ОЦАС плюс ЕврАзЭС - кто следующий? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ОЦАС плюс ЕврАзЭС - кто следующий?

ОЦАС плюс ЕврАзЭС - кто следующий?

Известие о слиянии Организации "Центрально-Азиатское сотрудничество" (ОЦАС) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в единую структуру заставило по-новому многих субъектов международного поля взглянуть на ЕврАзЭС и на перспективы этой организации.

  • 12 Октября 2005
  • 2972
Фото - Caravan.kz

Данное решение было принято главами государств в Петербурге на прошедшем саммите Организации Центрально-Азиатского сотрудничества.
Итак, что же собой представляла уже почившая в историю Организация Центральноазиатского Сотрудничества (ЦАЭС / ОЦАС)?
Для начала можно вспомнить, что Договор об учреждении Организации «Центральноазиатское сотрудничество» (ОЦАС) был подписан 28 февраля 2002 года в Алматы.
Новая структура стала правопреемницей упраздненной организации «Центральноазиатское экономическое сообщество» (ЦАЭС), созданной в 1994 году. В состав ОЦАС вошли Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Здесь уместно будет отметить, что Россия вступила в ОЦАС только осенью 2004 года.
Члены данного объединения определили следующие цели новой организации:
осуществление эффективного сотрудничества в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах;
сотрудничество в области безопасности;
укрепление стабильности в регионе;
оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитета, территориальной целостности государств-членов ЦАС.

Кроме того, страны-члены ОЦАС обязались сотрудничать в вопросах борьбы с региональной и транснациональной преступностью, в том числе незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией и терроризмом.
Согласно документам, государства-участники ОЦАС приняли на себя обязательства осуществлять согласованные меры «по поэтапному формированию единого экономического пространства, взаимодействия в области создания общей структуры транспорта и коммуникаций, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля».
В то же время различные достижения среди республик Центральной Азии в проведении экономических реформ, а также разный экономический уровень, помноженные на значительные расхождения в национальных законодательствах, особенно в области налогового, внешнеторгового и таможенного регулирования, не позволили странам сформировать ни общерегиональный рынок, ни единую таможенную территорию.
Также проблематичным стало обеспечение свободной и взаимной конвертируемости национальных валют, о которой было заявлено на заре создания данного межгосударственного объединения.
При этом отсутствие внутрирегиональных мер доверия в военных, пограничных и трансграничных вопросах еще больше дистанцировало государства региона друг от друга, и затруднило и без того проблематичный процесс сближения республик Центральной Азии в рамках деятельности межгосударственного объединения.
Стоит отметить, что на эффективность деятельности ОЦАС в регионе оказало негативное влияние отсутствие как такового режима свободной торговли между всеми участниками организации, а также различие экономических интересов по проблемам использования общих природных ресурсов.
При этом многие страны региона стали участниками негласной борьбы в сфере установления тарифов и цен на пользование линиями электропередачи, транзитного проезда транспортных средств, водных ресурсов, используемых как в ирригационный период, так и в энергетической области.
Но перечисленный выше список причин, ставших преградой для реализации намеченных задач, был бы не полон без основной — борьбы за лидерство между Казахстаном и Узбекистаном.
Как следствие вышеперечисленных проблем ОЦАС не смогла оправдать высокое доверие стран региона.
Их ожидания разбились об амбициозность одних и неприятие позиции других участников объединения.
Региональные проблемы, связанные с поставками воды, газа, угля, нерешенные пограничные и другие вопросы, связанные с поддержанием безопасности внутри республик подталкивали государства не к нахождению общих путей решения данных вопросов, а к поиску новых форм сотрудничества между собой.
Но пикантность ситуации заключается том, что только в феврале 2004 г. парламент Казахстана первым из центральноазиатских стран ратифицировал Договор об учреждении Организации «Центральноазиатское сотрудничество» (ОЦАС). Ратификация же договора другими участниками ОЦАС находилась в процессе. Как видно из даты настоящая структура в так сказать легитимном качестве не просуществовала даже двух лет.
Итак, многие республики стали искать возможные «мосты» сотрудничества не в новых инициативах, а в уже существующих, имеющих реальные очертания межгосударственных объединениях.
И мало для кого стало неожиданностью слияние двух межгосударственных объединений в одно, тем более что по многим параметрам эти структуры дублировали друг друга.
Интересно отметить, что в процессе слияния не принимал участие один из постоянных и активных членов ЕврАзЭс — президент Беларуси Александр Лукашенко. К слову сказать, Беларусь является единственной страной, входящей в ЕврАзЭС и не входящей в ОЦАС. Но и Александр Лукашенко не возразил против слияния этих двух структур.
В результате чего на пространстве бывшего СССР появился новый/старый союз государств, который увеличился не только количественно (так как в него вошел Узбекистан), но и расширил свои задачи по отношению к членам данного объединения.
Что же представляет собой Евразийское экономическое сообщество (бывший Таможенный союз, а на сегодня — ЕврАзЭС), в составе которого теперь находятся Беларусь, Россия, Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан?
Итак, ЕврАзЭС создано в июне 2001 г. Оно стало правопреемницей Таможенного союза, который был организован в 1995 году Россией, Беларусью и Казахстаном, и далее к нему присоединились Кыргызстан и Таджикистан.
На основе заключенного соглашения относительно установления зоны свободной торговли, страны ЕврАзЭС стали придерживаться механизма взимания косвенных налогов по принципу страны- назначения.
При этом страны ЕврАзЭС разработали основные задачи в области внешнеторговой и таможенной политики, которые условно можно разделить на следующие группы:
совершенствование режима свободной торговли;
формирование единого таможенного тарифа;
формирование единой системы мер нетарифного регулирования;
введение согласованной системы преференций;
выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях со ВТО и другими международными экономическими структурами;
введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;
создание эффективного платежно-расчетного механизма;
обеспечение экономической безопасности на внешних границах Сообщества;
борьба с контрабандой и другими таможенными правонарушениями.

