Оказывается, в стране пока не созрел средний класс, способный взять квартиру под ипотеку. Накопления населения слишком малы, чтобы ввязываться в квартирный вопрос на ипотечной основе, даже невзирая на заявления властей об увеличении среднедушевого дохода трудящихся.
Сегодня вопрос стоит ребром: или социальное жилье выкупят все у кого есть деньги, или оно будет пустовать. Но тогда государство окажется в убытке, ибо его деньги так скоро, как это предполагалось, не возвратятся. А это значит, что на жилищной программе нужно ставить крест.
Премьер министр республики Даниал Ахметов во время визита в Западно-Казахстанскую область, 8 сентября, первым делом поинтересовался количеством населения региона, способного купить жилье без привлечения ипотечного кредитования.
Для этого он потребовал дать раскладку по объему вкладов населения в банках. Структуру вкладов по депозитам, чтобы знать какое количество людей, способно купить 1,2,3-комнатые квартиры.
От безвыходности правительство своим постановлением разрешило выкупать ипотечное жилье всем желающим за наличные деньги. Но вряд ли те, у кого нет собственной крыши над головой, смогут воспользоваться этим предложением. Скорее всего, дешевое жилье станет объектом вклада денег для богатых, которые будут за наличные покупать квартиры для внуков и правнуков, еще и не появившихся на свет.
Ипотечное кредитование — инструмент очень хороший, но только в том случае, когда не устанавливаются заоблачные процентные ставки.
У нас же банки поголовно решили заработать на ипотеке, и ни один из них не выдвинул приемлемые условия для простого человека.
Председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Григорий Марченко во время пребывания в ЗКО заявил журналистам, что на сегодня кредиты дешевле 12% невозможны, мол, деятельность банка предпринимательская, и он должен в первую очередь зарабатывать деньги, а уж потом думать о клиентах.
Действительно, в погоне за большими деньгами, банки поставили желающих получить кредиты на колени. До того как получить кредит, люди уже должны были заплатить банку огромные деньги: страховка от 0,3 до 0,4%, гражданско-правовая ответственность страхования — 3-4% от суммы кредитования. И это помимо того, что нужно иметь на руках как минимум 10-15% стоимости жилья.
Такие условия людей отпугивали. Сегодня под нажимом правительства банки отменили все эти страховки. Понижена и сумма совокупного дохода семьи.
Теперь в качестве гаранта может выступить любое лицо, будь то физическое или юридическое, причем в последнем случае даже не важно, работает человек на данном предприятии или нет. Хотя — это тоже палка о двух концах. Получатель кредита имеет право внести первоначальный залог от 10 до 70 процентов получаемого кредита.
В Уральске под ипотечный кредит строятся 75 тысяч квадратных метров жилья. Это 1200 квартир. На сегодня в акимат поступило более 900 заявлений на получение квартиры под ипотеку.
Однако подтверждение в банке смогли получить только 340 заявителей, остальным в кредите отказано. Доходы населения не подходят даже под упрощенную схему кредитования. У молодой семьи с одним ребенком совокупный доход не выше 35 тысяч тенге, и она может претендовать только на однокомнатную квартиру.
Потуже затянув ремни, семья будет всю жизнь расплачиваться с кредитом. Планировать появление на свет хотя бы еще одного ребенка в ближайшем будущем, она не может себе позволить, ибо это дополнительные траты, которые не предусмотрены семейным бюджетом.
По опыту стран Центральной Европы, уже через лет 6-8 после приобретения квартиры в кредит наступает своеобразная ломка. Люди просто устают отказывать себе во всем, в результате они перестают платить кредит и начинают жить как все нормальные граждане — покупать все необходимое, отдыхать.
Беря кредиты, люди не до конца рассчитывают свои возможности. Да и жизнь вносит свои коррективы — дети вырастают, и их надо обучать, кто-то умирает, и семья оказывается не в состоянии продолжить выполнять свои обязательства. По большому счету в таких ситуациях государство должно бы взять на себя обязательства семьи, оказавшейся в затруднительном положении.
Однако авторы жилищной политики, даже и не заикаются о подобных ситуациях, как будто жизнь на 20 лет после кредита остановится.
В ближайшем от Уральска российском городе Самара в течение нескольких лет действует программа по ипотечному кредитованию квартир для молодых семей. Здесь чувствуется реальная забота государства о молодых семьях и улучшении демографической ситуации. Рождение каждого последующего ребенка сокращает сумму выплаты транша по погашению долга. И это здорово стимулирует людей. Ребенок в таких семьях не обуза, а наоборот, главный помощник при возврате долга банку.
У нас такой номер не проходит: ни банки, ни сама Казахстанская ипотечная компания никогда не пойдут на это.
Банки же на самом деле выступают в качестве операторов, они берут деньги в КИК и выдают их населению, принимая на себя ответственность перед кредитором.
В убыток себе банк работать не будет, отсюда и ставки кредитования. Глава правительства считает, что решение о свободной продаже ипотечного жилья, ставит банки в условия конкурентной борьбы.
«Либо человек сам выкупит, либо банк должен снизить ставку, либо он потеряет свой рынок», — считает премьер-министр. Однако банки и без того несут убытки, отказавшись от страховки при ипотеке.
И вряд ли пойдут на дальнейшие потери. 9 процентов — это предел, ниже которого они не опустят планку.
Ситуация создается весьма щепетильная. Раз государство выделило деньги, любой ценой их нужно освоить, такова логика чиновников.
Но вот кто в домах, отстроенных на эти деньги, будет жить? Уменьшение стоимости жилья до 300 долларов за квадратный метр в ЗКО, поставило строительные компании в очень тяжелые условия. Уложиться в эту сумму практически невозможно в условиях повышения цен на все виды строительных материалов.
Нереально построить добротный дом за бесценок, поэтому сегодня в условиях свободных распродаж, люди задумываются: стоит ли вкладывать средства в дом, который может развалиться, а в лучшем случае потребует вложения дополнительных средств, причем немалых?
В местных СМИ во всю ведется работа по восхвалению ипотечного жилья. И люди пачками несут свои заявления в акимат, в надежде наконец-то приобрести собственный угол.
Однако большая часть, получив отказ, теряет веру в происходящее. Чиновники же продолжают рисовать радужную картину, втягивая в авантюру собственный народ…