительности при выборе накопительного фонда размышляет председатель Агентства финансового надзора Елена Бахмутова.
— Елена Леонидовна, на пенсионном рынке обостряется конкуренция за вкладчиков — многим фондам пришлось под нажимом АФН «перекладываться» в ГЦБ, а в силу того, что портфель неликвиден, им необходимо увеличить приток вкладчиков в фонды…
— То, что привлечение вкладчиков ведется не всегда рыночными методами — наша давняя проблема. Мы постоянно боремся с этим. Законодательно поле для злоупотреблений очень сильно сужено. Во-первых, работодатель уже не знает, в каком фонде находятся его сотрудники — перечисление пенсионных взносов осуществляется в ГЦВП. Во-вторых, внедрена система автопереводов — когда вкладчик выбирает фонд, все его накопления, которые, возможно, находятся в других фондах, автоматически переводятся в тот, с которым он заключил договор. Здесь злоупотребления исключены.
Но я согласна, что основное конкурентное преимущество для любого НПФ — это привлечение вкладчиков, поэтому они и стараются всеми способами привлечь новых вкладчиков.
— Давайте поговорим, насколько те или иные методы рекрутирования вкладчиков приемлемы и законны — хочется предостеречь людей от ошибочных решений, ведь речь идет об их деньгах, об их будущем.
— Хорошо. Мы знаем, что некоторые пенсионные фонды готовы оказывать дополнительные услуги при передаче им пенсионных накоплений. Вместе с антимонопольным агентством мы планируем изучить ситуацию, потому что предоставление дополнительных стимулов фондами, возможно, рождает неконкурентное преимущество. Данную тему надо обсудить и прийти к пониманию, рыночный этот метод или не рыночный.
— Некоторые НПФ, особенно, в регионах, в качестве приманки для новых вкладчиков пополняют им балансы на сотовых телефонах, доходит даже до того, что в отдельных случаях выплачивают 1-3% наличными за перевод пенсионных накоплений в их фонд и т.д. Как смотрит на такое недобросовестное поведение АФН?
— Если такие факты имеют место, то это недобросовестная конкуренция. Ни одного разрешенного механизма, при котором бы вкладчику выплачивались премии, у нас не существует! Кроме того, если послушать НПФ, так они едва сводят концы с концами, поскольку несколько раз повышались требования по капитализации, требования взвешивания по рискам.
Мне кажется, с точки зрения расходов у НПФ небольшой простор для действий. И если они изыскивают деньги для таких непонятных схем, то тогда нужно разбираться. Возможно, этот пенсионный фонд не только здесь действует в обход законодательства. Возможно, у него есть дополнительные скрытые риски, которые следует ограничивать.
— А как должны реагировать вкладчики на такие предложения?
— Как обычно: бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Если вкладчика заманивают такими способами, значит, чтобы извлечь наличные деньги, пенсионный фонд идет на какие-то махинации, а к чему это может привести — к серьезным потерям для вкладчиков. Если фонд использует запрещенные приемы, значит, вкладчику нужно задуматься, стоит ли идти в такой фонд.
— Имеют ли право пенсионные фонды работать в тех регионах, где у них нет филиалов и офисов для обслуживания?
— Некоторое время назад была такая тенденция — НПФ принимали взносы в районных или областных центрах, а, чтобы осуществить перевод, нужно было ехать чуть ли не в Алматы. Вкладчикам объясняли, что якобы представительства не обладают полномочиями для перевода документов. Мы эту проблему решили. Вкладчик должен иметь возможность как свободного входа в фонд, так и выхода из него.
И еще один важный момент. Я полагаю, что нужно двигаться вместе с прогрессом — через развитие таких продвинутых каналов обслуживания, как терминалы, интернет. Эти системы должны обеспечивать конфиденциальность запросов и обратную связь.
— Сегодня некоторые НПФ используют в качестве рекламных инструментов всевозможные рейтинги и рэнкинги. В частности, рассчитывают эффективную доходность в процентах годовых, считают инвестдоход на каждые 100 тыс. тенге пенсионных активов и т.д. Можно ли доверять такой арифметике?
— Наличие рейтингов, рэнкингов — это нормально. Но вот иногда читаю прессу и удивляюсь, на какие экспертные мнения ссылаются СМИ. Это никому неизвестные люди, которые работают в никому неизвестных компаниях, компании не занимаются никакой профессиональной деятельностью… И тем не менее, их точка зрения приводится как мнение авторитетного эксперта!
У нас должны существовать профессиональные организации, с хорошей репутацией, которые имеют право высказывать свою точку зрения. В принципе, при раскрываемой методологии они могут корректно сопоставлять фонды. Но при этом пользователи должны понимать, что представленное мнение — частное, на которое можно ориентироваться или не ориентироваться.
— Удивительно, но именно в это неспокойное время, когда «пенсы» показывают разнонаправленные результаты — у одних доходность растет, у других — падает, многие вкладчики очень легко поддаются на уговоры сменить фонд, при этом плохо представляя себе, какой экономический результат они получат. Что должно служить маяком на пристани?
— Это достаточно сложный вопрос. Я бы начинала с самых простых вещей. Первое: понять, кому принадлежит фонд. Раскрыты собственники или не раскрыты, знаете вы что-нибудь о них или нет.
Второе. Нужно обязательно прочитать инвестиционную стратегию, чтобы понять, четко ли фонд представляет горизонт своей работы и чему отдает приоритет. Ведь управляющая компания работает уже в рамках этой стратегии, которую принимает совет директоров фонда. И вот от того, много ли у фонда будет в перспективе дефолтных бумаг или мало, связано с тем, насколько подробно и логично изложена инвестиционная стратегия.
Третье. Надо оценить результаты деятельности фонда за определенный период, хотя они еще недостаточно показательны, потому что горизонт инвестирования у НПФ длинный.
Четвертое: посмотреть доступную информацию о структуре портфеля фонда. Каждый осмотрительный вкладчик может выбрать фонд, основываясь на публичной информации, а затем отслеживать ситуацию, находясь непосредственно в фонде, ведь он имеет безусловное право запросить информацию о структуре портфеля родного фонда. По крайней мере, получить информацию о дефолтных бумагах может каждый вкладчик! Сегодня 2,3% пенсионных активов приходится на дефолтные бумаги. Больше 5% общего объема выпуска долговых бумаг — это дефолтные. У нас вступило требование по обесценению, и фонды обязаны обесценивать дефолтные бумаги. Результат обесценения уже нашел отражение в доходности пенсионных фондов, она начала падать. Никто не застрахован от того, что еще могут быть дефолты на фондовом рынке, ситуация еще не восстановилась, но механизм, который существует, позволяет защитить вкладчиков, и они будут сразу видеть результаты обесценения.
И последнее, пятое. Нужно всегда понимать, кто управляет твоими деньгами.
— Стоит ли часто менять фонды?
— Я считаю, что вкладчики должны быть очень консервативны. Ни в коем случае нельзя полагаться на призывы недобросовестных агентов или посылы бонусов или наличных денег. За дополнительные бонусы и за слишком рискованную политику рано или поздно нужно расплачиваться. Пенсионные фонды, в частности, теряют бумаги, которые купили без должной осмотрительности.

Источник: деловой еженедельник «МИЛЛИОНЕР».