Кроме того страны стали более тесно сотрудничать в таких сферах, как:
создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
доступ на рынки иностранных инвестиций;
формирование общего рынка транспортных услуг;
формирование единой системы и общего энергетического рынка;
совместные исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники;
разработка унифицированной системы правового регулирования, формирования и деятельности финансово-промышленных групп на многосторонней и двусторонней основе.

Конечно, появление новых участников в ЕврАзЭС будет способствовать изменению внутриорганизационной работы данной структуры, как и, впрочем, размеров членских взносов.
Но здесь просматривается интересная закономерность. ОЦАС существовала в полуактивном состоянии уже некоторое время, осенью 2004 года Россия не вступила в данную организацию.
В 2005 году /тоже осенью/ ОЦАС объединяется с ЕврАзЭС. Вроде бы ничего такого… Но если мы посмотрим на пространство СНГ, то увидим, что экономических межгосударственных объединений в нем было не так и много:
ЕврАзЭС;
ОЦАС;
ЕЭП;
ГУАМ
(среди целей которого также есть экономическая составляющая).
На сегодня ОЦАС слилась с ЕврАзЭС. ЕЭП не подает признаков жизни, а из ГУУАМ вышел Узбекистан, также разочаровавшийся в экономическом направлении деятельности данной организации, которая стала все больше напоминать объединения стран по интересам (в данном случае по интересам к Белому дому и его помощи).
Конечно, слияние двух структур позволит снять дублирование в работе двух организаций, при этом сокращаются финансовые затраты.
Но подобный союз государств вряд ли станет конечной точкой в процессе интеграции стран на постсоветском пространстве.
Вполне вероятно, что в ближайшее время мы станем свидетелями еще одного объединения — Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Это вполне осуществимо, так как ЕЭП имеет такие же цели, как и ЕврАзЭС. В результате чего на пространстве бывшего СССР будут происходить поступательные процессы объединения/поглощения одних межгосударственных объединений другими. Конечно, интеграционные процессы, если они соответствуют национальным интересам республик, должны происходить.
Но почему-то они определенным образом напоминают процессы, которые уже имели место быть на территории Евразии…