Фараону снился сон: «И вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных». Советник фараона Иосиф, как известно, сразу разгадал вещий сон, и поговорка насчет семи тучных и семи тощих (неурожайных) лет накрепко засела в фольклоре почти всех народов.
Заключенный в ней смысл по-прежнему актуален. К плохому надо готовиться, когда все хорошо. Это, в частности, означает определенные ограничения в текущем потреблении для того, чтобы направлять сбереженную часть под подготовку к тяжелым временам. «Умеренность и аккуратность» — эти молчалинские качества как нельзя лучше подходят сегодня казахстанскому бизнесу. Конечно, хочется, как привыкли, «жить широко» — но что же делать?
Казахстанские предприниматели, особенно из малого и среднего бизнеса, несмотря на бравурные отчеты власти и том, что кризис кончился, находятся в унынии. В нашем маленьком микрорайоне, в окрестных домах раньше работали восемь различных фирм: магазинчик запчастей, нотариус, овощная лавка, риэлторская компания и другие. Сегодня из восьми сохранились две — продуктовый магазин и парикмахерская, да и то в последней осталась одна скучающая в ожидании клиентов парикмахерша — маникюршу уволили. «Обороты упали, у людей нет денег!» — таков общий лейтмотив жалоб бизнесменов.
А как все хорошо начиналось. Года четыре назад мне довелось быть на новогодней корпоративной вечеринке. В одном из дорогущих банкетных залов столы ломились от деликатесов и выпивки. Триста человек гостей увеселяли звезды из России — Стас Пьеха, «Стрелки», какой-то известный танцевальный ансамбль… Подводили итоги: лучший менеджер получил в подарок навороченную «Тойоту-Камри», девушка, выбранная «Мисс компания» — бриллиантовые сережки, еще четверых сотрудников одарили путевками — романтический тур на двоих — в Париж, Таиланд, на Гоа. Еще и всем рядовым работникам, как говорили — по премии в размере оклада. Я изумлялся и поражался -настоящий рог изобилия, аттракцион щедрости и расточительности!
Когда я рассказывал эту историю своему знакомому бизнесмену-казаху, работающему долгие годы в одной из западноевропейских стран, он только посмеивался и качал головой.
— Да, это наши, «родимые» понты. Ты думаешь, капиталист здесь, в Европе, щедрый? Да он скуп, как сто тысяч Плюшкиных! Ну, вечеринку с выпивкой и бутербродами устроят на Рождество для персонала, небольшую премию могут дать… А насчет машин и бриллиантов — это из области несбыточного. Их буржуин дарит бриллианты только в самых редких случаях. Жене — на юбилей. Дочери — к выпуску из школы или колледжа. Ну, любовнице иногда, за верную службу… А такие вакханалии устраивать — дураков нет. Потому — то они и богатые!
«Тощая корова» заставила наших бизнесменов считать деньги, ужиматься в расходах, искать новые пути пополнения бюжета. Шикарные корпоративы уходят в прошлое, им на смену пришла скучная, но необходимая «оптимизация расходов».
— В сегодняшней ситуации финансовые трудности вынуждают многих работодателей сокращать персонал, — рассказывает директор рекрутингового агентства Санжар Сегизбаев. — Но прежде чем идти на такой шаг, следует определить, что для организации «дешевле»: уволить или сохранить. В данном случае необходимо оценивать сотрудника по трем параметрам: компетентность, результативность и потенциал к росту. Грамотно выстроенная система мотивации позволит значительно сэкономить средства.
Государство, конечно, видит трудное положение отечественного бизнеса и пытается ему помочь. Так, по подсчетам Минфина, за счет снижения налоговой нагрузки в связи с введением нового Налогового кодекса, в 2009 году даны послабления для бизнеса и увеличены оборотные средства предприятий на сумму порядка 490,2 миллиарда тенге. В том числе за счет снижения ставки по корпоративному подоходному налогу на 10% — 311,6 миллиарда тенге; снижения ставки НДС на 1% — 9,3 миллиарда тенге; за счет отмены авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу предприятий, у которых совокупный годовой доход меньше 325 тысяч МРП — 69,2 миллиарда тенге; за счет введения возврата дебетового сальдо по НДС с учетом применения упрощенного порядка — 65,6 миллиарда тенге; за счет увеличения порогового уровня для постановки на учет по НДС — 36,5 миллиарда тенге. Однако вся эта налоговая манна небесная стала доступной преимущественно крупному бизнесу — корпорациям и компаниям с государственным участием.
Малый и средний бизнес заинтересован прежде всего в дешевых кредитах, в пополнении оборотных средств, в снижении административного давления. А в этой сфере кардинальных перемен к лучшему не наблюдается.
Бизнесмены ищут нестандартные подходы. Один знакомый предприниматель, занимавшейся продажей специальной электронной техники, уволил почти всех своих сотрудников и тут же вновь нанял большинство из них — работать по договору, на процент от сделок.
— Затраты на персонал — это ведь не только фонд заработной платы и социальные отчисления, но также и стоимость содержания рабочих мест (освещение, отопление, уборка и т. д.) и плюс расходы на персонал (оплата транспорта, расходы на обеспечение техники безопасности, обучение и переподготовку); льготы определенным категориям сотрудников, специалистов, — рассказывает он. — Объемы продаж сегодня упали, так зачем мне держать десяток скучающих сотрудников на зарплате, арендовать для этого офис? Я по договору резко поднял им вознаграждение от каждой сделки. У них теперь свободный график, они сами ищут клиентов. Только от перехода на такой «фриланс»-метод работы я сумел сократить свои расходы почти на сорок процентов! Да, некоторым сотрудникам такая система не понравилась, работать приходится более интенсивно, они уволились. Но главное, что фирма не закрылась, люди могут зарабатывать деньги, кормить свои семьи!
Конечно, лучший способ оптимизировать расходы — это увеличить доходы. Предприниматели в пору упадка основного бизнеса вынуждены работать более интенсивно, искать новые, нестандартные пути для этого.
У Андрея К. есть свой небольшой бизнес — торговля канцелярскими товарами. В пору процветания он шел вполне успешно. Но сегодня его обороты упали процентов на шестьдесят. Андрей проанализировал ситуацию и рискнул: стал дополнительно продавать сейфы и сейфовые шкафы, спрос на которые неожиданно возрос.
— Только за счет сейфов и систем сигнализации, другого подобного оборудования я смог два года работать с прибылью, — рассказывает Андрей. — Но и этот ресурс сегодня идет на убыль, слишком многие бросились на этот сектор рынка. Значит, будем искать что-то новенькое.
В пору общего падения рынка есть возможности для компаний оптимизировать расходы за счет снижения налоговой нагрузки.
— В условиях кризиса внедрение некоторых способов налогового планирования становится более безопасным, — говорит налоговый консультант Айдер. — Этому способствуют такие факторы, как уменьшение спроса, снижение доходности, удорожание кредитов и т. д. Они — реальность, поэтому налоговикам можно объяснить, почему компания, к примеру, изменила ценовую политику, внесла в договоры условия о штрафах или, например, изменила договоры в целом.
Бизнесмен может заявить, что нестандартные условия договоров или пониженные цены были направлены на поддержание нового направления деятельности или распространения нового для нее товара. Но для такой оптимизации нужны опытные и очень знающие бухгалтеры, нужно находить понимание у налоговиков, что далеко не у всех получается.
Казахстанский бизнес сегодня, как медведь от зимних холодов, забрался в нору и дремлет. Но на дворе уже потеплело, пора бы ему выбираться на солнышко! Пусть и отощавшим — однако живым и здоровым…